Роль и функции государственных целевых программ в практике госу-дарственного регулирования в зарубежных странах. Организационные формы х

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и функции государственных целевых программ в практике государственного регулирования в зарубежных странах…………………………...4
1.1 Содержание и формы государственного регулирования в зарубежных
странах…………………………………………………………………………...6
Глава 2. Организационные формы хозяйственных организаций и их статус..10
2.1 Организационно-правовые формы организаций..................................................11
2.2 Основные правовые формы организаций………………………………………12
2.3 Организационные формы организации…………………………………………15
Глава 3. Функции и основные формы государственного регулирования эконо-мики……………………………………………………………………………………16
Глава 4. Концептуальные основы государственного стратегического планирования в условиях России……………………………………………………………19
4.1 Основные принципы, цель и задачи стратегического планирования………...20
Глава 5. Классификация государственных целевых программ………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ГРЭ.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Теоретики так  называемой школы позитивного управления считают, что успехи в области  социально-экономического развития небольших  европейских государств, в первую очередь связаны с тем, что  у них больше чиновников, чем в великих державах.

Вместе с  тем, значительные размеры аппарата управления, дублирование отдельных  функций, отсутствие научной организации  управления ведут к снижению эффективности деятельности органов исполнительной власти, являются благодатной почвой для процветания бюрократии. Основные черты массивного бюрократического аппарата одинаковы для всех систем и стран мира, однако не везде отрицательно относятся к властным структурам и органам управления.

Например, в  Японии многие экономисты считают, что при всех достоинствах рыночной экономики в чистом виде Япония вряд ли добилась бы феноменального успеха без опоры на отменную бюрократию и объединенное общенациональной идеей государственное чиновничество. Заслуга управленцев в экономических достижениях Японии столь же велика, сколь и заслуга предпринимателей.

Мудрость чиновника  не в том, чтобы командовать экономикой по телефону или через ведомственные инструкции, а в том, чтобы определять приоритетные направления экономического развития, формировать принципы инвестиционной политики, концепцию отраслевых балансов, способствовать поддержанию конкурентной среды и др.

В Японии сложилось  самое уважительное отношение к  структурам государственной власти. В настоящее время в правительственном  аппарате фактически концентрируется интеллектуальная элита нации, которая становится мозговым центром экономической системы.

Однако в  последние годы правительство Японии столкнулось с рядом трудностей, связанных с эффективностью функционирования государственного аппарата, и разрабатывает планы по реорганизации системы государственного управления.

Отлаженная  бюрократическая машина координирует и направляет хозяйственное развитие через функциональные экономические  системы, которые являются механизмами саморегуляции и обеспечивают динамизм и устойчивость социально-экономического развития страны. Рейтинг стран по степени бюрократизации государственной власти приведен в таблице 1 Приложения А.

Даже в самых  развитых демократических странах  реальным процессам политической и деловой жизни часто сопутствует коррупция. Ни одному государству, как показывает практика, не удалось полностью решить эту проблему.

Результаты  различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет  государства, где вера в чиновника была бы абсолютной. Проведенные в конце 90-х годов социологические исследования и опросы о распространенности коррупции в различных странах и среди различных категорий сотрудников дают весьма печальные результаты.

В частности, в  возможность того, что ваш непосредственный начальник хотя бы раз в жизни брал взятку, в Италии верили 100 % опрошенных, во Франции – 75 %, в Нидерландах – 70 %, в Германии – 68 %, США — 56 %, Японии – 43 %, Норвегии – 30 %.

Единственное  исключение - Сингапур, где почти 100 % опрошенных работников государственных учреждений верят в то, что их начальник никогда не преступал закона и не брал взяток. Во многом это связано с уровнем оплаты труда сингапурского чиновника. В частности, премьер-министр Сингапура Го Чок Тун является самым высокооплачиваемым государственным служащим в мире, его годовая зарплата в конце 90-х годов составляла 850 тыс. дол. Министр в Сингапуре получал в 3 раза меньше премьера, однако эта сумма превышала годовой заработок президента США.

