Государственное управление в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ деятельности органов государственного управления в сфере образования и выявление проблем государственного управления в сфере образования в
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие и задачи образования;
• исследовать правовую основу государственного управления в сфере образования Российской Федерации;
• проанализировать деятельность государственных органов управления в сфере образования в Москве ;
• исследовать проблемы в сфере управления образования в Москве и рассмотреть пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика содержания образования : теоретические аспекты
1.1 Понятие и задачи образования в Российской Федерации………………….5
1.2 Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации…………………………………………………………..9
ГЛАВА 2.Анализ государственного управление в сфере образования в Москве
2.1 Анализ деятельности государственных органов управления в сфере образования в Москве………………………………………………………….13
2.2 Проблемы в сфере образования и пути их решения……………………..18
Заключение…………………………………………………………………...…21
Список литературы……………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гму.docx

— 45.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Общая характеристика содержания образования : теоретические аспекты

1.1 Понятие и задачи  образования в Российской Федерации………………….5

1.2 Правовая основа государственного  управления в сфере образования  Российской Федерации…………………………………………………………..9

ГЛАВА 2.Анализ государственного управление в сфере образования в Москве

2.1 Анализ деятельности государственных органов управления в сфере образования в Москве………………………………………………………….13

2.2 Проблемы в сфере образования и пути их решения……………………..18

Заключение…………………………………………………………………...…21

Список литературы……………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

 

Введение

Для любого современного общества, одной из самых актуальных проблем  является проблема образования. Сейчас она становится все серьезней  и острей. Сейчас наше государство  уделяет огромное внимание системе  образования, выделяет ежегодно на его  развитие огромные деньги. «Российская  Федерация провозглашает область  образования приоритетной» - гласит пункт 1 статьи 1 ФЗ «Об образовании»1. Закрепленное за каждым гражданином РФ право на получение образования является конституционным.

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства  и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Переход  к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства  вызвал необходимость разработки государственных  образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности  форм получения образования и  сети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием, в Российской Федерации - это прерогатива  Министерства Образования.

Образование  может выступать  инструментом преобразования России, у него есть потенциал выступить  общественно движущей силой, так  как оно помимо своей собственной  внутренней задачи – формирования интеллекта и воли нации – напрямую связано с процессами  государственного  строительства, экономическими преобразованиями и промышленным развитием.

 

Целью исследования является анализ деятельности органов государственного управления в сфере образования  и выявление проблем государственного управления в сфере образования в

 

Задачи исследования:

  • рассмотреть понятие и задачи образования;
  • исследовать правовую основу государственного управления в сфере образования Российской Федерации;
  • проанализировать деятельность государственных органов управления в сфере образования в Москве ;
  • исследовать проблемы в сфере управления образования в Москве и рассмотреть пути их решения.

 

Объектом  исследования является государственное управление в сфере  образования

 

Предметом исследования является система государственного управления в сфере образования в Москве

 

 

ГЛАВА 1. Общая характеристика содержания образования : теоретические аспекты

 

 

1.1 Понятие и задачи образования в Российской Федерации

 

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных  стандартов) Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники  и культуры, а также общественными  отношениями.

В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно  передаёт своё культурное наследие - накопленное  знание, ценности и навыки - от одного поколения другому . В настоящее время человек посредством образования использует в своей жизнедеятельности опыт всех предыдущих поколений чем и олицетворяет социальный прогресс.

Система образования в  Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов:

1) образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

2) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

3) органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций.

 

Образовательная программа  определяет содержание образования  определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются  образовательные программы, которые  подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы  направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации  личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного  выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным  относятся программы: дошкольного  образования; начального общего образования; основного общего образования и  среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные  программы направлены на решение  задач последовательного повышения  профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей  квалификации. К профессиональным относятся  программы: начального профессионального  образования; среднего профессионального  образования; высшего профессионального  образования, а также послевузовского  профессионального образования.

Сфера образования, призванная осуществлять передачу знаний от одного поколения к другому, социологами  и учеными-педагогами традиционно  признается основным социальным институтом, поскольку обладает всеми его  признаками:

1) устойчивая потребность общества государства и личности в образовании. Благодаря образованию обществу удается удовлетворять потребности в сохранении и передаче своей культуры от поколения к поколению. Через образование человек успешно приобщается к достижениям науки, техники, литературы и искусства, усваивает действующие в обществе социальные нормы, развивает свои способности и реализует их в какой-либо сфере социального бытия. В наличии этого принципа заинтересовано не только общество, но и государство, поскольку именно образование выступает эффективным средством подготовки профессиональных кадров сферы государственного управления;

2) разработка средств, необходимых для реализации гражданином своего права. Таким средством в сфере образования является создание сети учебных учреждений, в которых осуществляется весь процесс обучения, направленный на получение обучающимися знаний, умений, навыков и осуществляемый под руководством преподавателя.

