Реформа ЖКХ на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне.
Для достижения этой цели мною решаются следующие задачи:
1. Определить цели, задачи и этапы реформирования;
2. Провести анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства и этапов реформирования;
3. Провести анализ ЖКХ в Рязанской области;
4. Дать предложения по совершенствованию процесса реформирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы реформы ЖКХ
1.1 Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………………………….5
1.2 Основные пути реформирования ЖКХ………………………………...7
1.3 Этапы реализации реформы…………………………………………….10
2. Анализ реформы ЖКХ
2.1 Анализ состояния ЖКХ…………………………………………………13
2.2 Анализ хода реформирования ЖКХ…………………… …………….17
2.3 Анализ ЖКХ в Рязанской области……………………………………...20
3. Совершенствование реформы ЖКХ……………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

новый курсач готовый.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Приоритетные направления ЖКХ Рязанской области:

      модернизация и строительство новых источников теплоснабжения;

      строительство и реконструкция водозаборных сооружений, улучшение качества питьевой воды,

      строительство и реконструкция очистных сооружений сточных вод;

      строительство сооружений по переработке бытовых отходов.

      в целом по оценке специалистов в реанимирование всей российской коммуналки необходимо вложить около 2 триллионов рублей.

В порядке реализации жилищно-коммунальной реформы Правительство РФ ежегодно устанавливает федеральный стандарт уровня оплаты населением стоимости услуг ЖКХ, с 2009 года – перешли на 100% оплату.        В ноябре 2006 года Рязанской областной думой был принят Закон РО «Об утверждении областной целевой программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2007-2015 годы», общим объемом финансирования более 7,4 млрд. рублей из бюджетов всех уровне.

Ожидаемые результаты:

- повышение надежности работы объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ и объектов коммунальной энергетики,

- рост качества предоставляемых коммунальных услуг, комфортность и безопасность условий проживания,

- экономическая устойчивость предприятий ЖКХ и коммунальной энергетики.

В начале 2007 года в регионе образовано более 400 ТСЖ и 192 ЖСК в многоквартирном жилищном фонде. Лишь 4% от общего количества домов выбрали способ управления. Любая реформа требует финансовых вложений. Жители нашего региона в 2007 году оплачивают услуги ЖКХ с учетом роста тарифов на 13,2%, по России – 10%. По данному показателю мы занимаем 10 место среди 18 регионов ЦФО.

В 2007 году ассигнования на ЖКХ из консолидированного бюджета области составили около 2,6 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2006 году. В 2007 году на подготовку к зимнему отопительному сезону по области было направлено 566 млн. рублей. Свыше 235 млн. рублей – целевые назначения муниципалитетам для погашения убытка за тепловую энергию, из них 213 млн. рублей -долги РМПТС г. Рязани. В 2008 году из средств федерального фонда содействия реформированию ЖКХ области выделены более 1 млрд. рублей на два года.

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование реформы ЖКХ

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в нашей стране выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунальной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в этой сфере являются: жилищное строительство, жилищное и коммунальное обслуживание, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилого фонда, доведение жилищно-коммунальных услуг до потребителей. В связи с тем, что в России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым к ней требованиям, проблемы ЖКХ остаются одними из самых острых социальных проблем в стране. Несмотря на длительный процесс реформирования отрасли, физический износ её инженерной инфраструктуры достигает 80%, а качество оказываемых населению услуг и их своевременность находятся на недостаточном для цивилизованного общества уровне. Кроме того, рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги значительно опережает рост доходов населения.

Правительством РФ законодательно определено, что в целях бездотационного финансирования ЖКХ, федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги равен 100% от затрат на предоставление всех видов услуг. Вследствие перехода на новую систему оплаты жилья возросли темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. За 2009 г. тарифы увеличились на 19,8%, а в 2010 г. в среднем по России рост платежей населения за ЖКУ составил 18%. Несмотря на то, что на фоне роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги государством принимаются меры по социальной защите населения (в виде предоставления субсидий (компенсаций) в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот) ситуация продолжает оставаться крайне напряженной.

