Судебная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:24, реферат

Краткое описание

Проблема рационального устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство как форма организации общества. Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства.
Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие*(639).

Вложенные файлы: 1 файл

Судебная власть.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

 

Статья 127

Высший Арбитражный Суд  РФ осуществляет правосудие как специальный  орган государства и от имени  государства путем разрешения экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами. Данная деятельность осуществляется Высшим Арбитражным  Судом РФ в установленной законом  процессуальной форме. Еще одна важная сторона статуса Высшего Арбитражного Суда РФ как составной части судебной системы РФ - специфические черты, характерные только для его деятельности и отличающие его от всех остальных  российских судебных органов.

Правовая природа Высшего  Арбитражного Суда РФ состоит, с одной  стороны, в том, что в рамках существующей судебной системы он возглавляет  относительно обособленную систему  арбитражных судов и осуществляет в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. С другой стороны, Высший Арбитражный  Суд РФ сам входит в систему  высших судов как высший судебный государственный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Основные положения, касающиеся организации и деятельности Высшего  Арбитражного Суда РФ, содержатся в  правовых актах самого высокого уровня:

Конституции РФ,

Федеральном конституционном  законе от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"*(685);

Федеральном конституционном  законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"*(686);

Законе РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"*(687);

Регламенте арбитражных судов, утвержденном постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. N 7.

Но, рассматривая арбитражные  суды в целом, нельзя забывать о другой стороне законодательного регулирования. Огромный пласт судебных действий, организационных институтов, которые  входят в сферу судебной деятельности и играют значительную роль в отправлении  правосудия, регулируется подзаконными актами правового характера: различными инструкциями, положениями, постановлениями, приказами (например, Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утв. приказом ВАС РФ от 26 марта 1996 г. N 7; письмом ВАС РФ от 20 сентября 1994 г. N СЗ-7/ОП-662 "О проверке налоговыми органами правильности действий арбитражных судов по взиманию государственной пошлины"; распоряжением ВАС РФ от 14 июля 1995 г. N 14 "О некоторых вопросах рассмотрения заявлений о принесении протестов"; приказом по Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации от 4 июля 1995 г. N 11 "Об организации работы по рассмотрению заявлений о принесении протестов в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации"; приказом по Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации от 4 июля 1995 г. N 12 "О распределении обязанностей между руководителями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"; Приложением N 1 к приказу Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 сентября 1998 г. N 36 "Положение о Координационном Совете по повышению квалификации кадров арбитражных судов")*(688).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

1) Пленума Высшего Арбитражного  Суда РФ;

2) Президиума Высшего Арбитражного  Суда РФ;

3) судебной коллегии по  рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений;

4) судебной коллегии по  рассмотрению споров, возникающих  из административных правоотношений.

В составе Высшего Арбитражного Суда РФ по решению Пленума ВАС  РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных  категорий дел.

Президиум ВАС РФ действует  в составе Председателя Высшего  Арбитражного Суда РФ, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ*(689). В заседаниях Президиума ВАС РФ вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ, а также по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица. В целях обеспечения условий для реализации полномочий судей Высшего Арбитражного Суда РФ по осуществлению правосудия, активизации их участия в осуществлении судебного надзора ВАС РФ Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ своим Постановлением от 20 июля 1998 г. N 11*(690) внес в Регламент арбитражных судов изменения и дополнения, расширяющие полномочия Пленума по формированию Президиума ВАС РФ. В статье 18 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" определен порядок формирования и работы судебных коллегий в Высшем Арбитражном Суде РФ.

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских  и иных правоотношений, рассматривает  в первой инстанции экономические  споры между Федерацией и ее субъектами, между самими субъектами; рассматривает  заявления о принесении протестов  на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу, и готовит соответствующие  предложения Председателю ВАС РФ и его заместителям; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам  принятые Судебной коллегией и вступившие в законную силу судебные акты, изучает  и обобщает судебную практику с учетом специализации судебных составов. Коллегия осуществляет защиту нарушенных или  оспариваемых прав и охраняемых законом  интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предупреждает правонарушения в данной сфере*(691).

Арбитражный суд - единственный в России государственный орган, который в соответствии с законом  имеет право рассматривать и  разрешать экономические споры  между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя. Рассмотрение и разрешение экономических  споров и иных дел, отнесенных федеральным  законом к ведению арбитражного суда, является исключительной компетенцией этого суда. Арбитражные суды - особая ветвь (подсистема) российской судебной системы и, в силу подведомственности дел, непосредственно не связаны  с другими ветвями судебной системы - общими и военными судами и Конституционным  Судом РФ.

