Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Для любой страны, и Российская Федерация не является исключением, большое значение имеет взимание налогов и сборов. Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Налоги представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций. Доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых поступлений. Целью данной работы является исследование причин возникновения проблем недопоступления НДФЛ и предположительных путей их решения.

Содержание

Введение 3

Глава 1Теоретические основы системы обложения налогом на доходы физических лиц как основного источника формирования регионального бюджета в РФ…………………………………………………………………......8
1.1 НДФЛ в налоговой системе государства: сущность, роль и значение при формировании регионального бюджета…………………………………...............................................................8
1.2 Общая характеристика механизма исчисления и уплаты НДФЛ…………………………………………………………………………….19

Глава 2 Анализ и динамика структуры доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.1Анализ доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.2 Динамика поступлений налога на доходы физических лиц и его влияние на формирование регионального бюджета………………………......40

Глава 3 Совершенствование НДФЛ как этап реформирования налоговой системы государства…………………………………………………………….54
3.1 Проблемы, связанные с поступлением НДФЛ как основного источника формирования доходной части регионального бюджета 54
3.2 Пути совершенствования порядка исчисления и взимания НДФЛ 66

Заключение 77

Библиографический список 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по НДФЛ.doc

— 767.50 Кб (Скачать файл)

Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам. В 1916 г. его  потолок был 12,5%, впоследствии Временное  правительство довело его до 30,5%. Первоначально Правительство предусматривало минимальную сумму необлагаемого дохода в 1000 руб., что в 1912г. означало бы, что большинству населения подоходный налог не грозит. Инфляция военного периода резко увеличила число людей, чей доход равен или больше 1000 руб., а государственный совет понизил минимальный уровень дохода до 750 руб. с целью охватить налогом как можно большее количество населения. Отныне и бедные должны были быть включены в число налогоплательщиков, потому что получали статус граждан, то есть подтягивались до уровня граждан через насильственное включение в число налогоплательщиков.

Подоходный налог с  физических лиц в постсоветской  России ведён в действие Законом  РФ от 07.12.91 №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». С 1991 г. в данный закон были внесены 19 поправок законами РФ. Кроме того, базовый закон содержал множество юридических и экономических пробелов и неточностей. Эти «прорехи законодательства» исправляли инструкции Государственной налоговой службы РФ [7.С. 8].

В СССР подоходный налог  действовал в двух основных формах: подоходный налог с юридических лиц (колхозов, потребительской кооперации, хозяйственных органов общественных организаций) и подоходный налог с населения.

Налогоплательщиками являлись советские и иностранные граждане, имевшие на территории СССР источники дохода. Плательщики налога в зависимости от источника их дохода подразделялись на несколько групп. Для каждой их них был предусмотрен свой порядок обложения, различные размеры необлагаемого минимума, скидки или льготы.

Данное название он сохранял вплоть до 2001 г. Вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации внесла некоторые непринципиальные изменения, как в название налога, так и в порядок его исчисления. В настоящее время с физических лиц взимается не подоходный налог, а налог на доходы физических лиц.

НДФЛ появился в общемировой практике давно, и сейчас он действует почти во всех странах мира. Место его рождения — Великобритания, которая ввела этот налог как временную меру в период наполеоновских войн, хотя окончательно подоходный налог утвердился в английской налоговой практике только в 1842 г. В других странах он функционирует с конца XIX—начала XX века.

Основные принципы обложения  подоходным налогом физических лиц  для большинства развитых стран  едины. Нет существенных различий в вопросах формирования налоговой базы. В состав налогооблагаемого дохода включается заработная плата, вознаграждение за труд, пенсии, рента, проценты, дивиденды, и другие виды доходов от инвестиций.

Вместе с тем могут  наблюдаться некоторые отличия в подходах к определению величины облагаемого дохода и его составных частей. Как правило, из налогооблагаемого дохода исключаются расходы, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности или поддержания недвижимости (профессиональные вычеты); регулярные взносы в пенсионные фонды и личные расходы, необходимые для получения дохода (социальные вычеты); долговые проценты, страховые выплаты.

Объектами подоходного  налога обычно выступают доходы плательщиков (физических лиц). Исторически сложились две формы построения подоходного налога: шедулярная и глобальная. Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), причем обложение каждой шедулы происходило отдельно. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии) [21.С. 146].

В настоящее  время за рубежом обложению подлежит чистый доход плательщика за минусом  разрешенных законом вычетов и налоговых льгот, к которым относятся: необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т.п. Список исключений в разных странах различен и зависит от национальных особенностей и традиций. И хотя законодательство многих стран провозглашает равные возможности для всех плательщиков в использовании налоговых скидок, в реальной жизни многие льготы являются лишь привилегией очень состоятельных слоев населения.

В Великобритании подоходный налог с населения является центральным налогом и на его долю приходится 64% поступлений в виде прямых налогов в государственный бюджет. Данный налог уплачивает все население Великобритании, получающее доход. Однако режим налогообложения зависит от статуса налогоплательщика. Согласно налоговому законодательству, налогоплательщики разделяются на резидентов и нерезидентов. Доходы резидента Великобритании подлежат обложению независимо от их источника. Нерезидент выплачивает налоги лишь с доходов, полученных на территории этой страны. Для определения подлежащей уплате суммы подоходного налога из фактически полученного годового дохода вычитаются налоговые льготы. Доходы супругов в Великобритании облагаются отдельно.

В настоящее время  в Великобритании каждый человек имеет право на сумму дохода, необлагаемую налогом, так называемую личную скидку. На базу налогообложения влияет также наличие ряда более мелких льгот, предоставляемых слепым, неполным семьям и тем, кто нуждается в помощи домработницы и использует эту помощь. Не облагаются подоходным налогом различные пособия в натуральной форме, стипендии.

Подоходный налог исчисляется  на кумулятивной базе с учетом совокупного  годового дохода. Так, при подсчете обязательств низкие заработки на одной  недели будут сравниваться с высокими на следующей недели и наоборот. Специфика налоговой системы Великобритании заключается в том, что подоходный налог не только исчисляется на кумулятивной основе, но и таким же образом собирается.

Если налог, уплаченный ранее, уже выбран или настолько мал,  что льгота не может быть зачтена, то неиспользованные льготы переносятся в счет будущих налоговых расчетов за последующие недели. Поэтому необходимо вести строгий учет платежей в течении всего года.

Подоходный налог с физических лиц в Италии является прямым налогом и самым основным. Субъектом обложения данного налога выступают частные лица, резиденты и нерезиденты Италии, а объектом - их доходы.

Все доходы физических лиц  в зависимости от источника их происхождения делятся на категории: земельная собственность, недвижимость; капитал; работа по найму и свободные профессии; предпринимательство; прочие источники.

При исчислении налога, доходы семейного предприятия и мелких предприятий, согласно гражданскому кодексу, должны распределяться пропорционально количеству и качеству труда, выполняемого членами семьи.

Расчет налога производится по ставкам, построенным по принципу сложной  прогрессии. Полученная сумма налога уменьшается на сумму индивидуальных льгот, размер которых зависит от состава семьи (чем больше семья, тем больше льгот). Кроме семейных льгот существуют также вычеты для лиц, наемного труда, как работающих, так и находящихся на пенсии [17.С. 239].

Федеральный подоходный налог с населения составляет основную часть доходов федерального бюджета США. Подоходный налог с населения взимается с физических лиц, а также с индивидуальных предприятий и партнерств, не имеющих статуса юридического лица. Каждый налогоплательщик- физическое лицо, имеет свой налоговый статус: супруги, заполняющие совместную налоговую декларацию; супруги, заполняющие раздельные налоговые декларации; главы семейств; одинокие налогоплательщики; вдовы (вдовцы). В зависимости от принадлежности к той или иной группе налогоплательщик имеет право на налоговые льготы.

Условно подсчет доходов  выполняется в три этапа: первоначально подсчитывается валовой доход, при этом учитывается общая сумма доходов: заработная плата, пенсии, вознаграждения и т. д., затем, определяется корректированный валовой доход. Для этого из валового дохода вычитаются различные виды льгот, к которым относятся: торговые или производственные затраты; уплаченные алименты; авансовые налоговые взносы и т. д. (до 25%). Налогооблагаемый доход получается в результате исключения из скорректированного валового дохода классифицированных или стандартных вычетов: необлагаемого минимума плательщика  и необлагаемого минимума на каждого иждивенца плательщика; стандартной скидки; дополнительных скидок для лиц старше 65 лет и т. д. Исходя из таблицы 1  индивидуальный подоходный налог взимается следующим образом: весь налогооблагаемый доход разбивается на порции, к каждой из которых применяется соответствующая ставка.