Государство в лице органов  управления образованием осуществляет контроль за наличием у образовательных  учреждений необходимых средств  для ведения образовательной деятельности (например, для того чтобы осуществлять образовательную деятельность, необходимо иметь лицензию);

3) обеспечение социального  института необходимыми ресурсами  (финансовыми, материальными), которые  общество должно постоянно пополнять.  Согласно Закону  РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»2 Правительство ежегодно выделяет финансовые средства на образование, которые направляются для приобретения необходимого оборудования, учебников, на ремонт здания, на заработную плату преподавателям, на стипендии студентам, а также обеспечивает социальные льготы в сфере образования;

 

4) наличие особой культурной среды, необходимой для обеспечения самопроизводства института, т. е. формируются определенные правила поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту.

 

Задачи образования включают:

 

реализацию потребностей каждого человека в образовательной  сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны. Образование  существенно расширяет границы  использования способности человека к трудовой деятельности. Оно позволяет  ему правильно оценить ситуацию, принять решение и реализовать  его. Как правило, чем выше уровень  образования населения, тем ниже доля безработных. Образование человека гарантирует его успешную трудовую деятельность. В современных условиях удовлетворение потребности населения  в товарах и услугах все  в большей мере обеспечивается в  результате объединения знаний и  информации;

 

приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями  личности, общества и государства, нормами  отечественного и международного права. Важнейшей целью федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части согласования потребностей должна стать организация условий согласования потребностных запросов личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;

 

подготовку новых поколений  граждан к жизнедеятельности  в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных  и технологических достижений. Так, цель высшего профессионального  образования заключается в подготовке и переподготовке специалистов соответствующего уровня, удовлетворении потребностей личности в углублении и расширении образования (ст. 24 Закона об образовании)3;

 

социальную интеграцию различных  групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического  здоровья, доходов, религиозных и  политических убеждений. Государство  гарантирует равенство прав и  свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также  других обстоятельств; также запрещаются  любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности; мужчина  и женщина имеют равные права  и свободы и равные возможности  для их реализации;

 

обеспечение равных стартовых  возможностей россиян в сфере  образования. Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения  образования. Граждане, получившие образование  в неаккредитованных образовательных  учреждениях, в форме семейного  образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме  экстерната в аккредитованных образовательных  учреждениях соответствующего типа. Граждане РФ имеют право на получение  впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального  образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего  профессионального и послевузовского  профессионального образования  в государственных или муниципальных  образовательных учреждениях в  пределах государственных образовательных  стандартов. Граждане РФ вправе в установленном  порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ и т.д.;

 

формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом  уровнях. Обучающиеся всех образовательных  учреждений имеют право на получение  образования в соответствии с  государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными  ресурсами библиотек, на получение  дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие  в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных  мнений и убеждений.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что образование находится  в сфере первоочередных государственных  интересов. От состояния образовательной  системы во многом зависит будущее  Российского государства, его экономическое  развитие, уровень благосостояния в  обществе. С образованием связываются  надежды на модернизацию экономики  и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в связке с наукой образование представляет собой  одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной  безопасности.

 

 

1.2 Правовая основа государственного  управления в сфере образования  Российской Федерации

Управление системой образования  в России осуществляется на трех уровнях: федеральном; региональном; муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

Государственное управление в области образования осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

Содержание государственного управления в данной сфере заключается  в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  определяют соответствующие приоритетные направления развития образования  и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных  организаций, осуществление межотраслевой  координации образовательной, научной  и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических  программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техники.

В соответствии с этим к  ведению федеральных органов  государственной власти, в том  числе и органов исполнительной власти, в области образования  подлежат следующие вопросы:

  • формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
  • правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
  • обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;
  • разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;
  • формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;
  • согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
  • установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;
  • установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  • разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
  • установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
  • установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также осуществляют ряд других функций в данной сфере.

Информация о работе Государственное управление в сфере образования