Управление муниципальным хозяйством в муниципальных образованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего дипломного проекта – анализ управления муниципальным хозяйством в муниципальном образовании город Павловский Посад.
Реализация поставленной цели определила решение следующих задач:
- рассмотреть элементы муниципального хозяйства;
- показать организационную специфику муниципального хозяйства;
- дать понятие комплексного социально-экономического развития муниципального хозяйства;

Содержание

Введение
1. Методологические и теоретические основы управления муниципальным хозяйством
1.1 Элементы муниципального хозяйства и формы его организации
1.2 Организационная специфика муниципального хозяйства
1.3 Понятие комплексного социально-экономического развития муниципального хозяйства
2. Анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании
2.1 Характеристика муниципального образования
2.2 Анализ управления муниципальным хозяйством в муниципальном образовании
3. Основные направления совершенствования управления муниципальным хозяйством
3.1 Совершенствование управления муниципальным хозяйством
3.2 Совершенствование социальной инфраструктуры
3.3 Совершенствование управления муниципальным имуществом
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Управление муниципальным хозяйством в муниципальных образованиях.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

Целевой подход предполагает наличие нескольких реальных "сценариев" развития, из которых выбирается наилучший, которому в дальнейшем и следуют. В противоположность целевому подходу к развитию (при отказе в постановке целей) на практике реализуется одновременно несколько реальных "сценариев", но из-за ограниченности ресурсов ни один из них не реализуется полностью.

Второй вопрос связан с пониманием самого понятия комплексного социально-экономического развития (его масштаб и направления). Здесь принципиальные сторонники целевого подхода к пониманию развития расходятся во мнении относительно того, что относить к объектам развития и каковы масштабы этого явления. Мнения по этому вопросу можно свести к трем основным позициям.

Первая позиция заключается в том, что под комплексным социально-экономическим развитием представители этой позиции понимают развитие инфраструктуры муниципального образования. К представителям этого направления принципиально можно отнести и тех, кто под комплексным социально-экономическим развитием понимает не только развитие городской инфраструктуры, но и развитие хозяйственной деятельности органов местного самоуправления посредством управления муниципальной собственностью и ведением хозяйственной деятельности.

Эти позиции объединены на основе того, что развитие города как целостного социально-экономического образования представителями этого направления не рассматривается как главная задача развития. Как бы широко ни ставился вопрос о ведении хозяйственной деятельности органами местного самоуправления, эта деятельность не может обеспечить всех направлений жизнедеятельности муниципального образования.

Позиция вторая сводится к тому, что под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается "генеральный план застройки" или "генеральный план капитального строительства".

Понятие "комплексного социально-экономического развития муниципального образования" введено в Федеральном законе для обозначения качественно нового явления в жизни российских поселений - перехода от государственного управления на местах к становлению нового института власти в государстве - института местного самоуправления. Другими словами, термины "генеральные планы застройки", "генеральный план капитального строительства" и им подобные не могут претендовать на то, чтобы под ними понималось "комплексное социально-экономическое развитие"

Позиция третья заключается в том, что муниципальное образование понимается как целостное социально-экономическое явление, которое имеет свои внутренние законы развития, и если гражданам (жителям поселения) законом предоставлено право ставить и решать вопросы развития муниципального образования, то в свою очередь, термин "комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования" должен относиться не к отдельным сферам жизнедеятельности муниципального образования, а ко всему муниципальному образованию, включая наряду с традиционно муниципальными сферами жизнедеятельности (такие как коммунальное хозяйство) и иные сферы, в том числе, взаимодействие с органами государственной власти, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, с экономическими структурами различных форм собственности, формирование и развитие системы подготовки жителей к осуществлению местного самоуправления, развитие духовной жизни муниципального образования и др.

Третий вопрос связан с определением субъекта, который должен выступить с инициативой комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Принципиальным в этом отношении, по-видимому, следует считать то, что в любом из приведенных выше вариантов мнение жителей муниципального образования должно учитываться. Федеральным законом "комплексное социально-экономическое развитие" отнесено к вопросам местного значения со всеми вытекающими из этого правовыми и имущественными последствиями. Таким образом, законодатель предоставил возможность населению в полной мере нести ответственность за развитие поселения.

