Функции государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 07:40, курсовая работа

Краткое описание

Административные реформы всегда начинались сверху и неизбежно встречали достаточно мощное сопротивление в толще чиновничества, на разных уровнях властной вертикали. Весь громоздкий и многоуровневый государственный механизм уже привык при одном лишь намеке на возможную «оптимизацию» отчаянно скрипеть, тормозить, крутить шестеренки вразнобой или вхолостую.
Примерно такой же была реакция и на провозглашенную в 2004 году идею проведения в России масштабной административной реформы. Хотя, безусловно, и в обществе, и во властных структурах всецело разделяли заявленную благую цель - создание сильного и эффективного государственного аппарата, отвечающего амбициозным планам «экономического прорыва» России и ее дальнейшего продвижения к европейским стандартам функционирования всех государственных институтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....2-7

РАЗДЕЛ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ
ПЕРВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………….8-27


РАЗДЕЛ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ВТОРОЙ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ…………………………………………..27-32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………33-35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….…….36
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГОСУПРАВЛЕНИЕ.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                               стр.

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....2-7

 

РАЗДЕЛ       ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ

ПЕРВЫЙ      ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………….8-27

 

 

РАЗДЕЛ       АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ВТОРОЙ      СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

                      ПОЛИТИКИ…………………………………………..27-32

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………33-35

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….…….36

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Административные реформы всегда начинались сверху и неизбежно встречали достаточно мощное сопротивление в толще чиновничества, на разных уровнях властной вертикали. Весь громоздкий и многоуровневый государственный механизм уже привык при одном лишь намеке на возможную «оптимизацию» отчаянно скрипеть, тормозить, крутить шестеренки вразнобой или вхолостую.

Примерно  такой же была реакция и на провозглашенную в 2004 году идею проведения в России масштабной административной реформы. Хотя, безусловно, и в обществе, и во властных структурах всецело разделяли заявленную благую цель - создание сильного и эффективного государственного аппарата, отвечающего амбициозным планам «экономического прорыва» России и ее дальнейшего продвижения к европейским стандартам функционирования всех государственных институтов.

Реформа должна была включать в себя формирование оптимальной структуры органов исполнительной власти, жесткое распределение функций между ними, отлаживание взаимосвязей между структурными звеньями, установление определенных процедурных правил, действующих как внутри системы исполнительной власти, так и во взаимоотношениях ее с иными субъектами права и т.д. Иными словами, предполагалось создать идеально выстроенную и эффективно работающую управленческую вертикаль.

Для проведения административной реформы был избран структурно-функциональный подход. В Российской Федерации в соответствии с Указом президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была создана трехзвенная структура управления — из этих «звеньев» и выстраивалась единая управленческая вертикаль. Министерствам предписывалось вырабатывать политику государства в соответствующих областях, службам - осуществлять контрольные и надзорные функции, а федеральным агентствам - предоставлять от имени государства услуги, управлять имуществом, вести реестры и пр.

 

Однако идеальной  структуры и четкого разделения функций достичь так и не удалось. Часть реформируемых органов управления по-прежнему находится в прямом подчинении президента страны, другими руководит правительство РФ, ряд федеральных служб и федеральных агентств подведомствен федеральным министерствам. Таким образом, их статус неодинаков. Новое построение структуры федеральных органов исполнительной власти не решило проблем развития и эффективной работы этих органов.

Правительственная комиссия выявила, что из пяти тысяч  функций госуправления более 800 функций  признаны избыточными, 350 – дублирующими и более 500 – требующими сокращения масштабов, что подтверждает необходимость проведения соответствующих реформ.1

Поэтому совершенствование системы госуправления необходимо продолжить, четко определив предметы ведения различных органов исполнительной власти согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ, критериям построения по уровням, сферам (отраслям) и целям. Для этого требуется как можно скорее принять федеральный закон о системе федеральных органов исполнительной власти.