Предпринимаемые законодательно-организационные инициативы в стране выявляют необходимость глубокого анализа факторов, складывающихся в этой сфере экономических отношений и социально-экономических факторов. Совершенствование тарифной политики, оценка результативности внедрения различных методов экономического управления на государственном, муниципальном и предпринимательском уровнях требуют глубокого анализа достигнутых результатов.  Существует проблема низкой эффективности взаимодействия элементов ЖКХ: эксплуатации жилья, водопроводно-канализационного хозяйства, сбора и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), санитарно-гигиенического состояния жилья, энергоснабжения, теплоснабжения и др. Решение названных задач в городах обусловлено развитием совместных действий муниципалитета, предприятий ЖКХ по структурному изменению деятельности, решением организационных вопросов, развитием предпринимательства в ЖКХ, активизацией инвестиционной деятельности.

Для достижения совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне с целью повышения эффективности его деятельности, необходимо решить следующие задачи:

      определить особенности управления в коммунальной сфере;

      выявить резервы повышения эффективности функционирования ЖКХ на основе развития различных форм собственности, предпринимательства, конкуренции;

      проанализировать организационно-экономическую ситуацию, складывающуюся в ЖКХ в настоящее время на региональном и городском уровнях.

Целью совершенствования управления ЖКХ является создание условий для приведения жилищного фонда и всей коммунальной инфраструктуры к стандартам качества, обеспечивающим комфортные условия проживания гражданам.

Среди мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой и законодательной базы наиболее важными являются:

       разработка проектов нормативно-правовых актов и иных документов по реализации Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) в части управления многоквартирными домами (МКД), установления требований к содержанию общего имущества, требований к жилым помещениям;

       создание нормативно-правовой базы по решению вопросов, связанных с ответственностью собственников помещений МКД за содержание их общего имущества;

       формирование нормативно-правовой и методической базы для финансирования капитального ремонта МКД, организации учета потребления и оплаты коммунальных ресурсов в МКД при наличии коллективных/индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, организации эффективного тарифного регулирования и пр.

2011 г. войдет в историю жилищного законодательства как год больших перемен. Это обусловлено тем, что государство увеличивает своё присутствие в ЖКХ и возвращает себе некоторые рычаги управления. Оно вынуждено это делать, т.к. в ЖКХ за последние несколько лет правопорядок, управление, рынок, социальная защита и другие институты этой сферы не смогли показать свою дееспособность. Проводимые организационные мероприятия должны быть направлены на реформирование экономических отношений с целью обеспечения эффективного использования имеющихся ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций. С целью развития конкурентного бизнеса в сфере управления МКД собственниками помещений был осуществлен выбор способа управления МКД. Более 2/3 субъектов, предоставляющих услуги в сфере ЖКХ, являются частными жилищно-эксплуатационными предприятиями, задействованными в содержании и ремонте общего имущества МКД, антенном хозяйстве, капитальном ремонте, эксплуатации и ремонте лифтов, вывозе и утилизации ТБО.

Мероприятия, связанные с реализацией полномочий субъекта РФ и органов местного самоуправления, обеспечение финансовой поддержки мероприятий по модернизации объектов ЖКХ, а также привлечение инвестиций, позволят обеспечить коммунальной инфраструктурой новые и модернизируемые жилищные объекты, повысить качество предоставляемых коммунальных услуг. Реализация мероприятий в данном направлении должна проводиться в рамках местных целевых программ муниципальных образований. В рамках таких программ также должны осуществляться мероприятия по переселению граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания или из жилищного фонда с уровнем износа более 70%.

Также задачами муниципалитетов в области совершенствования функционирования ЖКХ являются:

       формирования эффективного собственника жилищного фонда;

       повышение интереса граждан в самостоятельном управлении своим имуществом;

       создание эффективной системы управления в ЖКХ, основанной на конкурсном отборе подрядчиков в сфере управления и эксплуатации МКД и инженерной инфраструктуры;

       совершенствование системы социальной защиты населения при оплате коммунальных услуг;

       обеспечение эффективной и бесперебойной работы объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Основным условием успешного осуществления масштабной модернизации и сбалансированного развития коммунальных систем жизнеобеспечения городов и муниципальных образований, да и в целом проведения реформы российского ЖКХ в ближайшие годы является переход от малоэффективной распределительной системы хозяйствования с краткосрочным годовым периодом планирования к эффективной системе долгосрочного комплексного планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований, включающей долгосрочное комплексное планирование модернизации и развития систем жизнеобеспечения и объектов ЖКХ в границах интегрирующей инвестиционные проекты модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения, сроки планирования которых составляют 10 – 12 лет. Переход отрасли ЖКХ к современной системе долгосрочного планирования означает принятие всех значимых долгосрочных решений, прежде всего инвестиционных, только на основе их надлежащего экономического обоснования и обеспеченности всеми необходимыми ресурсами.

Современная система долгосрочного планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований способна определять основные параметры и сроки реализации необходимой поэтапной модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения (КСЖ) в зоне своей бюджетной ответственности на долгосрочную перспективу, в т. ч. сбалансировать планируемые инвестиционные проекты модернизации и развития КСЖ с долгосрочными потребностями планируемого экономического роста в услугах инженерной инфраструктуры и прогнозируемыми финансовыми возможностями всех потенциальных участников реализации указанных проектов в течение всего периода их планирования, учитывая доступные проектам внешние источники финансирования.

Важным преимуществом современной системы долгосрочного планирования является её способность обоснованно прогнозировать и эффективно стимулировать сбалансированное экономическое развитие территорий и на его основе обеспечить создание и наполнение собственной финансовой базы, необходимой для возмещения средств, привлекаемых из частных источников для осуществления территориальных инфраструктурных проектов. Наращивание указанной финансовой базы может осуществляться в основном за счет роста платежеспособности потребителей услуг КСЖ, увеличения объемов поступлений и расширения финансовых возможностей местных бюджетов как очевидного результата территориального экономического развития, а также за счет существенного снижения эксплуатационных издержек КСЖ в результате их комплексной модернизации. Создание собственной финансовой базы для осуществления территориальных инфраструктурных проектов на основе стимулирования экономического развития городов и муниципальных образований является важнейшим условием успешной модернизации и развития инфраструктуры их жизнеобеспечения, учитывая ограниченные возможности внешней финансовой поддержки указанных проектов бюджетами более высоких уровней и внебюджетными фондами при осуществлении программы массовой модернизации и развития КСЖ в национальном масштабе.

Основой современной системы долгосрочного планирования комплексного социально-экономического развития городов и муниципальных образований, является формат стратегического планирования, который уже более тридцати лет успешно используется в странах развитой рыночной экономики для планирования долгосрочного развития частных компаний, муниципалитетов и регионов, а в последние годы – для повышения эффективности работы крупных некоммерческих организаций. Формат стратегического планирования способен определить, оценить и реализовать возможности и конкурентные преимущества муниципального образования, города или региона, мобилизовать имеющиеся и привлечь доступные им ресурсы и с максимально возможной эффективностью использовать их для достижения планируемых целей и решения поставленных задач долгосрочного социально-экономического развития, в т. ч. для поэтапной комплексной модернизации и развития основных систем жизнеобеспечения на территории своей бюджетной ответственности.

Использование системы долгосрочного стратегического планирования позволит решить важнейшую проблему российского ЖКХ, являющуюся в настоящее время основным барьером для начала его широкомасштабного реформирования, а именно – компенсировать объективную неспособность используемой в отрасли распределительной системы хозяйствования профинансировать в необходимом объеме и эффективно осуществить модернизацию основных фондов ЖКХ на территории большинства муниципальных образований, малых и средних городов России. Переход от распределительной системы хозяйствования к современной эффективной системе стратегического планирования и управления обеспечит городам и муниципальным образованиям необходимые условия и новые возможности для формирования достаточной собственной финансовой базы, необходимой для привлечения и последующего возмещения значительных объемов частных инвестиций и кредитов, требуемых для финансирования инвестиционных проектов модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения, прежде всего за счет реализации возможностей развития местного потенциала долгосрочного экономического роста при ограниченном участии в финансировании указанных проектов бюджетов более высоких уровней. Реалистичные долгосрочные планы реализации указанного потенциала на основе использования возможностей эффективной современной системы комплексного планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований резко повысят инвестиционную привлекательность проектов модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения для частных инвесторов и кредиторов, а следовательно, обеспечат привлечение значимых объемов финансовых ресурсов из частных источников, необходимых для финансирования широкомасштабной реформы ЖКХ, и прежде всего – для осуществления очень многих потенциально уже существующих, но до сих пор неподготовленных и нереализованных инвестиционных проектов модернизации изношенных основных фондов отрасли, накопленных за последние двадцать лет явно недостаточной активности, а во многих случаях – фактического бездействия государства в этой важной сфере отечественной экономики. Формат стратегического планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований может успешно интегрировать многие действующие нормы и процедуры существующей системы хозяйствования, в том числе градостроительного планирования, и эффективно использовать их для реализации принятой стратегии и основных проектов долгосрочного социально-экономического развития территории, в том числе комплексных проектов модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения.

Информация о работе Реформа ЖКХ на муниципальном уровне