Роль и функции государственных целевых программ в практике госу-дарственного регулирования в зарубежных странах. Организационные формы х

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и функции государственных целевых программ в практике государственного регулирования в зарубежных странах…………………………...4
1.1 Содержание и формы государственного регулирования в зарубежных
странах…………………………………………………………………………...6
Глава 2. Организационные формы хозяйственных организаций и их статус..10
2.1 Организационно-правовые формы организаций..................................................11
2.2 Основные правовые формы организаций………………………………………12
2.3 Организационные формы организации…………………………………………15
Глава 3. Функции и основные формы государственного регулирования эконо-мики……………………………………………………………………………………16
Глава 4. Концептуальные основы государственного стратегического планирования в условиях России……………………………………………………………19
4.1 Основные принципы, цель и задачи стратегического планирования………...20
Глава 5. Классификация государственных целевых программ………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ГРЭ.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Санкт-Петербургский  университет сервиса и экономики

Сосновоборский  филиал

Кафедра «государственное муниципальное управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По  дисциплине «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»

 

На  тему: « Роль и функции государственных целевых программ в практике государственного регулирования в зарубежных странах. Организационные формы хозяйственных объектов и их статус. Функции и основные формы государственного регулирования экономики.  Концептуальные основы государственного стратегического планирования в условиях России. Классификация государственных целевых программ. Основные  целевой программы »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 5 курса

группы 080504

Копылов Андрей

 

Проверил: доцент каф. ГМУ, к.г.н.

Гольм Дмитрий Олегович

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3 

 

Глава 1. Роль и функции государственных целевых программ в практике государственного регулирования в зарубежных странах…………………………...4

    1. Содержание и формы государственного регулирования в зарубежных

странах…………………………………………………………………………...6

 

Глава 2. Организационные формы хозяйственных организаций и их статус..10

2.1 Организационно-правовые формы организаций..................................................11

2.2 Основные правовые формы организаций………………………………………12

2.3 Организационные формы организации…………………………………………15

 

Глава 3. Функции и основные формы государственного регулирования экономики……………………………………………………………………………………16

 

Глава 4. Концептуальные основы государственного стратегического планирования в условиях России……………………………………………………………19

 4.1 Основные принципы, цель и задачи стратегического планирования………...20

 

Глава 5. Классификация государственных целевых программ………………..22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..24

 

Список  использованной литературы……………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Развитая система  альтернативных прогнозов позволяет  сопоставлять, сравнивать возможные  варианты, выбирать оптимальные из них. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.

Государственное прогнозирование не только позволяет  предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание  и функция макроэкономического  планирования в современных условиях

В разных странах  имеются свои варианты макрорегулирования хозяйственного механизма. Они различаются по сферам действия рынка и государства, по функциям регуляторов, по формам и методам государственного управления хозяйством.

Один из вариантов - вариант с минимальным участием государства в регулировании экономики. Здесь преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Таково положение, например, в США, примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивалось рыночной системой, а остальная часть производилась под контролем государства. В данном варианте смешанной экономики государство выполняет минимально необходимые функции: обеспечение рынка деньгами, регулирование внешних эффектов (государство измеряет «внешние эффекты» и проводит перераспределение доходов граждан с помощью специального налога, проводит экологическую экспертизу новых проектов, административно запрещает производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывает предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды), управление нерыночным сектором хозяйства, который предоставляет населению товары и услуги коллективного пользования.

Минимальное участие  государства в экономическом  макрорегулировании предполагает выполнение и ряда других задач: обеспечение правовой базы эффективного функционирования рыночной системы, защиту конкуренции, перераспределение доходов и богатства, влияние на распределение ресурсов в целях улучшения структуры национального продукта, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Решение этих задач обеспечивается в основном экономическими методами.

Другой вариант  смешанного управления - максимально  допустимое государственное регулирование. При нем на государственный сектор приходится до 40 % валового национального продукта. Такое положение можно наблюдать в Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.

Максимально допустимые функции государства в этом случае подразумевают: создание условий для эффективного хозяйствования, стабилизацию экономического развития, регулирование социальных отношений.

Так, для обеспечения  эффективности рыночного механизма  государство разрабатывает и осуществляет хозяйственное законодательство (правовая основа предпринимательства, деятельности бирж, банковской системы, налогообложения и др.); обеспечивает сохранность рыночного механизма (регулярная демонополизация экономики, антиинфляционная политика, меры по сокращению государственных расходов и уменьшению бюджетного дефицита); укрепляет положение дел на отдельных видах рынков (повышение конкурентоспособности национального капитала через содействие научно-техническому прогрессу, стимулирование экспорта). Стабилизация экономического развития подразумевает сглаживание взлетов и падений деловой активности, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание устойчивого экономического роста. В период спада государство увеличивает выплаты пособий по безработице, расширяет возможности получения кредита, уменьшает норму процента. В период подъема эти меры носят противоположную направленность. Регулирование социальных отношений подразумевает в первую очередь регулирование отношений между работодателями и трудящимися. Государство определяет минимальный размер оплаты труда, следит за заключением коллективных договоров, страхованием рабочих, регулирует условия труда на предприятиях. Оно перераспределяет доходы через налоговую систему, финансирует программы экологической безопасности для населения.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов составила 70% от ВВП. В этой модели на государство возложены функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР), а производством занимаются частные предприятия.

Модель социального  рыночного хозяйства ФРГ формировалась на основе ликвидации концернов времен фашизма и предоставления всем формам хозяйства возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на

цены, пошлины, технические нормы, поддерживает средние  и мелкие предприятия, т.е. конкурентную среду для обеспечения высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Для японской модели государственного регулирования характерно стимулирование высокой конкурентоспособности  национальной продукции на мировом  рынке путем активного поддержания  динамичного развития перспективных отраслей, отставание уровня жизни населения от роста производительности труда, нейтральная позиция государства в отношении имущественного расслоения граждан.

В южнокорейской  модели, имеющей много общего с  японской, государство, кроме прочего, оказывает активную поддержку мелкому и среднему предпринимательству, являющемуся базой среднего класса. Также для нее характерно четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями.

Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие общества во многом зависит от организации государственного управления, от структуры законодательной и исполнительной власти, разграничения полномочий между отдельными ветвями власти, характера взаимодействия органов центральной власти с местными органами управления и др.

Как правило, в  промышленно развитых странах, несмотря на различия в государственном устройстве, функции управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которую представляют, как правило, министерства или аналогичные им организации.

 

 

 

 

 

 1.1 Содержание и формы государственного регулирования в зарубежных странах.

 

Опыт многих стран мира показывает, что оптимальное  количество министерств - 12-15, из них  обязательными являются министерства: финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальные создаются в зависимости от специфики страны и национальных традиций .

Так, например, на Тайване в структуре исполнительной власти насчитывается лишь 6 министерств, в Швейцарии - 7, в Аргентине -10, в Малайзии и Сингапуре - 11, Таиланде - 12, Австралии - 16, Новой Зеландии - 18, Великобритании - 20.

Примером разумной и оптимальной организации системы  государственного управления может служить Швейцария. Коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти является Федеральный совет, состоящий из семи федеральных советников, избираемых парламентом страны на четыре года. Каждый из советников является начальником одного Федерального департамента (министерства).

Таким образом, в Швейцарии фактически семь министерств - департамент иностранных дел, департамент внутренних дел, департамент полиции и юстиции, департамент экономики, департамент финансов, военный департамент, департамент транспорта, связи и энергетики.

Согласно Конституции все федеральные советники равны в правах и принимают решения строго на коллегиальной основе. Президент Конфедерации избирается парламентом из членов Федерального совета на один год по системе ротации. Президент председательствует на заседаниях совета и выполняет в основном представительские функции.

Рациональная  структура государственного управления - один из основных факторов, который  позволяет Швейцарии занимать одно из первых мест в мире по индексу  качества развития институтов.

Как показывает мировой опыт, министерства создаются по функциональному назначению. В России же даже по названиям министерств видно их искусственное разделение. Например, наряду с Министерством транспорта существует Министерство путей сообщения, кроме Министерства топлива и энергетики имеется Министерство атомной энергетики, наряду с Министерством обороны с 1999 г. функционирует Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычным вооружениям и т.п.

Для структуры  федеральных органов исполнительной власти характерно дублирование отдельных функций. Так, например, некоторые подразделения администрации президента идентичны подразделениям в аппарате правительства, а также министерствах и ведомствах. Все это в конечном итоге ведет к раздуванию аппарата управления.

По данным Госкомстата России, численность работников органов государственной власти и местного самоуправления на начало 2001 г. составляла 1163,3 тыс. человек, в т.ч. численность работников федеральных министерств и ведомств составляла 404,7 тыс. человек.

По данным официальной статистики, общее число работников центральных аппаратов федеральных органов управления России в 2000 -2001 гг. составляло примерно 30 тыс. человек и еще около 300 тыс. сотрудников были заняты в территориальных организациях федеральных органов.

Количество  чиновников возрастает согласно известному первому закону Паркинсона, который гласит: «Количество чиновников и объемы их работы никак между собой не связаны». Одно из следствий из этого закона - сколько ни сокращай аппарат, он все равно будет только увеличиваться.

Однако распространенное мнение, что именно в России живет  рекордное число бюрократов, довольно далеко от реальности. Так, в Канаде один чиновник приходился на 79 жителей, в США - на 95 жителей, в России же один чиновник обслуживал около 200 человек, что в 2 раза меньше, чем в США.

Информация о работе Роль и функции государственных целевых программ в практике госу-дарственного регулирования в зарубежных странах. Организационные формы х