Сущность и функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение функций и сущности государственного кредита, его видов, способов управления государственным кредитом а также деятельность Российской Федерации в области государственного кредитования.
При написании работы использовались как обобщающие труды по экономической теории, так и работы, касающиеся собственно проблем государственного бюджета и государственного долга, в том числе и материалы периодической печати.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 4
1.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. 4
1.2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 5
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 10
2.1. ФОРМЫ ВНУТРИЭКОНОМИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 10
2.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ. 15
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ. 20
ГЛАВА 4. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАЁМЩИК, КРЕДИТОР И ГАРАНТ. 22
4.1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ЗАЕМЩИК. 22
4.2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ГАРАНТ. 24
4.3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК КРЕДИТОР. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
ЛИТЕРАТУРА. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный кредит.docx

— 64.57 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

 

 

 

 

Специальность 080105 «Финансы и кредит»

Специализация – Финансовый менеджмент

 

Головко Анна Николаевна

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

СУЩНОСТЬ  И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

 

 

 

 

Руководитель:

Доцент, б/с                                                                      Е.Н. Григорьева

 

 

 

 

 

 

 

УФА 2012 
ОГЛАВЛЕНИЕ

     

Введение. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 4

    1.1. Государственный кредит как экономическая категория. 4

    1.2. Функции государственного кредита. 5

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 10

    2.1. Формы внутриэкономического государственного кредита. 10

    2.2. Международный государственный кредит. 15

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ. 20

ГЛАВА 4. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАЁМЩИК, КРЕДИТОР И ГАРАНТ. 22

            4.1. Российская Федерация как заемщик. 22

4.2. Российская Федерация как гарант. 24

4.3. Российская Федерация как кредитор. 26

         Заключение. Ошибка! Закладка не определена.

         Литература. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство, как субъект экономических отношений, для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Главным способом получения свободных финансовых средств от хозяйственных  структур и населения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, в лице его органов-Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти, а население, предприятия и организации - кредиторами.

  Целью данной работы  является рассмотрение функций и сущности государственного кредита, его видов, способов управления государственным кредитом а также деятельность Российской Федерации в области государственного кредитования.

При написании работы использовались как  обобщающие труды  по экономической  теории, так и работы, касающиеся собственно проблем государственного бюджета и государственного долга, в том числе  и материалы периодической  печати.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.

1.1. Государственный кредит как экономическая категория.

 

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.  В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория  государственный  кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита  в качестве обеспечения  обычно выступают  какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное  производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании  средств государством обеспечением кредита  служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Как и любой другой заемщик, государство  привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (№ 3877-1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривал, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

1.2. Функции государственного кредита.

 

Как финансовая категория  государственный  кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную  функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства  и их использование  на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство  обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.1

Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивает потребности не одного поколения, поскольку служит 30—50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное  воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается займ. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных  займов капиталов, например, финансировании за их счет военных или  социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые  займы. Размещение новых  государственных  займов для погашения  задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием  государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного  обращения, уровень  процентных ставок на рынке денег и  капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных  групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно  снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции  по купле-продаже  государственных  ценных бумаг или  выдача кредитов под  их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.

Выступая  на финансовом рынке  в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До  определенных пределов этот процесс не оказывает  существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство  берет на себя в  случае их банкротства  погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые  за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью  обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории.2 Это тесная связь с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, охват движения стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагается возвратность и возмездность  получения средств, выполняется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.

2.1. Формы внутриэкономического государственного  кредита.

 

Кредитные отношения возникают  по поводу получения  или предоставления денежных средств  внутри страны (внутренний кредит) и нерезидентами (внешний  кредит).

В системе кредитных  отношений внутренний государственный  кредит выступает  в следующих формах:

- государственные  займы;

- обращение части  вкладов населения  в государственные  займы; 

- заимствование средств  общегосударственного  ссудного фонда;

- казначейские ссуды;

Информация о работе Сущность и функции государственного кредита