Таблица 1-Ставки федерального индивидуального подоходного налога в США

[22.С.400]

 

Уровень дохода супругов,совместно заполняющих декларацию, долл.

Уровень дохода для индивидуальных плательщиков, долл.

Ставки  федерального налога, %

0—14 000

0—7 000

10

14 000—56 800

7 000—28 400

15

56 800—114 650

28 400—68 800

25

114 650—174 750

68 800—143 500

28

174 750—311 950

143 500—311 950

33

311 950 и выше

311 950 и выше

35


 

Также, кроме федерального налога на доходы, существуют налоги штатов и местные индивидуальные подоходные налоги. Ставки налогов штатов варьируются от 1,4% (минимальная ставка в Нью-Джерси) до 12% (максимальная ставка в Северной Дакоте) и имеют прогрессивный характер. Соответственно, личные доходы, получаемые на территории конкретных штатов, облагаются по разным ставкам [22.С.400].

При исчислении федерального подоходного налога, из обложения исключается необлагаемый минимум. На территории некоторых штатов подоходным налогом облагаются только лишь дивиденды и доходы в виде процентов.

В Соединенных Штатах на физических лиц (индивидуальных предпринимателей) налагается так называемый альтернативный минимальный налог (АМН), который гарантирует налоговым органам получение со всех физических лиц налоговых отчислений. При этом налогооблагаемая база альтернативного минимального налога такая же, как и для обычных налогов; с определенными вычетами и льготами для физических лиц ставка АМН — 24% [22. С. 400].

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации государственной власти субъектов в РФ» федеральные органы государственной власти в соответствии с законом обеспечивают субъектам федерации минимальные региональные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов региональных  бюджетов.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной  системы РФ осуществляется в форме  дотаций, субвенций, и субсидий либо иной безвозмездной передачи средств.

Региональные бюджеты  могут получать финансовую помощь непосредственно  из федерального бюджета на финансирование целевых расходов, предусмотренных  федеральными целевыми программами  либо федеральными законами.

Финансовая  система Орловской области основывается на полном охвате жизнедеятельности  всех хозяйственных объектов, учреждений, расположенных на его территории и населения, проживающего в области.   Укрепление финансового состояния  Орловской области и обеспечение гарантии социальной защищенности его жителей достигается подходом к региону как целостному «организму» с признанием  равной обязанности всех  расположенных на его территории хозяйственных субъектов в финансировании расходов (прежде всего на непроизводственную  сферу), обязательности участия предприятий федерального, республиканского подчинения в формировании финансовых ресурсов области.

Согласно Решению Орловского городского Совета Народных Депутатов  от 26 февраля 1998 г. № 14/036-ГС «Об утверждении положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Орловской области» и Приложения к Решению Орловского городского Совета народных депутатов от 26 февраля 1998 г. N 14/036-ГС, бюджетный процесс Орловской области регламентирован следующими образом.

Бюджетный процесс - регламентированная законодательством Российской Федерации  деятельность органов государственной  власти субъекта федерации по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению регионального бюджета.

Финансовый (бюджетный) год  устанавливается сроком в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря включительно).

 Бюджетное регулирование  - процесс распределения доходов  и перераспределения средств  между бюджетами разных уровней  в целях выравнивания доходной  базы региональных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных, муниципальных, социальных стандартов [8. С. 5].

В соответствии с Уставом  Орловской области в области  принимается единый региональный бюджет, предназначенный для мобилизации  доходов и финансирования расходов общеобластного значения и программ развития административно - территориальных образований на территории области

 Собственные доходы - налоговые и неналоговые платежи,  закрепляемые за региональным  бюджетом, полностью или частично  на постоянной основе федеральными  законами или законами субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в региональный бюджет.

Регулирующие доходы - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональный бюджет на предстоящий финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

Информация о работе Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета