Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:53, курсовая работа
Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и функции государственных целевых программ в практике государственного регулирования в зарубежных странах…………………………...4
1.1 Содержание и формы государственного регулирования в зарубежных
странах…………………………………………………………………………...6
Глава 2. Организационные формы хозяйственных организаций и их статус..10
2.1 Организационно-правовые формы организаций..................................................11
2.2 Основные правовые формы организаций………………………………………12
2.3 Организационные формы организации…………………………………………15
Глава 3. Функции и основные формы государственного регулирования эконо-мики……………………………………………………………………………………16
Глава 4. Концептуальные основы государственного стратегического планирования в условиях России……………………………………………………………19
4.1 Основные принципы, цель и задачи стратегического планирования………...20
Глава 5. Классификация государственных целевых программ………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………………...25
Теоретики так называемой школы позитивного управления считают, что успехи в области социально-экономического развития небольших европейских государств, в первую очередь связаны с тем, что у них больше чиновников, чем в великих державах.
Вместе с тем, значительные размеры аппарата управления, дублирование отдельных функций, отсутствие научной организации управления ведут к снижению эффективности деятельности органов исполнительной власти, являются благодатной почвой для процветания бюрократии. Основные черты массивного бюрократического аппарата одинаковы для всех систем и стран мира, однако не везде отрицательно относятся к властным структурам и органам управления.
Например, в Японии многие экономисты считают, что при всех достоинствах рыночной экономики в чистом виде Япония вряд ли добилась бы феноменального успеха без опоры на отменную бюрократию и объединенное общенациональной идеей государственное чиновничество. Заслуга управленцев в экономических достижениях Японии столь же велика, сколь и заслуга предпринимателей.
Мудрость чиновника не в том, чтобы командовать экономикой по телефону или через ведомственные инструкции, а в том, чтобы определять приоритетные направления экономического развития, формировать принципы инвестиционной политики, концепцию отраслевых балансов, способствовать поддержанию конкурентной среды и др.
В Японии сложилось
самое уважительное отношение к
структурам государственной власти.
В настоящее время в
Однако в
последние годы правительство Японии
столкнулось с рядом
Отлаженная бюрократическая машина координирует и направляет хозяйственное развитие через функциональные экономические системы, которые являются механизмами саморегуляции и обеспечивают динамизм и устойчивость социально-экономического развития страны. Рейтинг стран по степени бюрократизации государственной власти приведен в таблице 1 Приложения А.
Даже в самых развитых демократических странах реальным процессам политической и деловой жизни часто сопутствует коррупция. Ни одному государству, как показывает практика, не удалось полностью решить эту проблему.
Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной. Проведенные в конце 90-х годов социологические исследования и опросы о распространенности коррупции в различных странах и среди различных категорий сотрудников дают весьма печальные результаты.
В частности, в возможность того, что ваш непосредственный начальник хотя бы раз в жизни брал взятку, в Италии верили 100 % опрошенных, во Франции – 75 %, в Нидерландах – 70 %, в Германии – 68 %, США — 56 %, Японии – 43 %, Норвегии – 30 %.
Единственное исключение - Сингапур, где почти 100 % опрошенных работников государственных учреждений верят в то, что их начальник никогда не преступал закона и не брал взяток. Во многом это связано с уровнем оплаты труда сингапурского чиновника. В частности, премьер-министр Сингапура Го Чок Тун является самым высокооплачиваемым государственным служащим в мире, его годовая зарплата в конце 90-х годов составляла 850 тыс. дол. Министр в Сингапуре получал в 3 раза меньше премьера, однако эта сумма превышала годовой заработок президента США.
Гонконгская фирма
провела специальное
Так, например, в Германии, согласно официальной полицейской статистике, в 2008 г. в получении взяток были уличены около 2 тыс. государственных чиновников. По оценкам специалистов, ежегодные потери страны от заключения различных контрактов за взятки оценивались в 10 млрд. немецких марок. Громкий скандал разгорелся в конце 2009 года вокруг многих германских политиков, в том числе в отношении финансовых злоупотреблений бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля.
Конец XX века ознаменовался глобализацией коррупции - небывалым всплеском коррупционных скандалов в отношении первых лиц целого ряда государств. В Италии в 2010 году после десятилетней борьбы с мафией специальная комиссия юристов в Милане начала расследование дела премьер-министра Италии Беттино Кракси. Это расследование и последовавшая затем операция «Чистые руки» привели к тому, что были вскрыты многочисленные факты коррупции в высших эшелонах власти Италии. Беттино Кракси был заочно приговорен к тюремному заключению за то, что содействовал пополнению партийной кассы социалистов за счет взяток от бизнесменов в обмен на государственные контракты. В 2009 году было возбуждено уголовное дело по факту взяточничества против одного из инициаторов операции «Чистые руки» премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. В 2010 году возбуждается уголовное дело о связях с мафией Джулио Андреотти, семь раз избиравшегося на пост премьер-министра Италии. В декабре 2011 г. Андреотти был оправдан судом.
В последние
годы в развитых странах начали складываться
различные формы долговременног
В сфере стимулирования научно-технического прогресса государственными органами развитых стран широко используется контрактная (договорная) система. В настоящее время государство в развитых странах - основной заказчик современной новейшей сложной техники и технологии, особенно в военной и космической областях, информационных технологиях, атомной энергетике, микроэлектронике, биотехнологии и др. Реализация государственных научно-технических программ осуществляется не только благодаря действующим федеральным законам и правительственным актам, но и непосредственно на основе условий и положений государственных контрактов. Система государственных контрактов наиболее развита в США.
Контракт в США - это сложный и многообразный инструмент регулирования экономики страны. Его структура включает правовые, социальные, экономические, производственные, научно-технические требования, условия патентования, лицензирования и передачи технологий, принципы организации производства, использование информационных систем, право использования государственной собственности, привлечение сторонней и иностранной рабочей силы, получение кредитов и займов - всего того, что необходимо для выполнения государственного заказа. Государство предоставляет исполнителям программы НИОКР широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями, работающими на частном рынке: право безвозмездного использования оборудования и научных лабораторий, льготы на покупку сырья у частных и государственных поставщиков и за границей, право расходования средств на собственные НИР (до 10% стоимости контракта) и на переподготовку кадров. Предоставление контрактов осуществляется на конкурсной основе, подрядчика выбирает независимая экспертная комиссия. За нарушение условий государственного контракта предусмотрена широкая система санкций: одностороннее прекращение его без компенсации затрат подрядчику, передача другому подрядчику с возмещением ущерба за счет не выполнившего контракт, различные финансовые санкции, публикация в печати списков несостоятельных подрядчиков, виновных в срыве государственных заказов и др.
2. Организационные формы хозяйственных объектов и их статус
К хозяйственным организациям относятся:
• юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т.д.;
• неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально-трудовой деятельности и т.д.
Хозяйственные
организации могут иметь
Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.
Хозяйственные организации с численностью, существенно меньшей, чем у МП, относят к микроорганизациям, например, аудиторская фирма с численностью персонала шесть человек. Хозяйственные организации представляют подавляющее количество организаций в мире, поэтому нас интересует их будущее. В табл. 1 представлен характер изменения отдельных параметров организации.
Таблица 1. Эволюция параметров организаций
Хозяйственные организации (в дальнейшем организации) классифицируются по следующим признакам:
• по времени действия: бессрочные и временные. В регистрационных документах указывается время ее деятельности. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;
• по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т.д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок;
• по масштабу производства: единичное, серийное и массовое производство;
• по специализации производства: специализированное и универсальное;
• по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и многономенклатурное производство. Например, производство оцинкованных труб для медицинской промышленности, сельского хозяйства.
2.1 Организационно-правовые формы организаций.
Согласно ст. 50 ГК РФ предусматриваются следующие формы организаций: Коммерческие:
• хозяйственные товарищества и общества,
• производственные кооперативы,
• государственные
и муниципальные унитарные
• потребительские кооперативы,
• общественные или религиозные организации (объединения),
• благотворительные и другие фонды,
• учреждения.
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Рассмотрим
формы хозяйственных
Хозяйственные товарищества и общества реализуются в следующих организационных формах: ассоциация, картель, банк, биржа, венчур, джоббер, комбинат, компания, конгломерат, кондоминиум, консорциум, концерн, концессия, кооператив, корнер, корпорация, общество, объединение, предприятие, пул, синдикат, тендер, товарищество, траст, трест, финансово-промышленная группа (ФПГ), фирма, фонд, франчайз, холдинг.
Например, банк может быть государственной организацией в форме акционерного общества закрытого типа. Компания может быть частной организацией в форме общества с ограниченной ответственностью.
Несмотря на процесс приватизации, проводимый в РФ, государство обладает значительной собственностью. На управление и хозяйственное владение государственным предприятием выдается временная доверенность в виде назначения на должность.
Любая форма собственности характеризуется отношениями субъекта и объекта договора к собственности. Различают отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности.
Важным критерием разделения хозяйственных обществ является форма ответственности перед клиентом при нарушении обязательств. Это могут быть равные доли или доли, пропорциональные их вкладам.
С точки зрения правовых форм построения организаций следует отметить особенности прав и ответственности учредителей.
2.2 Основные правовые формы организаций.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только из вкладов (паев) учредителей. ООО создается и действует на основании учредительного договора и устава; если общество создано одним лицом, то —только устава. Пример фирменного наименования ООО. «Фирма «Лотос» — общество с ограниченной ответственностью». Число участников ООО не должно превышать 50 человек.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) учреждается одним или несколькими лицами. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества. ОДО создается и действует на основании учредительного договора и устава, если общество создано одним лицом, то — только устава.