Муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:59, лекция

Краткое описание

Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.
Внутри муниципального управления, так же, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное управление.docx

— 24.75 Кб (Скачать файл)

Муниципальное управление —  это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим  воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и  взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и  качества жизни населения муниципалитета.

Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:

а) муниципальное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению  местного  самоуправления, имеющий  функциональную и компетенциональную специфику;       

б) муниципальное управление - это прерогатива только органов  муниципального управления (местного самоуправления);

в) муниципальное управление - в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного  непосредственного руководства  экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

г) муниципальное управление - подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

Внутри муниципального управления, так же, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип  разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках  городского совета, и судебная —  в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное управление, как  и государственное, связано с  определенной территорией и разными  группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает  глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

муниципальный орган не создает  законов, это прерогатива государственных  законодательных органов;

государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет  как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением  решений о налогах и выборах  органов муниципальной власти), а  собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими  службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Согласно Положению об основах организации местного само­управления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;

устанавливает местные налоги и сборы;

утверждает программы  развития соответствующих территорий;

принимает положение (устав) о местном самоуправлении;

осуществляет контроль над  деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой  местных налогов и сборов, принимаются  выборным представительным органом  местного самоуправления. Эти решения  представляютcя и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с  частными предприятиями. Последние  тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как  устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный  закон № 154 определяет акты, принимаемые  ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Также муниципальное управление отличается от частного предприятия  тем, что одним из источников его  финансирования являются налоги. Муниципалитет  является бюджетной, а не коммерческой общностью.

Еще одно отличие состоит  в том, что частное предприятие  поставляет товары на рынок, а муниципальная  служба — только жителям определенной территории.

Наконец, частное предприятие  может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Структура управленческих решений

     §1. Понятие  и классификация  управленческих  решений

     Принятие  решений,  так же как и обмен  информацией, - составная часть любой управленческой функции. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений.

     В литературе  приводятся различные определения   данного понятия в зависимости   от того, с какой точки зрения  автор рассматривает тему1.

     Для дальнейшего  исследования используем следующее  определение. Управленческое решение  – это сознательный волевой   акт субъекта управления, принятый  им в соответствии с закрепленной  компетенцией, в процессе управленческой  деятельности и направленный  на урегулирование подведомственных  отношений. Управленческое решение  - основной инструмент воздействия  работников муниципальной службы  на управляемый объект.

     Основные  признаки  управленческих решений2:

Субъект управления принимает  решение исходя не из собственных  потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы.

Разработка, принятие и реализация управленческих решений осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной законом компетенции.

Для принятия управленческого  решения необходимо наличие профессионализма, специальных знаний, компетентности.

Разделение труда заключается  в том, что решение возникающих  проблем, разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие  субъекты (руководители, менеджеры), а  их реализацией заняты исполнительные структуры.

Последствия реализации управленческого  решения могут оказать влияние  как на лиц, принимающих и исполняющих  его, так и на простых граждан.

     Классификация  управленческих решений.

По значимости цели:

Плановые (стратегические) –  это директивные акты, направляющие, организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегическое планирование включает в себя разработку муниципальной  политики в различных сферах,  определяющих жизнь муниципального образования; разработку программ и  проектов; прогнозирование и определение  социально-экономического развития, что  является необходимым элементом  согласования интересов местных  сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития.

Оперативные решения связаны  с осуществлением текущих целей  и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

Организационные решения - это  выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные  занимаемой им должностью:

Запрограммированные решения  – результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при  решении математического уравнения. Руководство зачастую программирует  решения под ситуации, повторяющиеся  с определенной регулярностью

Незапрограммированные решения  требуются в ситуациях, которые  в определенной мере новы, внутренне  не структурированы или сопряжены  с неизвестными факторами. Например, как усовершенствовать структуру  управленческого подразделения; как  усилить мотивацию подчиненных  и др.

Интуитивные решения - это  выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. В сложной  организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. У руководителя, который полагается исключительно  на интуицию, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без  какого-либо приложения логики невысоки.

Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек  использует знание о том, что случилось  в сходных ситуациях ранее, чтобы  спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Однако отметим, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению и  накопленному опыту, может сознательно  и бессознательно избегать взаимодействия с новыми технологиями и разработками, что приводит к принятию нерациональных решений.

Рациональные решения  обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.

В зависимости от способа  фиксации:

Документированные решения  закрепляются и доводятся до исполнителей в письменной форме.

     По  своему  функциональному значению служебные   документы делятся на несколько   больших групп:

Личные – это акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права  и обязанности конкретных лиц  или рассчитанные на однократное  применение (например, приказ - решение  руководителя, наделенного властью  в организации, обязательное для  исполнения);

Директивные и распорядительные. К распорядительным документам относятся:

постановление - правовой акт, принимаемый субъектом управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач развития и жизнедеятельности управляемого объекта;

распоряжение - правовой акт  управления, издаваемый должностными лицами в пределах их компетенции  и определенный правовыми документами. Распоряжение - решение руководителя, не наделенного властью административными  функциями, обязательное для исполнения непосредственно подчиненными3;

решение - правовой акт, принимаемый  по результатам деятельности коллегиальных  органов. Приказ - правовой акт, издаваемый руководителями подразделений, действующими на основе единоначалия по решению  оперативных задач;

поручение - документ, издаваемый для решения срочных вопросов руководства хозяйственной деятельностью  на территории управляемого объекта (муниципального образования) и его социально-экономического развития;

Административно – организационные (регламенты, уставы, положения, инструкции);

Организационно – распорядительные (протоколы, договоры, трудовые соглашения);

Информационно – справочные (справки, докладные записки, акты, объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма – приглашения);

Деловые письма;

Финансовые документы;

Учетные документы.

Устные решения составляют наиболее оперативную часть деятельности управленческого и производственного  аппарата. Такие решения могут  касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.

Кодированные решения  применяются в автоматизированных системах. Они наносятся на специальные  документы, перфокарты, различные магнитные  носители.

     По  функциональной  направленности выделяют планирующие,  организующие, координирующие и  контролирующие управленческие  решения.

     Управленческие  решения могут приниматься как   единолично полномочным субъектом,  так и в коллегиальном составе.  Могут быть направлены на урегулирование часто повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или некачественной информации4.

     Выделяют  также  решения5:

Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;

Инициативные, которые принимаются  полномочным субъектом управления в соответствии с ситуацией. Их эффективность  зависит от компетентности, управленческого  опыта, личных качеств принимающего субъекта.

     Функции управленческих  решений:

Направляющая, которая состоит  в том, что решение принимается  исходя из долговременной  стратегии  развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии  развития;

Организующая функция  проявляется в необходимости  согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой  системы для реализации решений  в запланированные сроки и  необходимого качества;

Мотивирующая функция  заключается в согласовании интересов  каждого члена организации и  нацеливание их на выполнение задач  организации.

 

     На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод, что управленческое решение – понятие сложное  и многогранное, включающее в себя различные критерии оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.

     В управленческом  решении в той  или  иной  степени пересекаются и  концентрируются  все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения – центральный  элемент управления и организации.  Они принимаются уполномоченными  субъектами управления и направлены  на регулирования широкого круга  подведомственных отношений. 

 

      § 2. Субъекты  и объекты  управленческих  решений

     Субъектами  управленческих решений выступают  лица, полномочные принимать эти  решения в процессе управленческой  деятельности6.

     Для данного  исследования в качестве основных  субъектов управленческих решений  рассматриваются исполнительные  органы местного самоуправления  –  аппарат управления, реализующий  властные функции и направляющий  свою деятельность на достижение  целей муниципального образования;  их должностные лица7.

Информация о работе Муниципальное управление