Судебная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:24, реферат

Краткое описание

Проблема рационального устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство как форма организации общества. Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства.
Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие*(639).

Вложенные файлы: 1 файл

Судебная власть.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

5. Под толкованием в  праве понимается уяснение и  разъяснение содержательных требований  правовых норм, включенных в действующий  нормативно-правовой акт. По общему  правилу официальное или аутентичное  (от гр. authentikos - подлинный) толкование  дает орган, издавший этот акт.  В иных случаях это делает  орган, на который эта функция  возложена законом. Такое толкование  называется легальным. Акты официального  и легального толкования обязательны  для правоприменителей.

По отношению к действующей  Конституции России ее законодателем  выступили граждане страны, принявшие  ее в ходе референдума 12 декабря 1993 г. Таким образом, официальное толкование ее положений оказалось невозможным. Поэтому сам Основной закон возложил обязанность толкования ее норм на Конституционный Суд России. Однако ч. 5 комментируемой статьи существенно ограничила круг субъектов, имеющих право обратиться за таким толкованием. На федеральном уровне это Президент, палаты Парламента, Правительство, а также органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Разумеется, это не означает, что иные правоприменители, в первую очередь суды, лишены этого права. На самом деле суды, прежде всего Конституционный Суд, в своей повседневной деятельности при принятии решений постоянно толкуют Конституцию. Это так называемое казуальное (от лат. casus - случай) толкование. Но это толкование не носит официального характера. Применительно к Конституционному Суду такое толкование принято именовать правовой позицией Суда.

Большое значение имеет, например, постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2008 г. N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*(680).

Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительство РФ издало постановление  от 6 декабря 2005 г. N 737 "О порядке  обеспечения судей, прокуроров и  следователей прокуратуры, нуждающихся  в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году". Согласно п. 1 этого постановления ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 год Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральной прокуратуре РФ и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, направляются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду России.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 января 2008 г. N 2-П было установлено следующее:

1) признать не соответствующим  Конституции РФ, ее ст. 118, 120 (часть 1) и 124, положение п. 2 ст. 14 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в какой оно, в силу своей неопределенности, создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым снижения уровня гарантий материального обеспечения судей;

2) федеральный законодатель, исходя из требований Конституции РФ и с учетом данного постановления, обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

6. Наряду с основными  полномочиями Конституционного  Суда в Основном законе определены  важнейшие правовые последствия  его деятельности. Основное правовое  последствие принятых Судом решений  - это подтверждение конституционности  акта или его части либо  установление несоответствия ихКонституции. В последнем случае акт утрачивает силу, а неконституционные международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Спорным является вопрос о  том, с какого момента акт или  его часть, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституция и Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" прямо на это не указывают. Очевидно, поскольку решение Суда является окончательным, не нуждается в каком-либо утверждении и не подлежит опротестованию, вступает в силу немедленно, с момента провозглашения, то этот момент и считается сроком прекращения действия неконституционного акта.

Однако ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает, что решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях*(681). Это позволяет говорить в отдельных случаях об обратной силе решений Конституционного Суда, отменяющих неконституционный акт с момента его принятия (вступления в силу). Однако это не происходит автоматически.

7. И, наконец, последнее  важнейшее полномочие Конституционно  го Суда, закрепленное ч. 7 комментируемой статьи, - участие в процедуре отрешения Президента от должности. Как известно, Президент, со гласно Конституции, обладает неприкосновенностью (см. комментарий к ст. 91). Это означает, что его полномочия против его воли могут быть прекращены досрочно только в специальном порядке, с участием обеих палат Федерального Собрания (см. комментарий к ст. 102 и 103). Поскольку основанием отрешения Президента от должности может быть только обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (см. комментарий к ст. 93), т.е. в действиях, не подлежащих подсудности Конституционного Суда, то задача последнего, согласно ч. 7 комментируемой статьи, дать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения против Президента обвинения. Этот порядок установлен ст. 93 Конституции России.

 

Статья 126

Принципиальное значение данной конституционной нормы заключается  в том, что Верховный Суд РФ, как высшее звено системы судов  общей юрисдикции, осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе отправлять правосудие и вести судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным  судам и мировым судьям. Решения, принимаемые Верховным Судом  РФ по делам его компетенции, являются окончательными. Закрепив, таким образом, место Верховного Суда РФ в системе  органов судебной власти Российской Федерации и определив его  компетенцию, Конституция РФ разграничила его деятельность и деятельность других высших судебных органов: Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ*(682).

Решение вопроса о месте  Верховного Суда РФ на конституционном  уровне означает, что он создан на основании  прямой нормы Конституции РФ и  его упразднение возможно только путем внесения поправок в Основной закон страны.

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции. Верховный  Суд является непосредственно вышестоящей  инстанцией по отношению к верховным  судам республик, судам иных субъектов  Федерации, военным судам.

Верховный суд субъекта РФ является высшим судебным органом субъекта РФ и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов субъекта Федерации. Состав суда:

Президиум суда субъекта РФ - имеет право законодательной  инициативы или постановки вопроса  о толковании закона субъекта РФ. Постановления  принимаются большинством голосов  при открытом голосовании. Рассматривает  дела в качестве надзора и по вновь  открывшимся обстоятельствам;

судебные коллегии - утверждаются президиумом суда субъекта РФ из числа  судей суда субъекта РФ; делятся  по гражданским и уголовным делам; рассматривают в пределах своих  полномочий дела в качестве суда первой инстанции, кассационном порядке и  по вновь открывшимся обстоятельствам. Председатели судебных коллегий утверждаются председателем суда РФ из числа его  заместителей и членов суда;

секретари судебного заседания - проводят подготовительную работу для  рассмотрения дел на судебном заседании, ведут протоколы судебного заседания;

канцелярия суда - делится  на канцелярию по гражданским делам  и на канцелярию по уголовным делам. Осуществляет те же функции, что и  канцелярия районного суда;

отдел кодификации законодательных  и правовых актов;

архив суда.

Состав Верховного Суда РФ:

Пленум Верховного Суда РФ - рассматривает и решает вопросы  о внесении представлений в порядок  осуществления законодательной  инициативы, о толковании законов. Проекты  постановлений Пленума для получения  на них замечаний и предложений  направляются в правоохранительные органы. Эти замечания и предложения  рассматриваются и учитываются  при окончательной доработке  проекта постановлений;

Президиум Верховного Суда РФ - рассматривает судебные дела в  порядке надзора и по вновь  открывшимся обстоятельствам, оказывает  помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства;

кассационная коллегия - рассматривает  в качестве суда второй инстанции  гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления  по этим делам, а также рассматривает  дела по вновь открывшимся обстоятельствам  в пределах своих полномочий;

судебная коллегия по гражданским  делам и уголовным делам и  военная коллегия - рассматривают  дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам в пределах своих  полномочий.

По первой инстанции Верховный  Суд РФ рассматривает уголовные  дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, судей федерального суда по их ходатайству, а также иные уголовные дела, отнесенные к его  подсудности в соответствии с  федеральными конституционными законами и федеральными законами (п. 4 ст. 31 УПК РФ).

Перечень гражданских  дел, рассматриваемых Верховным  Судом РФ в качестве суда первой инстанции, определен ст. 27 Гражданско-процессуального кодекса РФ. К ним отнесены дела:

об оспаривании ненормативных  правовых актов Президента РФ, палат  Федерального Собрания и Правительства  РФ;

об оспаривании нормативных  актов Президента РФ, Правительства  РФ, федеральных министерств и  ведомств, затрагивающих права и  свободы и законные интересы граждан  и организаций;

об оспаривании постановлений  о приостановлении или о прекращении  полномочий судьи;

об оспаривании решений  и действий (бездействия) Центральной  избирательной комиссии (за исключением  тех, которые принимаются на решения  и действия нижестоящих избирательных  комиссий);

о ликвидации или приостановлении  деятельности политических партий общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных  организаций, имеющих местные религиозные  организации на территории двух и  более субъектов РФ;

по разрешению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

Федеральными законами к  подсудности Верховного Суда РФ могут  быть отнесены и другие дела.

По второй инстанции Верховный  Суд РФ, выполняя функцию судебного  надзора за деятельностью судов  общей юрисдикции, обеспечивает правосудие в точном соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В качестве кассационной инстанции  Верховный Суд РФ рассматривает  дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу решения, приговоры и определения Верховных  судов республик в составе  Российской Федерации, краевых, областных, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, а также окружных (флотских) военных судов.

Важное уточнение, обеспечивающее реализацию конституционных прав граждан  на рассмотрение их дел в вышестоящем  суде, было введено в действующее  законодательство в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 июля 1998 г., признавшим неконституционной норму Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, не допускающую кассационного обжалования приговора Верховного Суда РФ, вынесенного Судебной коллегией по первой инстанции (ч. 5 ст. 325)*(683).

Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ Федеральным законом от 4 января 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР и уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" в состав Верховного Суда Российской Федерации была введена Кассационная коллегия, которой предоставлено право рассматривать в качестве суда второй инстанции жалобы и протесты на приговоры, решения, определения и постановления, вынесенные по первой инстанции судебными коллегиями по уголовным и гражданским делам, а также Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации*(684).

Информация о работе Судебная власть