Сегодня Высший Арбитражный  Суд РФ является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды разрешают  экономические споры между различными предприятиями - государственными, частными, акционерными обществами, объединениями  и товариществами, а также российскими  и иностранными гражданами и лицами без гражданства, занимающимися  предпринимательской деятельностью. В арбитражных судах рассматриваются  споры, связанные с обжалованием предприятиями и предпринимателями  актов государственных органов, которые, по мнению истцов, не соответствуют  закону и нарушают их права и интересы.

 

Статья 128

1. Механизм реализации  комментируемой конституционной  нормы подробно описан в гл. 24 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ, принятого постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ*(692).

Согласно ст. 172 этого документа, в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относится назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (см. комментарий к ст. 102 Конституции РФ).

2. Судьи иных федеральных  судов назначаются Президентом  РФ в порядке, установленном Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации". В частности, судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, а судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Каждый кандидат в судьи  названных судов обсуждается  персонально не только на квалификационных коллегиях судей, но и на заседаниях комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ, а при необходимости  вызывается на такое заседание (см. Положение о комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов, утв. распоряжением Президента от 25 июля 1994 г.).

Данная комиссия возглавляется  Министром юстиции Российской Федерации. В ее состав входят председатель Совета по судебной реформе при Президенте РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, председатель Совета судей Российской Федерации, начальник Главного государственно-правового  управления Президента РФ и ряд иных государственных деятелей. Основной задачей комиссии является рассмотрение внесенных в установленном порядке  материалов по кандидатурам на должности  судей Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ и других федеральных  судов. Комиссия выносит заключение о рекомендации Президенту РФ представить  в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ кандидатуры в Совет Федерации Федерального Собрания для назначения на должности судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а по кандидатурам судей других федеральных судов назначить судей либо отказать им в этом.

С учетом требований ст. 72 Конституции РФ при рассмотрении кандидатур наряду с их профессиональными качествами учитывается мнение руководителей субъектов РФ. При обсуждении комиссией альтернативных кандидатов на должности председателей или заместителей председателей краевых и областных судов, по которым заключение дается Высшей квалификационной коллегией судей (п. 1 ст. 13 Положения "О квалификационных коллегиях судей"), в обязательном порядке выслушивается сообщение председателя Высшей квалификационной коллегии судей РФ о ходе обсуждения указанных кандидатур на коллегии.

3. В части 3 комментируемой статьи содержится указание на форму правового регулирования полномочий, порядок организации и деятельности высших судебных органов России, а именно на федеральный конституционный закон. Это не означает, что все эти вопросы применительно к различным ветвям судебной власти должны решаться единым законом. Законодательная практика пошла по иному пути. Система судов в России в соответствии со ст. 118 Конституции РФ будет определяться федеральным конституционным законом о судебной системе. Образование, структура, основы организации деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ определяются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Систему арбитражных судов, их структуру, организацию деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов РФ устанавливает Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Создание условий для  полного правового обеспечения  полномочий, порядка формирования и  организации деятельности, в том  числе конкретизации подсудности  и подведомственности и иных функций  организационного характера, возлагаемых  на Верховный Суд РФ и выходящих  за пределы сферы правосудия, требует  принятия федерального конституционного закона о Верховном Суде РФ.

Определение перечня, статуса, соподчиненности указанных в ст. 128 Конституции РФ "иных федеральных судов" вызывает необходимость принятия отдельного федерального закона о содержании полномочий, порядке формирования судов, в частности о процедуре назначения судей федеральных судов Президентом РФ, о структуре и организации деятельности федеральных судов общей юрисдикции. Несомненно, системе, устройству и взаимосвязям военных судов должен быть посвящен отдельный федеральный закон.

 

Статья 129

1. Конституция России является  основополагающим нормативным источником  правового регулирования, закрепляющим  в комментируемой статье основы  организации и деятельности органов  прокуратуры РФ, в том числе  систему построения органов прокуратуры,  иерархичность, порядок назначения  прокуроров.

Согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры РФ находится в ведении Российской Федерации. Анализ этого конституционного положения позволяет сформулировать следующий вывод: несмотря на то, что в ряде случаев региональное законодательство регламентирует некоторые вопросы деятельности прокуратуры, считать его элементом обозначенных нормативных источников не вполне обоснованно, поскольку региональные нормативные акты принимаются лишь в развитие норм федерального законодательства и направлены на его уточнение и конкретизацию.

Правовой основой организации  деятельности Прокуратуры РФ, помимо Основного закона, являются:

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"*(693);

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.*(694);

Федеральный конституционный  закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"*(695);

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (вступил в силу 10 марта 2006 г., за исключением ст. 18, 19, 21 и 23, вступивших в силу 1 января 2007 г.)*(696).

Прокуратура является одним  из важнейших органов государственной  власти (конституционно закрепленных), но, согласно комментируемой статье, не входит ни в одну из перечисленных в ст. 10 Конституции РФ ветвей власти.

Информация о работе Судебная власть