Роль и функции государственных целевых программ в практике госу-дарственного регулирования в зарубежных странах. Организационные формы х

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и функции государственных целевых программ в практике государственного регулирования в зарубежных странах…………………………...4
1.1 Содержание и формы государственного регулирования в зарубежных
странах…………………………………………………………………………...6
Глава 2. Организационные формы хозяйственных организаций и их статус..10
2.1 Организационно-правовые формы организаций..................................................11
2.2 Основные правовые формы организаций………………………………………12
2.3 Организационные формы организации…………………………………………15
Глава 3. Функции и основные формы государственного регулирования эконо-мики……………………………………………………………………………………16
Глава 4. Концептуальные основы государственного стратегического планирования в условиях России……………………………………………………………19
4.1 Основные принципы, цель и задачи стратегического планирования………...20
Глава 5. Классификация государственных целевых программ………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ГРЭ.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 

Деятельность  государства, как субъекта имущественных  отношений      

 Традиционным  объектом государственной собственности  является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.

. В основном  это отрасли, представляющие собой  опоры, условия, необходимые для  функционирования рыночной экономики.      

 Значительный  вес в государственной собственности  составляют смешанные корпорации, где государственное участие  в капитале может и не быть  подавляющим (составлять менее  50%), однако оно обеспечивает общественный  контроль за деятельностью компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Концептуальные  основы государственного стратегического  планирования в условиях России

 

Настоящие Основы - система концептуальных положений  по вопросам разработки (уточнения) основных направлений внешней и внутренней политики государства.

Под стратегическим планированием в Российской Федерации (далее - стратегическое планирование) понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

Основным способом достижения стратегических целей устойчивого  развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, включая приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации.

Стратегическое  планирование осуществляется путем  разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов (планов) устойчивого развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности.

Настоящие Основы являются ключевым методологическим документом для организации работы федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации стратегических национальных приоритетов на федеральном, региональном и отраслевом уровне.

Настоящие Основы базируются на фундаментальном положении  о взаимосвязи и взаимозависимости  устойчивого развития государства  и обеспечения национальной безопасности.

Правовой базой  настоящих Основ являются федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международные договоры и соглашения Российской Федерации в сфере обеспечения международной и национальной безопасности.

Для целей стратегического  планирования в настоящих Основах  используются следующие понятия:

- "стратегический  анализ уровня устойчивого развития  Российской Федерации и состояния национальной безопасности (далее - стратегический анализ)" - научно обоснованная система оценок условий и факторов, формирующих внутренние и внешние угрозы национальной безопасности, включая стратегические риски для устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу;

- "устойчивое  развитие Российской Федерации" - гармоничные позитивные изменения в важнейших сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, обеспечивающие за счет системы целенаправленных и долгосрочных социально-экономических мер способность Российской Федерации противодействовать внутренним и внешним угрозам национальной безопасности государства;

- "Стратегия  национальной безопасности Российской  Федерации до 2020 года" - официально  признанная система стратегических  приоритетов, целей и мер в  области внутренней и внешней  политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;

- "стратегические  национальные приоритеты" - важнейшие  направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности.

 

 

 

4.1 Основные принципы, цель и задачи стратегического планирования

 

 Основными  принципами стратегического планирования  являются:

взаимозависимость мер социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения  национальной безопасности;

разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и координация их деятельности в целях обеспечения национальной безопасности;

системность долгосрочных решений в области устойчивого  развития Российской Федерации, согласованных  с мерами по обеспечению национальной безопасности;

своевременность реализации мер, способствующих укреплению национальной безопасности и направленных на динамичное экономическое, культурное и духовное развитие Российской Федерации;

своевременная корректировка стратегических национальных приоритетов в интересах гармоничного развития личности, общества и государства, обеспечения стабильного состояния национальной безопасности;

концентрация  материальных, финансовых, кадровых, научно-технологических, информационных и иных ресурсов в интересах устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

 Цель стратегического  планирования состоит в разработке  институциональных, организационных и иных мер по обеспечению конституционных прав и свобод, высокого качества и уровня жизни российских граждан, по достижению устойчивого развития Российской Федерации и укреплению обороны и безопасности государства за счет рационального использования национальных ресурсов и потенциала гражданского общества России.

Основными задачами стратегического планирования являются:

проведение  стратегического анализа и разработка (уточнение) предпочтительного стратегического  сценария устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

выработка мер  адекватного противодействия -стратегическим рискам для устойчивого развития Российской Федерации и угрозам национальной безопасности;

определение (уточнение) стратегических национальных приоритетов, а также увязанных с ними приоритетов развития государства в экономической, социальной, политической, военной и иных сферах в целях обеспечения национальной безопасности;

формирование (уточнение) исходных данных по направлениям устойчивого  развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, включая разработку критериев и показателей национальной безопасности, для которых определены критические значения;

разработка (уточнение) Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также программно-целевых документов на ее основе в интересах совершенствования системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

разработка (уточнение) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегий и комплексных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, концепций, доктрин и основ политики Российской Федерации в сфере государственного, военного, общественно-политического строительства и в иных сферах, а также программ отраслевого развития;

совершенствование нормативно-правовой, научной и методологической базы в области стратегического планирования;

проведение комплексного мониторинга развития федеральных округов и субъектов Российской Федерации, в том числе совершенствование государственной системы информационно-статистического наблюдения за показателями устойчивого развития Российской Федерации и состояния национальной безопасности;

осуществление мер информационно-аналитической, ресурсной  и кадровой поддержки стратегического планирования;

оценка степени  соответствия планируемых на федеральном, региональном, межрегиональном, межотраслевом и отраслевом уровне программно-целевых социально-экономических мероприятий задачам устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Классификация  государственных целевых программ

 

Федеральные целевые  программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы  являются одним из важнейших средств  реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа  может включать в себя несколько  подпрограмм, направленных на решение  конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются  следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать  развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать  развернутые формулировки целей  и задач программы с указанием  целевых индикаторов и показателей.

Раздел должен содержать обоснование необходимости  решения поставленных задач для  достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать  перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия  должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных  случаях для достижения целей  программы, внесения изменений в  нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом  разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ".

Шестой раздел целевой программы должен содержать  описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Выше были рассмотрены  основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры «физического воздействия» на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.

Для сегодняшней  России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1.  Албегова И.М. Государственная экономическая политика / И.М. Албегова, Р.Г. Емцова, А.В. Холопов. - М.: Дело и сервис, 2008.

2.  Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой / Журнал «Экономист», А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев – 2008. №2.

3.  Архангельский В.П. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.П. Архангельского, А. В. Будорина, В. И. Кушлина и др.;– 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2009.

4.  Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. А.М. Бабашкиной - М.: Финансы и статистика, 2011.

5.  Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Ф. Борисова – М.: Юрайт, 2008.

6.  Брыкин А. Логистическая концепция государственного регулирования / А.Брыкин, В.Шумаев / Экономист. - 2009. - №2.

Информация о работе Роль и функции государственных целевых программ в практике госу-дарственного регулирования в зарубежных странах. Организационные формы х