Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Для любой страны, и Российская Федерация не является исключением, большое значение имеет взимание налогов и сборов. Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Налоги представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций. Доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых поступлений. Целью данной работы является исследование причин возникновения проблем недопоступления НДФЛ и предположительных путей их решения.

Содержание

Введение 3

Глава 1Теоретические основы системы обложения налогом на доходы физических лиц как основного источника формирования регионального бюджета в РФ…………………………………………………………………......8
1.1 НДФЛ в налоговой системе государства: сущность, роль и значение при формировании регионального бюджета…………………………………...............................................................8
1.2 Общая характеристика механизма исчисления и уплаты НДФЛ…………………………………………………………………………….19

Глава 2 Анализ и динамика структуры доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.1Анализ доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.2 Динамика поступлений налога на доходы физических лиц и его влияние на формирование регионального бюджета………………………......40

Глава 3 Совершенствование НДФЛ как этап реформирования налоговой системы государства…………………………………………………………….54
3.1 Проблемы, связанные с поступлением НДФЛ как основного источника формирования доходной части регионального бюджета 54
3.2 Пути совершенствования порядка исчисления и взимания НДФЛ 66

Заключение 77

Библиографический список 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по НДФЛ.doc

— 767.50 Кб (Скачать файл)

Анализируя  данные о проведенных проверках налогоплательщиков, состоящих на учете в Межрайонной инспекции (Приложение Ж), можно сделать вывод о том, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом дополнительно начисленные платежи снизились на 52 %. На 58% в 2008 году снизились взысканные платежи по сравнению с 2007 годом. В 2009 году ситуация ухудшилась: количество доначисленных платежей сократилось на 64%, а количество взысканных платежей – на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. За анализируемый период увеличились доначисления по НДФЛ, но в то же время прослеживается тенденция к незначительному уменьшению взысканных платежей на протяжении всего анализируемого периода. Такая ситуация связана с усилением контроля за плательщиками данного налога из-за увеличения нарушений налогового законодательства по ним.

Необходимо отметить, что результативность выездных проверок значительно выше, чем камеральных. Это, прежде всего, связано с тем, что в соответствии со ст. 88 НК РФ сущность камеральной проверки состоит в проверке налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. С 1.01.2007 года налоговый инспектор может истребовать у налогоплательщика ограниченный Налоговым кодексом перечень документов, что в некоторых случаях не даёт возможности инспектору выявить нарушения. При невозможности доначисления сумм налогов в ходе проведения камеральной проверки и отсутствия либо непредставления документов, по заключению инспектора, проводившего камеральную проверку, проверяемое лицо может быть включено в план выездных проверок.

Таким образом, эффективность  камеральных налоговых проверок на протяжении анализируемого периода  увеличивается   постепенно. Если в 2007 году эффективность камеральных  налоговых проверок является крайне низкой, то в 2008 году данный показатель оценивается как высокий, темп прироста составляет 12%. Наиболее результативная камеральная контрольная работа была проведена в 2008г.

В 2007 году отмечено наибольшее количество выездных проверок, к 2008 году их число уменьшилось как на уровне инспекции так и на региональном уровне. При снижении количества выездных налоговых проверок сумма  доначисленных платежей на одну проверку возрастает. Это является следствием проведения глубоко экономического анализа деятельности налогоплательщика, в рамках камеральной проверки и целенаправленного отбора налогоплательщика для выездных проверок. То есть налоговый инспектор выходит на проверку зная все узкие места.

Таким образом, проанализировав НДФЛ по различным критериям, можно сделать вывод о том, что данный налог является значимым для регионального бюджета. Однако, существует множество негативных факторов, влияющих на поступление НДФЛ в бюджет.

Завершая данную главу, необходимо сделать вывод о том, что в рамках действующего налогового законодательства НДФЛ занимает центральное место в системе налоговых доходов субъектов Российской Федерации. В условиях финансового кризиса НДФЛ выступил в роли основного системообразующего налога, обеспечившего стабильность поступлений в доходные части бюджетов. За период с 2007 по 2009 гг. НДФЛ в составе налоговых поступлений занимал третье место, а в 2009 году данный налог стал вторым в структуре доходов регионального бюджета.