Такая постановка этого вопроса ставит муниципальные образования в совершенно иные (по сравнению с недавним прошлым) условия. Муниципальные образования получили право определять собственную стратегию развития и право разрабатывать и реализовывать собственные проекты и планы развития. Это предъявляет особые требования к органам местного самоуправления, так как на них в этом случае ложится очень высокая ответственность за судьбу поселения (муниципального образования).

Итак, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования отнесено Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения к предметам ведения муниципальных образований. Однако само понятие "комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования" Федеральным законом не определено.

По мнению авторского коллектива по руководством А.И.Гаврилова, под комплексным социально-экономическим развитием поселения нужно понимать управляемый процесс изменений в различных сферах жизни поселения, имеющий своей целью достижение определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории поселения, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов государства на территории поселения.

Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программам (проектам) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования. Такое управление проводится в соответствии с признанными приоритетами населения, а также с федеральными и региональными программами развития, принятыми к исполнению на основе договоров и по закону.

 


2. Анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании

 

2.1 Характеристика муниципального образования

 

Павловский Посад - город (с 1844) в Российской Федерации, Московская обл. Расположен на Мещёрской низменности, на реках Ходца, Вохонка и Клязьма в 68 км к востоку от Москвы (55°45' северной широты, 38° 50' восточной долготы). Железнодорожная станция на линии Москва - Владимир (горьковское направление). Численность населения района 106 тысяч человек, в том числе в г. Павловский Посад - 87 тысяч человек. Старинный (с 19 в.) центр текстильной промышленности (главным образом шерстяной). Известен с 1328 как село Павлово или Вохна.

С последней четверти 19 в. известен изготовлением шерстяных и полушерстяных набивных платков и шалей (т.н. павловских) с ярким цветочным орнаментом на чёрном, вишнёвом, кремовом фонах (художники С.В. и Н.С. Постриговы, З.А. Проханов, Ф.А. Филатов и др., в 1950-80 е гг. - И.П. Дадонова, К.С. Зиновьева, З.А. Ольшанская, Е.П. Регунова, С.П. Рыжов и др.) на ткацкой и красильно-набивной платочной фабрике (с 1895) в деревне Городок (ныне часть Павловского Посада) и Павло-Покровской прядильно-ткацкой хлопчато-бумажной фабрике (с 1900).

В Павловском Посад родились В.В. Тихонов (знаменитый актёр), В.Ф. Быковский (космонавт №5) и многие другие.

Павловский Посад - центр текстильной (преимущественно шерстяной) промышленности. В городе действуют камвольный комбинат, прядильно-ткацкие фабрики, заводы: "Металлист", литейно-механический, "Экситон". Производятся шерстяные, шёлковые, хлопчато-бумажные и технические ткани, резино-трикотажные изделия, пожарные рукава, мебель, кирпич, учебные наглядные пособия и др. Кстати, компьютеры БК-0010 и БК-0011 были разработаны и изготавливались именно в Павловском Посаде на "Экситоне".

В течение 2000 - 2006 годов в г. Павловский Посад осуществлены мероприятия по реализации Указов Президента Российской Федерации от 29.01.2000 № 115, от 25.12.2000 № 2063, Федеральных законов от 29.05.2002 № 61-ФЗ, от 31.12.2002 № 197-ФЗ, от 23.12.2003 № 175-ФЗ, от 28.12.2004 № 184-ФЗ, от 22.12.2005 № 174-ФЗ направленные на финансирование расходов по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения.

На территории г. Павловский Посад расположены 36 действующих государственных и 52 муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания населения. Общая сумма средств, выделенная Пенсионным фондом России в рамках реализации социальных программ составила за шесть лет 297,0 млн. рублей.

С 1 января 2006 года, в соответствии с федеральным законом 131-ФЗ, сформирована 2-х уровневая система местного самоуправления.

Сегодня г. Павловский Посад стабильно развивается. По данным рейтинговой оценки территорий, проводимой органами государственной статистики, по многим позициям Г. Павловский Посад входит в число успешно развивающихся территорий Московской области.

На территории города по состоянию на 1 января 2009 года зарегистрировано 1793 юридических лиц и 1473 индивидуальных предпринимателя. Последние пять лет сопровождались в хозяйственном комплексе г. Павловский Посад динамичным ростом Валового продукта. Общий выпуск товаров и услуг по всем сферам возрос почти в 2 раза с 12,2 млрд. руб. в 2004 году до 22,9 млрд. руб. в 2008г, в сопоставимых ценах рост составил 126% (2004г. к 2003г. – 111,2%; 2005г. к 2004г. – 110,5%; 2006г. к 2005г. – 104%; 2007г. к 2006г. – 109,4%; 2008г. к 2007г. – 108%).


Рис. 2.1 – Динамика валового выпуска продукции и услуг (в сопоставимых ценах к предыдущему году, %) в г. Павловский Посад

 

Таблица 2.1 Динамика валового выпуска продукции и услуг

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

2008 к 2004%

Валовой продукт района - всего, млн. руб.

12173

14234

15831

18549

22855

188

Индекс-дефлятор, %

108,1

105,8

107,3

107,1

113,8

 

Индекс производства, % (в сопоставимых ценах)

111,2

110,5

104,0

109,4

108

126


 

Рис. 2.2 – Структура общего валового выпуска продукции и услуг в г. Павловский Посад в 2008 г.

 

Доля продукции промышленного сектора экономики в общем валовом продукте района составляет 51%. За период с 1990 по 2008 годы в работе предприятий промышленности произошли существенные изменения. В середине 90-х не работали практически все градообразующие предприятия.

В 2008 году промышленными предприятиями отгружено продукции собственного производства в 2,3 раза больше, чем в 2004г., в 2004г. - 5169 млн. руб.; в 2008 году 11656 млн. руб., рост в сопоставимых ценах составил 148%. За 2008 год индекс промышленного производства в сопоставимых ценах составил 114%.

В целом ситуацию в промышленном секторе экономики района на сегодняшний день можно считать стабильной.

Павловопосадский железнодорожный узел является одним из ведущих в сети железных дорог, ежесуточно он принимает и отправляет в четыре направления: Санкт - Петербург, Мурманск, Вологда, Москва более двух сотен грузовых, пассажирских и пригородных поездов, формирует десятки новых составов. В последние годы в структурных подразделениях Отделения осуществляется модернизация производственных процессов, улучшаются условия труда работников.

За 2008 год перевезено грузов 8167 тыс. тонн. Грузооборот составил 40184 млн. тн. км, пассажирооборот - 1399 млн. п-км.

Пассажирские маршруты обслуживают, почти в полном объеме, 2 муниципальных предприятия: МУП "Павловавтосервис" и МУП "ПАТП". В 2008 году МУ "Пассажирское автотранспортное предприятие" награждено дипломом за III место в конкурсе на соискание премии Правительства ЛО по качеству. Предприятие занесено в Федеральный реестр "Всероссийская Книга Почета".

Традиционным занятием для населения г. Павловский Посад с давних времен было сельскохозяйственное производство. Современное состояние АПК района во многом определяется теми преобразованиями, которые произошли в России и в Московской области в ходе рыночных реформ. С момента коллективизации и создания крупных совхозов агропромышленный комплекс много раз терпел подъемы и спады, происходили различные изменения в структуре хозяйств. В 1990 году на территории района работали 9 сельскохозяйственных предприятий, основным направлением работы которых было производство молока и мяса. Валовое производство молока составляло 55,4 тыс. тонн в год, производство мяса в живом весе 14,8 тыс. тонн.

С 2001 года наметилась тенденция улучшения экономической ситуации в сельском хозяйстве района, удалось сократить число убыточных предприятий, впервые за годы перестройки по отрасли был получен положительный финансовый результат.

Информация о работе Управление муниципальным хозяйством в муниципальных образованиях