Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Для любой страны, и Российская Федерация не является исключением, большое значение имеет взимание налогов и сборов. Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Налоги представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций. Доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых поступлений. Целью данной работы является исследование причин возникновения проблем недопоступления НДФЛ и предположительных путей их решения.

Содержание

Введение 3

Глава 1Теоретические основы системы обложения налогом на доходы физических лиц как основного источника формирования регионального бюджета в РФ…………………………………………………………………......8
1.1 НДФЛ в налоговой системе государства: сущность, роль и значение при формировании регионального бюджета…………………………………...............................................................8
1.2 Общая характеристика механизма исчисления и уплаты НДФЛ…………………………………………………………………………….19

Глава 2 Анализ и динамика структуры доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.1Анализ доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.2 Динамика поступлений налога на доходы физических лиц и его влияние на формирование регионального бюджета………………………......40

Глава 3 Совершенствование НДФЛ как этап реформирования налоговой системы государства…………………………………………………………….54
3.1 Проблемы, связанные с поступлением НДФЛ как основного источника формирования доходной части регионального бюджета 54
3.2 Пути совершенствования порядка исчисления и взимания НДФЛ 66

Заключение 77

Библиографический список 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по НДФЛ.doc

— 767.50 Кб (Скачать файл)

 

Ситуация с обеспечением своевременной выплаты заработной платы продолжает оставаться нестабильной. По состоянию на 1 января 2008г. просроченная задолженность по заработной плате составила 28,7 млн. руб., 82,6% которой приходится на предприятия обрабатывающих производств, 11,5% - на строительные организации. 5,3% - на сельскохозяйственные предприятия.

Среднедушевые номинальные  денежные доходы в 2008 году увеличились к уровню 2007г. на 36% и составили 9758 руб., среднемесячная заработная плата за аналогичный период возросла на 29,3% и достигла 11132 руб.

Демографическая ситуация в области, как и в целом по России, остается сложной. Численность постоянного населения области в 2009г. составила 813,2 тыс. чел. и сократилась в 2008г. на 3,7 тыс. чел. Среднегодовая численность постоянного населения в  2008 году, сократилась к уровню предыдущего года на 4,9 тыс. чел. (0,6%) и составила 819,4тыс. чел.

На рынке труда, в связи со сложным положением в демографии, трудовые ресурсы области ежегодно сокращаются примерно на 1,5 тыс. чел. и в 2008 году составили 520 тыс. чел.

Общая численность безработных  в 2008 году, рассчитанная по методологии МОТ, увеличилась относительно 2007 года на 1,3 тыс. чел. и составила 26 тыс. чел. Численность официально регистрируемых безработных увеличилась к прошлогоднему периоду на 200 чел. и составила в конце 2008 году 6,1 тыс. чел., из которых 3,8 тыс. чел.(62%) составляют женщины.

В структуре общей  безработицы преобладают граждане, имеющие низкую квалификацию и молодые люди, не имеющие опыта профессиональной работы.

В течение 2008 года было трудоустроено  более 14 тыс. чел. (47% от состоящих на учете граждан). За этот период было обучено 2,1 тыс. чел., на общественных работах были заняты 4,4 тыс. чел. Временной занятостью было охвачено 6,9 тыс. несовершеннолетних  граждан, что на 17% больше показателя прошлого года.

Работодатели области  заинтересованы в сохранении кадрового  потенциала предприятий. В конце  прошлого года только 22 предприятия области сократили численность работников (1,3 тыс. работников), почти 10 тыс. работников временно перевели на неполную рабочую неделю, отправили в вынужденные отпуска с сохранением заработной платы. На конец года в банке службы занятости области находилось 6 тыс. вакансий, что позволило занять значительное число сокращенных работников.

Таким образом, за последние годы возникла тенденция  к увеличению уровня доходов бюджета  Орловской области, за исключением  кризисного 2009 г., где наблюдается  резкое снижение собственных доходов области. Наибольший удельный вес в общей сумме составляют налоговые доходы. Значение налогов в формировании бюджета велико: они составляют 85% всей доходной части бюджета в докризисный период и 62% - в 2009г. Наибольший удельный вес в структуре бюджета занимают такие налоги, как НДФЛ, НДС, налог на прибыль и акцизы. Налог на доходы физических лиц по объему платежей занимает третье место в доходной части бюджета области. Незначительно повысился его удельный вес относительно 2007 и 2008гг. Причинами роста платежей налога на доходы явились: повышение уровня заработной платы, изменение законодательства и увеличение норм в бюджет города.

 

2.2 Динамика поступлений налога на доходы физических лиц и его влияние на формирование регионального бюджета

 

Для проведения комплексной   оценки эффективности исчисления и взимания налога на доходы физических лиц необходимо применить определенные критерии, показатели которых рассмотрим на примере Орловской области, а также Межрайонной ИФНС России №2 по Орловской области (далее Межрайонная инспекция).

В первую очередь  необходимо рассмотреть сумму НДФЛ, фактически поступившего в бюджет за анализируемый период, данные по которому представлены в таблицах 5 и 6.

Таблица 5-Динамика НДФЛ, фактически поступившего в бюджет всего по Орловской области за 2007- 2009гг., тыс. руб. [27]

 

Наименование показателя

период

Темп роста, %

Темп прироста, %

2007

2008

2009

2008/ 2007

2009/ 2008

2008/ 2007

2009/ 2008

НДФЛ всего, тыс. руб

3 842 886

5 216 425

5 117 797

136

98

36

-2

Из него получено в виде дивидендов от долевого участия

25292

67 090

42 416

265

63

165

-37

С доходов, облагаемых по ставке 13%

3808994

5 136 917

5 059 787

135

98

35

-2


 

 

 

 

продолжение таблицы

Из них за исключением доходов, полученных физическими лицами - ИП, нотариусами и др.

 

3756412

5 068 275

4 991 341

135

98

35

-2

Получено физическими лицами –  ИП, нотариусами и др.

 

52582

68 642

68 446

131

99

31

-1

Получено физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами  РФ

 

3949

6 396

12 666

162

198

62

98

Получено в виде выигрышей и  призов в целях рекламы товаров

 

4594

6 066

2 924

132

48

32

-52

Получено в виде процентов по облигациям

57

48

4

84

8

-16

-92


 

Исходя из данных, отраженных в таблице 4, можно сделать вывод о том, что общая сумма НДФЛ, поступившего в бюджет, в 2008 г. всего по Орловской области наиболее высокая по сравнению с 2007 и 2009 гг. о чем свидетельствует темп прироста поступления налога, который  был наиболее высоким в 2008 г.; по сравнению с 2007 г., он возрос на 36 %. В 2009 г. уровень поступлений НДФЛ в региональный бюджет снизился и темпа прироста в этом году по сравнению с 2008 не наблюдалось.

Затем, рассмотрим данные по аналогичным показателям  на примере Межрайонной ИФНС России №2 по Орловской области.

 

 

 

 

Таблица 6-Динамика НДФЛ, фактически поступившего в бюджет Орловской области по данным Межрайонной ИФНС России №2 по Орловской области за 2007-2009гг., тыс. руб. [27]

 

Наименование показателя

количество, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2007

2008

2009

2008/ 2007

2009/ 2008

2008/ 2007

2009/ 2008

НДФЛ всего

774516

1108481

955229

143

86

43

-14

Из него получено в виде дивидендов от долевого участия

4559

18248

7912

400

43

300

-57

С доходов, облагаемых по ставке 13%

768265

1088672

945904

142

87

42

-13

Из них за исключением доходов, полученных физическими лицами - ИП, нотариусами и др.

743107

1056900

913669

142

86

42

-14

Получено физическими лицами –  ИП, нотариусами и др.

25158

31772

32205

126

101

26

1

Получено физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ

728

355

723

49

204

-51

104

Получено в виде выигрышей и  призов в целях рекламы товаров

971

1206

685

124

57

24

-43

Получено в виде процентов по облигациям

11

19

5

173

26

73

-74


 

Анализируя  данные таблицы можно сделать вывод, что в 2008 г. общая сумма НДФЛ, поступившего в бюджет, самая высокая по сравнению с 2007 и 2009 гг. о чем свидетельствует темп прироста поступления налога, который  был наиболее высоким в 2008 году; по сравнению с 2007 годом, он возрос на 39 %. В 2009 г. уровень поступлений НДФЛ в региональный бюджет снизился, но не намного, уровня 2007 г. данный показатель не достиг.

 Если рассматривать  НДФЛ по его составляющим, то здесь можно увидеть, что значительная часть поступлений идет в бюджет с доходов, облагаемых по ставке 13%, а именно с доходов, полученных физическими лицами, за исключением ИП, нотариусов и др. Данная сумма составляет 1056900 тыс. руб. в 2008 г. Анализируемая сумма по аналогичному показателю в 2009г. снижена на 14%.

К факторам, негативно  повлиявшим на поступление НДФЛ в бюджет области можно отнести: снижение темпов роста заработной платы; безработица и скрытая безработица; инфляция, рост уровня потребительских цен; изменения законодательства в части предоставления налоговых вычетов; увеличение стоимости жилой недвижимости в течение последних нескольких лет; сокрытие доходов от сдачи недвижимого имущества в аренду; применение организациями различных схем ухода от налогообложения.

В период до начала проявления кризисных явлений (конец 2008 года) наблюдалось  снижение степени экономического неравенства населения, выражавшееся в уменьшении разрыва в доходах между группами, коэффициента концентрации доходов и сокращении абсолютной бедности. В кризисный же период наблюдается обратная динамика.

На объемы поступлений  от налога на доходы физических лиц негативно влияет сокращение в условиях экономического кризиса количества предприятий и рабочих мест, а также выплат по заработной плате.

Также сдерживающим фактором увеличения поступления указанного налога является рост скрытых форм безработицы (административные отпуска, неполная рабочая неделя). Так, по данным Орлгорстата, численность персонала, работающего неполное рабочее время по инициативе администрации, в январе-июне 2009 года составило 56,4 тыс. чел., увеличившись к аналогичному периоду 2008 года более чем в 13 раз. Продолжительность отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации за тот же период возросла в 6 раз.

Численность безработных  граждан, зарегистрированных в службе занятости, по итогам года 59,9 тыс. чел. (2,7% от экономически активного населения), что составляет 261,6% от показателей 2008 года, а общая численность безработного населения в Орле по итогам проведенного обследования составила 163,1 тыс. чел., что на 296,5% больше показателей 2009 года. При этом заявленная потребность работодателей в работниках по итогам 2009 года составила 156 777 чел (88,9% к значениям на 1 января 2009 года) [54.С. 79].

В связи с  экономическим кризисов, который  затронул почти все отрасли народного хозяйства целесообразно проследить  поступления НДФЛ, как основного источника формирования регионального бюджета, в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям народного хозяйства в разрезе 2007 - 2009 гг. Для изучения были выбраны не все виды экономической деятельности, а только ключевые.

Таблица 7-Динамика поступлений НДФЛ за 2007- 2009гг. в разрезе основных отраслей по региону в целом, тыс. руб. [28]

 

Наименование показателя

период

Темп роста, %

Темп прироста, %

2007

2008

2009

2008/ 2007

2009/ 2008

2008/ 2007

2009/ 2008

Обрабатывающее производство

1392011

1637524

1023474

118

63

18

-37

Производство и распределение  электроэнергии, газа, воды

212158

259974

261870

123

101

23

1

Торговля

1058712

1380358

707712

130

51

30

-49

Транспорт и связь

834175

1069901

847746

128

79

28

-21

Строительство

457117

652267

685107

143

105

43

5

Финансовая деятельность

387250

424795

432586

110

102

10

2

Государственное управление

391158

426097

415086

110

97

10

-3

Здравоохранение

290533

311703

359009

103

131

3

31

Образование

301741

323551

425033

107

131

7

31

Информация о работе Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета