Судебная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:24, реферат

Краткое описание

Проблема рационального устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство как форма организации общества. Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства.
Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие*(639).

Вложенные файлы: 1 файл

Судебная власть.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

Правовой статус прокуратуры  РФ в Конституции РФ до сих пор не определен. Система органов прокуратуры закреплена в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка.

Система органов прокуратуры  строится в соответствии с государственно-федеративным и административно-территориальным  устройством России. Кроме того, при организации военных и  иных специализированных прокуратур учитываются  приоритетные направления надзора  или особенности организации  объекта надзора.

Систему органов прокуратуры  РФ составляют:

Генеральная прокуратура  РФ;

прокуратуры субъектов Федерации  и приравненные к ним военные  и другие специализированные прокуратуры;

прокуратуры городов и  районов и приравненные к ним  военные и специализированные прокуратуры;

научные и образовательные  учреждения.

Система органов прокуратуры  РФ, которую возглавляет Генеральный  прокурор РФ, состоит из трех звеньев (уровней).

Высшим звеном является Генеральная  прокуратура РФ во главе с Генеральным  прокурором РФ.

К прокуратурам второго звена  относятся прокуратуры республик  в составе Российской Федерации, прокуратуры краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов и Еврейской автономной области, а также специализированные прокуратуры: Волжская межрегиональная  природоохранная прокуратура, прокуратура  ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур", прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического  назначения, Федеральной пограничной  службы ФСБ России, Московская городская  военная прокуратура.

К прокуратурам третьего (низового) звена органов прокуратуры относятся  прокуратуры районов и городов (в городах без районного деления), а также военные прокуратуры  гарнизонов и приравненные к ним  прокуратуры.

Вопросы совершенствования  структуры органов прокуратуры  и повышения эффективности обеспечения  прокурорского надзора регламентируются, в частности, следующими приказами  Генерального прокурора РФ:

1) от 9 сентября 2002 г. N 54 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур";

2) от 26 июля 2001 г. N 47 "Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе";

3) от 12 апреля 2001 г. N 23 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах";

4) от 30 марта 2001 г. N 17 "О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях";

5) от 21 октября 1996 г. N 57 "Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением";

6) от 3 декабря 2002 г. N 70 "О порядке представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, а также иной обязательной информации в органах прокуратуры Российской Федерации";

7) от 3 января 1996 г. N 1 "Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации Научно-консультативного совета";

8) от 2 сентября 2002 г. "Об отделах Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах".

К территориальным прокуратурам относятся: Генеральная прокуратура, прокуратуры края, области, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, прокуратура  автономной области, прокуратуры автономных округов, городов и районов, иные территориальные (межрайонные) прокуратуры.

Специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, создаваемым  в тех случаях, когда существует объективная необходимость обеспечения  законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и  государства. Объясняется это тем, что административно-территориальный  принцип построения органов прокуратуры  не всегда является оптимальным в  тех случаях, когда работа прокуратуры  касается ряда специфических сфер деятельности государства*(697).

Свои полномочия органы военной  прокуратуры осуществляют в Вооруженных  Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных  в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами (п. 4 ст. 46 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Приказом Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 г. N 54 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур" на военных прокуроров возложен:

1) надзор за исполнением Конституции РФ, законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы ФСБ России, Службы внешней разведки РФ и ряда других ведомств;

2) надзор за исполнением  законов при производстве предварительного  следствия, дознания и осуществления  оперативно-розыскной деятельности  по уголовным делам и материалам  о преступлениях, совершенных  военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами  гражданского персонала Вооруженных  Сил РФ, других войск, воинских  формирований и органов, созданных  в соответствии с федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами, в связи с  исполнением ими своих служебных  обязанностей или совершенных  в расположении воинской части,  соединения, учреждения;

3) надзор за исполнением  должностными лицами органов  и войск Федеральной пограничной  службы РФ законов, а также  соблюдением прав и гарантий  граждан в изоляторах временного  содержания и помещениях, специально  оборудованных для содержания  лиц, подвергнутых административному  задержанию на основании Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации", а также за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан (юридических лиц), допустивших нарушения пограничного режима в пограничной зоне, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, использования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, и иные административные правонарушения стандартов и норм природоохранного законодательства, отнесенные законом к компетенции Федеральной пограничной службы России;

4) уголовное преследование  по уголовным делам о преступлениях,  совершенных военнослужащими, а  также гражданами, проходящими военные  сборы, лицами гражданского персонала  Вооруженных Сил РФ, других войск,  воинских формирований и органов,  созданных в соответствии с  федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами, в связи с исполнением ими  своих служебных обязанностей  или совершенных в расположении  воинской части, соединения, учреждения.

2. Системой органов прокуратуры  руководит Генеральный прокурор  РФ, возглавляющий Генеральную прокуратуру  РФ и назначаемый на должность  Советом Федерации по представлению  Президента РФ (ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). В таком же порядке происходит освобождение Генерального прокурора от должности согласно п. "з" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ*(698).

Если предложенная Президентом  РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ в порядке, установленном  Советом Федерации, приводит к присяге  лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

В отсутствие Генерального прокурора  РФ или в случае невозможности  исполнения им своих обязанностей его  обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого  заместителя или невозможности  исполнения ими своих обязанностей - один из заместителей Генерального прокурора  РФ в соответствии с установленным  распределением обязанностей между  заместителями.

Срок полномочий Генерального прокурора РФ - пять лет. Сообщение  о назначении Генерального прокурора  РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется  в печати.

Генеральный прокурор РФ ежегодно лично представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о  проделанной работе по их укреплению.

В Генеральной прокуратуре  РФ образуется коллегия в составе  Генерального прокурора РФ (председатель коллегии), его первого заместителя  и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых  Генеральным прокурором РФ. Коллегия Генеральной прокуратуры является совещательным органом, необходимым  для выработки решений по наиболее актуальным вопросам организации и  деятельности органов прокуратуры. Заседания коллегии проводятся в  плановом порядке или по указанию Генерального прокурора РФ, но не реже одного раза в два месяца.

Структура Генеральной прокуратуры  РФ, так же как и иных прокуратур, не статична, она изменяется в соответствии с изменениями задач, стоящих  перед прокуратурой, функций и  приоритетов в ее деятельности.

Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"*(699) на территории России было создано семь федеральных округов. В связи с этим приказом Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 г. N 98 "Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах" в составе Генеральной прокуратуры РФ были образованы управления в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Функции управления Генеральной прокуратуры в Южном федеральном округе были возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе.

3. Согласно ст. 13 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми самими субъектами РФ.

Прокуроры субъектов РФ подчинены  и подотчетны Генеральному прокурору  РФ и только им могут быть освобождены  от занимаемой должности.

4. Иные прокуроры назначаются  Генеральным прокурором РФ. К  ним относятся прокуроры городов  и районов, а также прокуроры  специализированных прокуратур. Они  подчинены и подотчетны вышестоящим  прокурорам и Генеральному прокурору  РФ.

Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

5. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.

В 1995 г. была принята новая  редакция Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", где прокурорский надзор сохранился как одно из важнейших  направлений деятельности прокуратуры. В частности, в данном Законе содержится специальная гл. 2 "Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина". В качестве особой функции на прокуратуру возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (п. 2 ст. 1, ст. 8, п. 2 ст. 35).

В Конституции РФ о задачах и полномочиях прокуратуры не упоминается. Это объясняется тем, что ко времени принятия Основного закона еще не был решен вопрос о том, нужно ли оставлять за прокуратурой функции надзора за исполнением законов или по примеру англо-американских государств ограничить ее полномочия лишь поддержанием в суде государственного обвинения. Таким было и требование Совета Европы как условие вступления в него России*(700).

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" поставил перед прокуратурой следующие задачи:

обеспечение верховенства закона;

обеспечение единства и укрепления законности;

защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства.

В целях выполнения этих задач  прокуратура РФ осуществляет надзор за:

исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам  издаваемых ими правовых актов;

Информация о работе Судебная власть