Гонконгская фирма  провела специальное исследование по распространенности коррупции в странах Азии. На основании опроса менеджеров иностранных фирм, работающих на рынках азиатских стран, фирма пришла к выводу, что самыми коррумпированными в регионе являются Китай, Индия и Индонезия.

Так, например, в Германии, согласно официальной полицейской статистике, в 2008 г. в получении взяток были уличены около 2 тыс. государственных чиновников. По оценкам специалистов, ежегодные потери страны от заключения различных контрактов за взятки оценивались в 10 млрд. немецких марок. Громкий скандал разгорелся в конце 2009 года вокруг многих германских политиков, в том числе в отношении финансовых злоупотреблений бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля.

Конец XX века ознаменовался  глобализацией коррупции - небывалым  всплеском коррупционных скандалов в отношении первых лиц целого ряда государств. В Италии в 2010 году после десятилетней борьбы с мафией специальная комиссия юристов в Милане начала расследование дела премьер-министра Италии Беттино Кракси. Это расследование и последовавшая затем операция «Чистые руки» привели к тому, что были вскрыты многочисленные факты коррупции в высших эшелонах власти Италии. Беттино Кракси был заочно приговорен к тюремному заключению за то, что содействовал пополнению партийной кассы социалистов за счет взяток от бизнесменов в обмен на государственные контракты. В 2009 году было возбуждено уголовное дело по факту взяточничества против одного из инициаторов операции «Чистые руки» премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. В 2010 году возбуждается уголовное дело о связях с мафией Джулио Андреотти, семь раз избиравшегося на пост премьер-министра Италии. В декабре 2011 г. Андреотти был оправдан судом.

В последние  годы в развитых странах начали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, которые называются структурной политикой. Эта политика реализуется по нескольким направлениям: контроль за состоянием общего равновесия экономической системы (расходы госбюджета на структурные цели, подготовку квалифицированной рабочей силы); развитие производственной инфраструктуры (энергетики, транспорта, связи, дорог); поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но имеющих большое значение для национальной экономики (угольная, металлургическая); участие в финансировании предприятий, связанных с научно-техническим прогрессом; влияние на технологическую модернизацию и качество продукции через стандартизацию; регулирование внешнеэкономических связей, порожденных международной технологической кооперацией. Но развитие долгосрочного регулирования не приводит к свертыванию краткосрочного, ибо оно необходимо для конкурентно-рыночной системы.

В сфере стимулирования научно-технического прогресса государственными органами развитых стран широко используется контрактная (договорная) система. В настоящее время государство в развитых странах - основной заказчик современной новейшей сложной техники и технологии, особенно в военной и космической областях, информационных технологиях, атомной энергетике, микроэлектронике, биотехнологии и др. Реализация государственных научно-технических программ осуществляется не только благодаря действующим федеральным законам и правительственным актам, но и непосредственно на основе условий и положений государственных контрактов. Система государственных контрактов наиболее развита в США.

Контракт в  США - это сложный и многообразный  инструмент регулирования экономики страны. Его структура включает правовые, социальные, экономические, производственные, научно-технические требования, условия патентования, лицензирования и передачи технологий, принципы организации производства, использование информационных систем, право использования государственной собственности, привлечение сторонней и иностранной рабочей силы, получение кредитов и займов - всего того, что необходимо для выполнения государственного заказа. Государство предоставляет исполнителям программы НИОКР широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями, работающими на частном рынке: право безвозмездного использования оборудования и научных лабораторий, льготы на покупку сырья у частных и государственных поставщиков и за границей, право расходования средств на собственные НИР (до 10% стоимости контракта) и на переподготовку кадров. Предоставление контрактов осуществляется на конкурсной основе, подрядчика выбирает независимая экспертная комиссия. За нарушение условий государственного контракта предусмотрена широкая система санкций: одностороннее прекращение его без компенсации затрат подрядчику, передача другому подрядчику с возмещением ущерба за счет не выполнившего контракт, различные финансовые санкции, публикация в печати списков несостоятельных подрядчиков, виновных в срыве государственных заказов и др.

