Проблемы государственного управления в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы имеет достаточно широкую сферу применения,
затрагивая самые различные стороны жизни людей. Чтобы детальнее
определить предметную область социальной политики, необходимо выде-
лить ее направления. Это сделать не очень просто, так как в границы
социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов
жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики имеет
протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и
поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества - инвалидов,
престарелых,пенсионеров, беженцев, представителей национальных
меньшинств и т. д., - до обеспечения функционирования и развития общества
в целом.

Содержание

Введение

Глава1 Теоретические аспекты в социальной сфере

Социальная сфера

1.2 Правовые основы государственного управления в социальной сфере

Глава 2 Система Государственного управления

2.1 Федеральные органы государственного управления в сфере социальная

2.2Органы власти Нижегородской области ведующие вопросами в социальной сфере.

Глава з. Проблемы государственного управления в социальной сфере.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа гму.docx

— 236.88 Кб (Скачать файл)

                                           Содержание

 

Введение

 

Глава1  Теоретические  аспекты  в социальной сфере

 

    1. Социальная сфера

 

1.2 Правовые основы государственного управления в социальной сфере

 

Глава 2  Система Государственного управления

 

2.1 Федеральные органы  государственного управления в  сфере социальная

 

2.2Органы власти Нижегородской  области ведующие вопросами в  социальной сфере.

 

Глава з. Проблемы государственного управления в социальной сфере.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной  темы  имеет достаточно широкую  сферу применения,

затрагивая самые различные  стороны жизни людей. Чтобы детальнее

определить предметную область  социальной политики, необходимо выде-

лить ее направления. Это  сделать не очень просто, так как  в границы

социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов

жизнедеятельности индивидов  и общества. Поле социальной политики имеет

протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания  и

поддержание жизнедеятельности  слабейших членов общества - инвалидов,

престарелых,пенсионеров, беженцев, представителей национальных

меньшинств и т. д., - до обеспечения функционирования и  развития общества

в целом.

      Ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода   путем проведения социальной политики.

             Цель государственного и муниципального управление в социальной сфере заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

        Основными задачами данной работы, являются

1.Теоретические аспекты в социальной сфере.

1.1Социальная сфера

это политика проводимая государством  в области социального развития и социального обеспечения.

2. Правовые основы государственного управления в социальной сфере.

  -Конституция РФ

  -Федеральные законы  РФ

3. Федеральные органы государственного управления в социальной сфере.

4.Органы власти Нижегородской  области, ведующие вопросами в  социальной сфере

5.Проблемы государственного  управления в социальной сфере,с  чем приходиться сталкиваться  органам государственной власти.

        Изучением социальной политики занимались ряд авторов, например А.А. Кочетков считает, что социальная политика - это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей и обеспечивающая его при утрате этих способностей.

        С точки зрения И.П.Николаевой, социальную политику можно понимать в широком смысле этого слова, как систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами - с другой, по поводу обеспечения последних достойными условиями жизни.

 

Глава 1.Теоретические аспекты  государственного управления в социальной сфере.

    1. Социальная сфера.

Социальная  сфера, политика проводимая государством в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

В практической деятельности государственных органов к социальной сфере относят ряд отраслей экономики и видов деятельности, в том числе и государства, оказывающих непосредственное и позитивное воздействие на человека и семью. Оно связано с обеспечением благосостояния людей, созданием условий для их развития, поддержанием населения в период испытываемых им временных трудностей, установлением социального мира в обществе. Какие конкретно отрасли, виды деятельности представлены в социальной сфере? Прежде всего, к ней относятся отрасли социально-культурного комплекса: образование, культура и здравохранение, а также наука. Большую роль в этой сфере играет жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, обслуживающие население связь, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и т. д. Важное место принадлежит таким видам деятельности как решение проблем тру довых отношений, занятости и мифации населения, осуществлению социальной защиты и социального обеспечения людей. Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).

   Главная тема социальной политики — социальное положение тех или иных частей народа, народа в целом

   В практическом смысле под  социальной политикой обычно  понимают совокупность (систему)  конкретных мер и мероприятий,  направленных на жизнеобеспечение  населения. В зависимости от  того, кто главный инициатор (субъект)  этих мер, различают виды социальной  политики — государственная,  региональная, корпоративная и т.д.  Такой терминологический подход  имеет право на существование,  однако он не дает возможности  для глубокого, сущностного понимания  социального явления. 

  Объект и предмет социальной  политики — понятие не линейное, а многоуровневое и системное.  По большому счету объект и  предмет социальной политики  совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс — социально-трудовую сферу (СТС). СТС — это система взаимосвязанных компонентов и частей: отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.); рынок труда, занятость, безработица; социальное партнерство; социальная защита; оплата и охрана труда; социальное страхование; пенсионная система и др. Проводя социальную политику, важно держать в поле зрения все ее направления, не оставляя без внимания ни одного из них. Например, вряд ли можно признать сильной и правильной такую социальную политику, в рамках которой отдается предпочтение развитию образования, культуры и т.п. в ущерб решению проблем занятости, пенсионного обеспечения и т.д.

             Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит преимущественно рамочный, нормативно задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления и т.д.). Реальная, конкретная социальная политика осуществляется, как говорится, лицом к лицу с конкретным человеком, как правило, на районном, муниципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу.

      При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития; создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям; обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан; обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

              Для того чтобы социальная  сфера стала объектом управления  государством, необходим такой уровень  ее развития, который требовал  бы вмешательства государства.  Условием, при котором это вмешательство  становится действительным, является  такой уровень развития потребностей  индивидов, который не может  быть удовлетворен за счет  собственного труда. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

            Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые "стартовые условия" для граждан страны.

 

 

 

1.2.Правовые основы государственного  управления в социальной сфере.

 

Основопалагающими законодательными актами,на которые опирается социальная политика России, являются

1. Конституция РФ

2.Семейный кодекс РФ

3.Гражданский кодекс РФ

3.Федеральные законы РФ    

        Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 2, 7,38, 39,40, 41,42,43,45, 46,56,71,72,79 и 82. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 2

Человек, его права и  свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 7

1. Российская Федерация  - социальное государство, политика  которого направлена на создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека.

2. В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье  людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда,  обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства,  отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 38

1. Материнство и детство,  семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их  воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие  18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

 Статья 39

1. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания  детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии  и социальные пособия устанавливаются  законом. 

3. Поощряются добровольное  социальное страхование, создание  дополнительных форм социального  обеспечения и благотворительность. 

 Статья 40

1. Каждый имеет право  на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления  поощряют жилищное строительство,  создают условия для осуществления права на жилище. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 Статья 41

1. Каждый имеет право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь. Медицинская помощь в  государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно за счет  средств соответствующего бюджета,  страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации  финансируются федеральные программы  охраны и укрепления здоровья  населения, принимаются меры по  развитию государственной, муниципальной,  частной систем здравоохранения,  поощряется деятельность, способствующая  укреплению здоровья человека, развитию  физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными  лицами фактов и обстоятельств,  создающих угрозу для жизни  и здоровья людей, влечет за собой ответственность.

Статья 42

 Каждый имеет право  на благоприятную окружающую  среду, достоверную информацию  о ее состоянии и на возмещение  ущерба, причиненного его здоровью  или имуществу экологическим правонарушением.

 Статья 43

1. Каждый имеет право  на образование.  2. Гарантируются  общедоступность и бесплатность  дошкольного, основного общего  и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители илилица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.ветствии с федеральным законом.

Информация о работе Проблемы государственного управления в социальной сфере