В нынешней организации  и правовом регулировании системы органов госвласти остается ряд спорных моментов, порой вызывающих самое настоящее изумление. Например, в Указе президента министерства «потеряли» такую важную функцию, как функция управления. Вместо этого они «вырабатывают политику» и «координируют» происходящие процессы. А управлять федеральные агентства могут теперь только имуществом. Но практика показывает, что при помощи одной лишь «координации» обеспечить слаженную работу федеральных органов исполнительной власти невозможно. Когда министерство становится «координатором», а подчиненные ему федеральные службы и агентства - «координируемыми», все прочие функции государственного управления, как правило, не реализуются.

________________________

1 www.regnum.ru/news/202863.html

 

 

Сегодняшняя система федеральных органов не избежит новых изменений: многие их функции потребуется перераспределить, а в ряде случаев и ликвидировать, для чего необходимо разработать и принять ряд нормативных актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции органов исполнительной власти.

    Отдельный вопрос - деятельность органов, осуществляющих государственный контроль и надзор. Совершенно очевидно, что им должна быть придана организационно-правовая самостоятельность в рамках единого правового поля.

В Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» совершенно не отражен вопрос межотраслевого сотрудничества федеральных органов исполнительной власти. Эксперты называют «правовым пробелом» отсутствие норм, регулирующих взаимоотношения федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Особого внимания заслуживает проблема «двойного подчинения» ряда управленческих структур субъектов Федерации. Для решения всех этих и многих других вопросов в сентябре 2005 года была создана специальная правительственная комиссия, чьей задачей стало совершенствование взаимодействие региональных и федеральных властных органов. Но ее усилий явно недостаточно.

 По мнению  экспертов, на проведении административной реформы необходимо сконцентрировать усилия не только юристов, но и представителей других научных направлений - экономистов, социологов и пр. Кроме того, ее проведение невозможно без контроля со стороны общественных структур и бизнес-сообщества, без широкого обсуждения ее перспектив и трудностей. Сейчас, как известно, в распоряжении правительства РФ от 25 октября 2005 г. одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах.

 

К концепции прилагаются три «показателя целей административной реформы»: оценивать успех реформы предстоит гражданам, малому бизнесу и Всемирному банку.

При этом авторы концепции признают, что нынешнее состояние сферы государственного управления стало ограничивающим фактором для социально-экономического развития страны.

Административную реформу невозможно проводить только внутри государственного механизма. Очень важно взаимодействие органов исполнительной власти с другими структурами и институтами современной России.

Переходя  от глобального к частному, специалисты в области государства и права отмечают в концепции административной реформы достаточно много неясностей.

Серьезной проблемой является наделение федеральных агентств функциями по управлению государственным имуществом с одновременным подчинением их федеральным министерствам, не наделенным достаточной имущественной базой для реализации своих актов.

 Такое  положение дел ставит федеральные министерства в состояние имущественной зависимости от федеральных агентств, что приводит к игнорированию агентствами актов министерств и к невозможности обеспечить их фактическое исполнение.

Достаточно  много сложностей связано с направлением административной реформы, касающимся упразднения избыточных и дублирующих друг друга функций органов исполнительной власти. Разнообразные комиссии и экспертные группы, разрабатывавшие концепцию реформы, выдвинули немало предложений по аутсорсингу государственных услуг.

Однако в большинстве случаев в регионах отсутствует системный подход к реформам, практически невозможно бывает согласовать действия федеральных и региональных властных структур, передача ряда полномочий из регионов в центр во многом ухудшила их выполнение.

В Санкт-Петербурге, например, уволились до 30% сотрудников, занимавшихся регистрацией недвижимости и кадастровым учетом земли, сроки регистрации резко увеличились, что немедленно сказалось на рынке недвижимости, и т.д.).1

Не менее важно в данном случае постоянство заявленных ориентиров деятельности органов госвласти. И, безусловно, любые столь масштабные преобразования возможны лишь при условии стабильности государства и целостности общества – что само по себе непросто, но, как показывает опыт развитых стран мира, все-таки достижимо.

Эксперты отмечают бессистемность нового этапа административной реформы. Вслед за изменением структуры федеральных органов исполнительной власти пришел черед их региональных ответвлений. Источник в комиссии по административной реформе (ее возглавляет руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак) сообщил - "В решениях ближайшего Госсовета будет записано, какие функции и за кем закрепляются. Если говорить в целом, то исполнительно-распорядительные функции будут отданы регионам, а выработка правовых решений по субъектам ведения и контроль останутся за федеральным центром". 2

Львиную долю функциональных обязанностей придется финансировать исключительно  региональным бюджетам, без поддержки  федеральной казны. За свой счет регионы  станут охранять месторождения, содействовать  занятости населения, регулировать коллективные трудовые споры, а также переводить земли сельхозназначения в другую категорию.

Регионам предстоит самостоятельно вести государственный технический  учет объектов недвижимости, правда, с  правом передачи части полномочий органам  местного самоуправления.

При финансовой поддержке Москвы региональная власть будет заниматься в основном контрольной и лицензионной деятельностью. То есть контролировать лесные угодья, промышленное, любительское и спортивное рыболовство, а также охотничьи  угодья.

______________________

1 Евгений Примаков: Нам нужны стабильность и безопасность// Российская газета.-2006.- 19 января

2   www.psdp.ru/problem/facts/

На "хрупкие" региональные плечи также возложили государственно-архитектурный  надзор, лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом и функцию поддержания в готовности системы оповещения гражданской обороны. Эвакуировать население из мест стихийных бедствий на начальном этапе тоже предстоит региональным властям.

Как сообщил советник президента по вопросам федеративных отношений и местному самоуправлению Сергей Самойлов, "очень большие права в области экологии будут отданы муниципалитетам". Самойлов считает, что четкое распределение полномочий по разным этажам власти позволит определить, какие механизмы наиболее действенны в деле повышения ответственности власти в целом. Для этого даже решили сосредоточить региональные подразделения министерств исключительно в областных центрах.

Объект исследования - функции государственного управления.

Предмет исследования - формы реализации современной государственной политики РФ в свете административной реформы.

Целью курсовой работы является анализ функционирования  современной государственной политики, выявление проблем и возможные пути их решения.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

1. Исследовать  основные подходы к понятию  «функции государственного управления».

2. Определить  основные функции государства с учетом специфики развития РФ на современном этапе.

3. Выявить проблемы функционирования современной государственной политики и   наметить возможные пути  решения данных проблем.

 

 

 

 

    1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ 

ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ.

 

Прежде чем говорить о функциях государственного управления, остановимся на самом понятии функции.

Функция (лат. functio — отправление, деятельность) любого социального института (явления) есть способ адаптации в обществе, налаживание соответствия между ним и определенной потребностью общества. Это объективно необходимая деятельность, воздействие, наполненное конкретным содержанием в пространстве и времени.1

Любое действие включает в себя следующие элементы:

  1. личность, имеющую потребности и интересы как побуди 
    тельные мотивы;
  2. ситуацию, в которой оказывается личность и которая по 
    буждает его действия и определяет (корректирует) возможности 
    действия (ресурсы, способности и т.д.);
  3. цель, которую намерен достичь актор посредством этого 
    действия.

Функции всегда характеризуются  глаголами: осуществляет, разрабатывает, организует, участвует, обеспечивает и т.д.

Понимание сущности функций  государственного управления (собирательное  понятие) исходит из сущности государственного управления. Поскольку управление довольно часто рассматривается через деятельность, то в научной и учебной литературе можно встретить трактовку функций управления как определенных видов труда, трудовой деятельности, отрасли работы в сфере управления, элементов управленческого процесса, стадий управленческого цикла и т.д. и т.п. Такая подмена элементов управленческой деятельности управляющими воздействиями деформирует всю систему государственного управления, в результате чего управление приобретает призрачный, иллюзорный характер.

Информация о работе Функции государственного управления