 

 

2. Организационные формы хозяйственных объектов и их статус

 

 

К хозяйственным  организациям относятся:

• юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т.д.;

• неюридические  лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально-трудовой деятельности и т.д.

Хозяйственные организации могут иметь следующие  формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со смешанной формой собственности, например, акционерные общества, в которых государство имеет только часть ее акций, а остальные принадлежат частным лицам — юридическим или физическим.

Хозяйственные организации принято разделять  на четыре группы: микро, малые, средние  и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.

Хозяйственные организации с численностью, существенно  меньшей, чем у МП, относят к микроорганизациям, например, аудиторская фирма с численностью персонала шесть человек. Хозяйственные организации представляют подавляющее количество организаций в мире, поэтому нас интересует их будущее. В табл. 1 представлен характер изменения отдельных параметров организации.

 

 

Таблица 1. Эволюция параметров организаций

 

 

 

 

Хозяйственные организации (в дальнейшем организации) классифицируются по следующим признакам:

• по времени  действия: бессрочные и временные. В регистрационных документах указывается время ее деятельности. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;

• по сезону активного  действия: летние, зимние, в сезон  дождей и т.д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок;

• по масштабу производства: единичное, серийное и  массовое производство;

• по специализации  производства: специализированное и универсальное;

• по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и многономенклатурное производство. Например, производство оцинкованных труб для медицинской промышленности, сельского хозяйства.

 

 

 

2.1 Организационно-правовые формы организаций.

 

Согласно ст. 50 ГК РФ предусматриваются следующие  формы организаций: Коммерческие:

• хозяйственные  товарищества и общества,

• производственные кооперативы,

• государственные  и муниципальные унитарные предприятия. Некоммерческие:

• потребительские  кооперативы,

• общественные или религиозные организации (объединения),

• благотворительные  и другие фонды,

• учреждения.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Рассмотрим  формы хозяйственных товариществ  и обществ. К ним относятся: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество), акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, зависимые и дочерние общества.

Хозяйственные товарищества и общества реализуются  в следующих организационных формах: ассоциация, картель, банк, биржа, венчур, джоббер, комбинат, компания, конгломерат, кондоминиум, консорциум, концерн, концессия, кооператив, корнер, корпорация, общество, объединение, предприятие, пул, синдикат, тендер, товарищество, траст, трест, финансово-промышленная группа (ФПГ), фирма, фонд, франчайз, холдинг.

Например, банк может быть государственной организацией в форме акционерного общества закрытого  типа. Компания может быть частной  организацией в форме общества с ограниченной ответственностью.

Несмотря на процесс приватизации, проводимый в РФ, государство обладает значительной собственностью. На управление и хозяйственное владение государственным предприятием выдается временная доверенность в виде назначения на должность.

Любая форма  собственности характеризуется  отношениями субъекта и объекта договора к собственности. Различают отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности.

Важным критерием  разделения хозяйственных обществ  является форма ответственности перед клиентом при нарушении обязательств. Это могут быть равные доли или доли, пропорциональные их вкладам.

С точки зрения правовых форм построения организаций  следует отметить особенности прав и ответственности учредителей.

 

 

 

2.2 Основные правовые формы организаций.

 

Общество  с ограниченной ответственностью (ООО) — объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только из вкладов (паев) учредителей. ООО создается и действует на основании учредительного договора и устава; если общество создано одним лицом, то —только устава. Пример фирменного наименования ООО. «Фирма «Лотос» — общество с ограниченной ответственностью». Число участников ООО не должно превышать 50 человек.

Общество с  дополнительной ответственностью (ОДО) учреждается одним или несколькими лицами. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества. ОДО создается и действует на основании учредительного договора и устава, если общество создано одним лицом, то — только устава.

Информация о работе Роль и функции государственных целевых программ в практике госу-дарственного регулирования в зарубежных странах. Организационные формы х