Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 13:38, курсовая работа
Цель работы - изучение теоретических основ управления жилищно-коммунальным хозяйством и выработка основных направлений по его совершенствованию.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
Выявить основные тенденции развития жилищно-коммунального комплекса России,
Осуществить анализ состояния и проблем функционирования жилищно-коммунального хозяйства района Щукино города Москвы,
Предложить направления развития сферы обслуживания жилищного фонда и системы управления объектами коммунальной инфраструктуры района Щукино города Москвы.
Основной особенностью нормативно-правового регулирования сферы ЖКХ как на федеральном, так и на региональном уровне является отсутствие единого нормативного правового акта, устанавливающего правила деятельности частных компаний в указанной сфере. Как видно из приведенного перечня нормативных правовых актов и как следует из анализа их положений, основное внимание в нормотворчестве на федеральном уровне и на уровне г. Москвы уделяется вопросам реформирования сферы ЖКХ и регулирования цен и тарифов на работы и услуги в данной отрасли, тогда как принятию актов, направленных на построение новой системы регулирования отношений в сфере ЖКХ, подразумевающих конкуренцию и рынок, уделяется меньше внимание: подобные документы представлены фрагментарно. В результате многие важные аспекты (управление жилищным фондом, контроль за качеством выполняемых работ и оказываемых услуг, допуск частных организаций на рынок, распределение полномочий по управлению сферы ЖКХ и др.) остаются абсолютно неурегулированными, о чем более подробно будет сказано далее. К числу законодательных пробелов следует отнести отсутствие льгот по налогообложению, отсутствие единого нормативного акта, регулирующего деятельность управляющих компаний в комплексе ЖКХ, а также нормативных актов, регулирующих информационное обеспечение деятельности компаний в сфере ЖКХ. 24
Из-за подобных пробелов в законодательном регулировании, возникают проблемы и процессы, тормозящие реформирование сферы ЖКХ в целом и развитие малого предпринимательства в данной отрасли в частности.
Задачи развития предпринимательства в сфере ЖКХ в том или ином виде заявлены в некоторых других городских программах:
Косвенное, но в то же время положительное, влияние на развитие частного предпринимательства, в том числе и малого, в сфере ЖКХ оказывают программные документы по развитию самоуправления в жилищном фонде, формированию кондоминиумов, т.е. структур, которые призваны создать спрос на альтернативные существующей «административной» системе (системе, основанной на главенстве дирекций единого заказчика районов) схемы и методы управления жилищным фондам, а также на услуги частных организаций в области обслуживания и ремонта жилищного фонда (в первую очередь субъектов МП в силу небольшого объема работ), не входящих в существующую достаточно жестко структурированную систему. К числу таких документов относятся Комплексная городская программ формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, распоряжение Мэра Москвы от 13 мая 2002 г. № 275-РМ «О мерах по развитию самоуправления граждан в жилищной сфере как инструмента реализации жилищно-коммунальной реформы в интересах населения»; распоряжение Мэра Москвы от 30 апреля 1998 г. № 472-РП «О создании в Москве условий для образования и эффективной деятельности товариществ собственников жилья».
Также положительным аспектом в регулировании предпринимательства в сфере ЖКХ является стремление Правительства Москвы к поставке товаров (работ, услуг) для нужд Комплекса городского хозяйства по преимуществу только на конкурсной основе. Например, в постановлении Правительства Москвы от 7 июля 2000 г. №417 изучается практика проведения открытых конкурсов, отрицательно оценивается деятельность государственных заказчиков, не контролирующих квалификацию соискателей и проводящих конкурс с участием только двух организаций,. Также дано поручение при приобретении товаров, работ, услуг стоимостью менее 2500 МРОТ без конкурса обеспечивать проведение рейтинговой оценки рынка предложений продавцов и подрядчиков, а также изыскивать возможность проведения конкурсов с участием субъектов МП.
В качестве еще одного примера содействия развитию малого предпринимательства в сфере ЖКХ следует привести ежегодно проводимую работу по размещению не менее 15% городского заказа среди субъектов МП. Соответствующая норма закреплена в Федеральном законе от 14 июня 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а в ее развитие в г. Москве утвержден Порядок размещения 15% от общего объема заказов в стоимостном выражении среди субъектов малого предпринимательства (распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 19 марта 1997 г. № 281-РЗП). Вместе с тем не во всех административных округах города субъекты МП берут на себя выполнение 15% городского заказа в сфере ЖКХ, а методы контроля не всегда позволяют отследить выполнение данной нормы.
Таким образом, воздействие данных мероприятий на общую ситуацию с развитием предпринимательства в сфере ЖКХ не столь значительное, чтобы изменить сложившуюся систему.
Представляется, что необходимо обеспечивать системное комплексное регулирование сферы ЖКХ – устанавливать общие для всех правила игры, при чем, в первую очередь, в части развития конкуренции, что наиболее важно для развития малого предпринимательства в данной отрасли ЖКХ.
Подведем итог. Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших сфер экономики России, от эффективности функционирования которой в значительной степени зависят благосостояние населения и экономическая активность в целом. Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера Российской Федерации превратилась сегодня в источник угроз для социального и экономического развития страны. Катастрофический износ основных средств, монополизм в сфере жилищных и коммунальных услуг, рост тарифов на жилищные и коммунальные услуги на фоне существенного отставания роста доходов населения и отсутствие принципа экономической обоснованности при формировании тарифов, дисбаланс полномочий между различными уровнями власти и, как следствие, размытость ответственности и резкое снижение эффективности контроля, высокая энергоемкость и низкий уровень экологичности при производстве и предоставлении жилищных и коммунальных услуг являются следствием неумелого реформирования и безответственного разгосударствления жилищно-коммунального комплекса.
ЖКУ производятся и предоставляются в рамках двух самостоятельных рынков – рынка жилищных услуг и рынка коммунальных услуг.
Специфика жилищно-коммунальной системы обусловлена её огромной социальной ролью, когда жилье и коммунальное обеспечение являются не только абсолютной общечеловеческой материальной потребностью, но и обеспечивают нормальное функционирование человека в условиях влияния различных климатических факторов.
Специфика жилищно-коммунального хозяйства как объекта институциональных преобразований проявляется в построении эффективной управленческой вертикали. Структура управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства является сложной и многоуровневой.
Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера деятельности, направленная на обслуживание городских многоквартирных домов. Жилищный фонд Российской Федерации составляет более 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны, который насчитывает 2,85 млрд кв. метров общей площади, в том числе: муниципальный жилищный фонд - 642,5 млн кв. м или 22,5%, государственный - 199,2 млн кв. м или 7,0%, частный - 1980,0 млн кв. м или 69,4%, общественный - 1,5 млн кв. м или 0,1%, смешанной формы собственности - 29,6 млн кв. м или 1,0%. Площадь ветхого и аварийного жилья в целом по стране составляет 91 млн кв. м. На сегодняшний день износ инженерных сетей в ЖКХ России составляет 50%, а канализации - 30%. На дотации в сфере ЖКХ государство тратит в настоящее время 10% ВВП. 25
Количество предприятий ЖКХ - более 52 тысяч, численность работающих в них - свыше 4,2 миллионов человек, среднегодовой объем производства порядка составляет порядка 6% от ВВП. Стоимость основных фондов составляет 14% от общей стоимости основных фондов Российской Федерации. Система жилищно-коммунального хозяйства России находится в стадии реформирования. Власти выделяют четыре направления реализации реформы: перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения; привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг; модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства. Стоимость реформы оценивают в 3 триллиона рублей.
Преимущества отрасли:
Проблемы отрасли:
Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из наиболее сложных многофункциональных систем экономики города, объединяющая около 1000 предприятий различных видов и форм собственности. Стабильность функционирования данного комплекса в значительной мере определяет деятельность практически всех отраслей экономики Москвы.
Современный жилищно-коммунальный комплекс города Москвы – это многопрофильные предприятия и специалисты, обеспечивающие стабильную работу отрасли.
Крупнейшими компаниями на рынке г. Москвы являются:
Объем оказываемых организациями жилищных и коммунальных услуг неуклонно растет и в 2007 году достиг 67,9 млрд. рублей. За 2008 год населению оказано жилищных и коммунальных услуг на сумму 83,6 млрд. рублей.
Жилищная сфера является базовой в жилищно-коммунальном комплексе области. Жилищный фонд области к началу 2009 года составил около 181,5 млн. кв. метров общей площади. Из них почти 136,9 млн. кв. метров, или 75,5 процента от всей площади жилищного фонда, находятся в частной собственности граждан, 5 млн. кв. метров, или 2,7 процента – в государственной собственности, 39,5 млн. кв. метров, или 21,8процента – в муниципальной собственности.
Коммунальное хозяйство играет важную роль в организации жизнеобеспечения населения. Самые важные его сферы – это водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение. В системе водоснабжения Московской области эксплуатируются около 3,5 тыс. водозаборных узлов, 8,5 тыс. артезианских скважин, более 14 тыс. км водопроводных сетей. В системе водоотведения – 880 комплексов очистных сооружений, почти 1,5 тыс. канализационные насосные станции. Теплоэнергетическое хозяйство состоит более чем из 2,4 тыс. котельных, 1,3 тыс. центральных тепловых пунктов, около 10 тыс. км тепловых сетей. 26
Постоянно идет реконструкция, модернизация и дальнейшее развитие инженерных систем. В последние годы в области введено в эксплуатацию значительное количество объектов тепло- и водоснабжения и водоотведения, выполнен большой объем изыскательских и проектных работ. Ежегодно заменяется около 800 км сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
При этом широкое применение получают новейшие технологии и материалы. Активно внедряются современные технологии биологической очистки сточных вод, осваивается новое насосное оборудование, идет строительство и реконструкция котельных, работающих в автоматическом режиме. Это позволит постепенно выводить из эксплуатации выработавшие ресурс старые котельные, сокращать расход топлива, снижать эксплуатационные расходы на производство тепловой энергии, улучшать качество и надежность теплоснабжения. И кроме всего прочего, сокращать вредные выбросы в окружающую среду.
В результате проведения в 2007 году мероприятий по внедрению энергосберегающего оборудования, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения удельный расход условного топлива по сравнению с 2006 годом снизился на 0,7 процента, экономия составила около 50 тыс. тонн условного топлива в год.
В течение последних лет в Москве существенно изменились внешний облик и уровень благоустройства.
Ежегодно проводятся конкурсы, выставки и семинары, направленные на повышение престижа столицы и её районов, уровня их благоустройства и комфортности.
Информация о работе Совершенствование системы управления муниципального хозяйства