Однако, потенциал налога на доходы физических лиц на сегодняшний день реализован не полностью. Исследованию налогообложения доходов физических лиц особую актуальность придаёт низкий уровень собираемости данного налога из-за различных схем неуплаты и неперечисления в бюджет налога, применяемых налогоплательщиками и налоговыми агентами, недекларирования своих доходов и применение многих других вариантов неуплаты или уплаты в меньшем размере НДФЛ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование НДФЛ  как этап реформирования налоговой системы государства

3.1 Проблемы, связанные с поступлением НДФЛ как основного источника формирования доходной части регионального бюджета

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации  по поводу перераспределения национального  дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

В последние годы субъекты Федерации получили определенные права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим условием укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности и федерализации.

Бюджетные системы российских регионов оказались чрезвычайно  восприимчивы к последствиям финансово-экономического кризиса, начавшегося в конце 2008г. В результате, скачка цен, девальвации рубля и системного разрушения денежных рынков в регионах возникла новая ситуация, характеризуемая падением реальных бюджетных доходов, ростом убыточности промышленных предприятий, широким использованием неденежных форм уплаты налогов, обострением проблемы бюджетного дефицита, коллапсом рынка региональных заимствований. В таких условиях неизбежно снижение реального объема региональных налоговых поступлений, отказ от финансирования ряда социальных программ, усиление зависимости субъектов Федерации от выделения им различных видов финансовой помощи из федерального бюджета [55].

В настоящее время  отсутствуют эффективные стимулы  роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа дотационных территорий. Плавное  выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. По сути, игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета - их объективная связь со сферой производства товаров и услуг. Положение бюджетов всех уровней постепенно начало усугубляться уходом иностранных инвесторов и ростом инфляции. Эмиссией больше не возможно было покрывать свои обязательства. Бюджетам всех уровней пришлось провести принудительное реструктурирование внутреннего долга.

Характеризуя роль региональных бюджетов, нельзя не учитывать, что  кризисные явления в экономике  страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют  региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами). Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.

Главным источником формирования доходов регионального бюджета  продолжает оставаться налог на доходы физических лиц, который не является ни региональным, ни местным налогом, но играет роль при формировании регионального бюджета. Так как 70% от него перераспределяется в бюджет области, а 30%-в местный бюджет. Но падение прибыли и рост количества убыточных предприятий в настоящее время приводят к снижению собираемости данного налога.

Развитие налогообложения  субъектов является одним из наиболее противоречивых аспектов становления децентрализованной бюджетной системы в Российской Федерации.  В России существует значительный разрыв между степенью делегирования полномочий по осуществлению расходов нижестоящим органам управления и степенью их налоговой самостоятельности. Поэтому необходимость развития  регионального налогообложения постоянно признается на федеральном уровне. С другой стороны, ситуация в сфере регионального налогообложения в последние годы является ярким примером не только стагнации, но и в значительной степени, регресса в развитии межбюджетных отношений федерального центра, регионов и местного самоуправления.

При отсутствии налоговой  автономии связь между налоговым  бременем, возлагаемым на налогоплательщика, и его выгодами, извлекаемыми из общественных расходов, нарушается, так как эти решения принимаются различными уровнями управления. Это приводит к ослаблению фискальных стимулов органов управления.  Увеличение бюджетных расходов, не сопровождаемое негативными эффектами для региональных налогоплательщиков, создает возможность переноса части бремени на потребителей других юрисдикций (через перераспределение средств вышестоящего бюджета) или на все население в целом (через налоги вышестоящего уровня). В результате общий уровень расходов бюджетов оказывается чрезмерным.

Существующая налоговая  система России не ориентирована  на обеспечение потребностей территориальных  бюджетов. Из теории государственных  финансов известно, что региональные и местные налоги должны удовлетворять критериям соответствия уровню формирования объекта налогообложения, стабильности налоговой базы,  а их налоговая база должна быть относительно равномерно размещенной и немобильной. Удовлетворение этих требований предполагает не только совершенствования основ налогового законодательства, но и более «сфокусированный» характер отдельных налогов. В частности, эффективному разграничению полномочий в сфере налогообложения не способствует ситуация, когда поступления большей часть налогов определяются факторами рентного характера; кроме того, это способствует углублению межтерриториальной дифференциации и ослаблению фискальных стимулов.

Как результат, в существующих условиях дополнительные налоговые  полномочия регионам и муниципалитетам, будучи делегированными, часто не могут быть эффективно реализованы или сопряжены с ухудшением ситуации в других сферах межбюджетных отношений. Именно этот фактор «стоит» за регрессом в области регионального и местного налогообложения и консервацией существующей системы разделения налогов.

Развитие налоговой  автономии региональных и местных  органов требует кардинального  пересмотра существующего на федеральном  уровне подходов к формированию налогового и бюджетного (в части доходов) законодательства и межбюджетных отношений.

Достаточное финансовое обеспечение – важнейшее практическое воплощение конституционных гарантий самостоятельности и независимости региональных органов управления. Все население России проживает на территории тех или иных регионов. В связи с этим региональное управление является значимым звеном по реализации социальных программ в отношении населения России.

Для реализации данных социальных программ региональное управление должно обладать достаточными и стабильными источниками финансирования. Практика показывает, что доходы значительной части органов субъектов федерации не покрывают минимально необходимых расходов. Последствия таких диспропорций очевидны: от открытого гражданского протеста до маскировки налогов и сборов под иные, на первый взгляд законные, формы получения доходов.

Таким образом, можно  сделать неутешительный вывод: на региональном уровне существует проблема недостаточности  собственных доходов.

Что же касается НДФЛ, то данный налог - одна из главных проблем. Кризис серьезно повлиял на наполняемость областного бюджета, доходы которого во многом складываются из налога на доходы физических лиц и чем больше в области безработных, тем сильнее это отражается на бюджете.

Основной проблемой  администрирования НДФЛ является проблема уклонения от уплаты налога, недекларирования физическими лицами своих доходов, полученных в налоговом периоде. Выявление налогоплательщиков, которые отказываются декларировать полученные доходы, происходит в рамках камеральной проверки на стадии сверки списка физических лиц, обязанных представить декларации формы 3-НДФЛ, со списком физических лиц, представивших такие декларации.

Если жилое помещение  предоставляется в наем физическому  лицу (не ИП), тогда наймодатель обязан самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ, а также представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию с приложением копии договора найма жилого помещения и расписки в получении денежных средств [46. С. 43].

На объемы поступлений  от налога на доходы физических лиц  негативно влияет сокращение в условиях экономического кризиса количества предприятий и рабочих мест, а также выплат по заработной плате.

Самую значительную долю в общем объеме доходов населения  составляет официальная заработная плата, и эта доля в период до начала кризиса имела устойчивую тенденцию к росту. По данным, отраженным во второй главе, среднемесячная начисленная заработная плата по итогам 2009 года в области составила 15953,6 руб. на одного работника при значении данного показателя в целом по России 18795,1 руб. Реальная заработная плата по сравнению с 2008 г. в области составила 97,1%. Отметим, что рост показателя номинальной заработной платы на 1 % сопровождается ростом поступлений НДФЛ на 1,01%. Последовательное сокращение темпов роста заработной платы наблюдается по всем видам экономической деятельности. Статистические данные показывают, что в большей степени замедление прироста заработной платы относится к крупным и средним предприятиям и организациям. Снижение прироста заработной платы привело к сокращению доли данного вида дохода в структуре доходов населения Орловской области с 41,3% в 2008 г. до 38,0% в 2009 г.

Также сдерживающим фактором увеличения поступления указанного налога является рост скрытых форм безработицы (административные отпуска, неполная рабочая неделя). По данным Департамента труда и занятости населения численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости Орловской области, по итогам 2009 г. составила 59,9 тыс. чел. (2,7% от экономически активного населения), что составляет 261,6% от показателей 2008 года, а по данным Росстата общая численность безработного населения в области по итогам проведенного обследования составила 163,1 тыс. чел., что на 296,5% больше показателей 2009 г. При этом заявленная потребность работодателей в работниках по итогам 2009 г. составила 156 777 чел. (88,9% к значениям на 1 января 2009 г.).

Информация о работе Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета