Государственное управление сферой образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: определение природы и специфики понятий «система образования», «управление системой образования»; комплексное, с позиции системного подхода, исследование и характеристика содержания
деятельности органов управления образования различных уровней, выявление основных тенденций их развития, совершенствования функционирования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- анализ сущности современной системы образования в России;
- изучение особенностей управления в образовании как социальной системе;
- определение системы и структуры государственных органов исполнительной власти в сфере образования;
- анализ деятельности органов государственного управления образованием: цели, содержание и нормативно-правовое регулирование;
- изучение нормативных актов, регулирующих сферу управления образованием
- определение путей совершенствования деятельности системы управления образованием через анализ Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

Содержание

Введение
Глава 1. Система образования в РФ как объект государственного управления
1.1. Система образования в современной России
1.2. Образование, как объект государственного управления
Глава 2. Государственное управление в сфере образования
2.1. Система государственных органов управления образованием
2.2. Нормативные акты, регулирующие сферу управления образованием
2.3. Совершенствования деятельности системы управления образованием
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Госуд управл сферой образ.pdf

— 380.96 Кб (Скачать файл)
Page 1
КУРСОВАЯ РАБОТА
Государственное управление сферой образования
(Тема 22)

Page 2

Оглавление
Введение
Глава 1. Система образования в РФ как объект государственного
управления
1.1. Система образования в современной России
1.2. Образование, как объект государственного управления
Глава 2. Государственное управление в сфере образования
2.1. Система государственных органов управления образованием
2.2. Нормативные акты, регулирующие сферу управления
образованием
2.3. Совершенствования деятельности системы
управления образованием
Заключение
Литература
2
4
7
11
20
22
26
29

Page 3

Введение
Современное образование - это одно из средств решения важнейших
проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом
государстве характер системы образования определяется социально-
экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и
национальными особенностями страны. Требования общества к образованию
выражаются в системе принципов государственной образовательной
политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание
условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей
структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и
гражданского общества.
Экономические и политические реформы, проводимые в нашей стране,
привели
к изменению в подходах к образованию как важнейшему
социальному институту. Активное вторжение рыночных отношений в
образовательную сферу, еѐ ориентация на интересы личности, придание
образовательным учреждениям большей самостоятельности, появление
негосударственных форм обучения поставило перед системой управления
образованием новые, ещѐ вчера казавшиеся несвойственными ей задачи.
В связи с этим весьма актуальными становятся исследования, связанные
с правовым регулированием деятельности и определением полномочий
государственных органов управления образования на современном этапе.
Тема работы: Государственное управление сферой образования.
Объект исследования: Организационное построение исполнительной власти
в сфере образования в Российской Федерации
Предмет исследования: Содержание деятельности органов управления
образования различных уровней (функции, правовая основа, разграничение
полномочий)
Целью работы является: определение природы и специфики понятий
«система образования», «управление системой образования»; комплексное,
с позиции системного подхода, исследование и характеристика содержания
деятельности органов управления образования различных уровней,
выявление основных тенденций их
развития, совершенствования
функционирования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- анализ сущности современной системы образования в России;
- изучение особенностей управления в образовании как социальной системе;
2

Page 4

-
определение системы
и
структуры
государственных
органов
исполнительной власти в сфере образования;
- анализ деятельности органов государственного управления образованием:
цели, содержание и нормативно-правовое регулирование;
- изучение нормативных актов, регулирующих сферу управления
образованием
- определение путей совершенствования деятельности системы управления
образованием через анализ Федеральной целевой программы развития
образования на 2006-2010 годы
3

Page 5

Глава 1. Система образования в РФ как объект государственного
управления
1.1. Система образования в современной России
Образование является автономной системой, имеющей относительную
самостоятельность, образование способно оказывать активное воздействие на
функционирование и развитие общества.
Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат,
система учреждений и государственная политика в области получения
гарантированного Конституцией образования. Образование всегда было и
остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В этой
области заняты одновременно около миллиарда учащихся и пятидесяти
миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического
прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики
государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной
силой в общественном производстве, должен по своим качествам
соответствовать уровню современного социально-экономического развития
государства, в котором живет и трудится.
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а,
следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства.
Образование
выступает
фактором
воспроизводства
социально-
профессиональной структуры общества. Система образования формирует
гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу
общественной
жизни. Через культурно-воспитательную
функцию
образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование
общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в
будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности
человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное
достояние общества из поколения в поколение.
Образование в Российской Федерации — целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)
установленных государством образовательных уровней (образовательных
цензов).
На современном этапе сформулированы основные
цели и задачи
российского образования - система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и
развитие национальной культуры;
4

Page 6

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического,
социального государства, уважающих права и свободы личности и
обладающих высокой нравственностью;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи,
формирование навыков самообразования и самореализации личности;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и
современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических
отношений;
- систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего
изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
непрерывность образования в течение всей жизни человека;
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность
образовательных
программ,
обеспечивающих
индивидуализацию
образования;
- преемственность уровней и ступеней образования;
- развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих
информационные технологии в образовании;
- академическую мобильность обучающихся;
- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и
молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных
специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной
мобильности в условиях информатизации общества и развития новых
наукоемких технологий;
- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к
природе.
Согласно Закону РФ об Образовании (Статья 8.) система образования в
Российской
Федерации
представляет
собой
совокупность
взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ различного уровня и
направленности, федеральных государственных образовательных стандартов
и федеральных государственных требований
- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций
- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и
подведомственных им учреждений и организаций
-
объединений юридических лиц, общественных и государственно-
общественных объединений, осуществляющих деятельность в области
образования.
В Российской Федерации с учѐтом потребностей и возможностей
личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в
образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней),
5

Page 7

заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. В
последние годы интенсивно развивается дистанционное образование.
Допускается сочетание различных форм получения образования (Закон РФ
об Образовании, Статья 10.)
По уровням образование делится на:
1. Общее образование (дошкольное образование; начальное общее
образование; основное общее образование; среднее (полное) общее
образование; дополнительное образование детей
)
2.
Профессиональное образование
(начальное профессиональное
образование;
среднее
профессиональное
образование;
высшее
профессиональное образование; Бакалавриат; Магистратура)
3. Послевузовское профессиональное образование
(Аспирантура;
Докторантура)
4. Повышение квалификации (Второе высшее образование; Переподготовка;
Профессиональная подготовка).
Существуют следующие типы
образовательных учреждений в
Российской Федерации
:
1. Дошкольные учреждения (предшкола; ясли; детский сад
)
2. Общеобразовательные учреждения (учреждения начального общего
образования; начальная школа; учреждения основного общего образования;
школа; гимназия; лицей; учебно-воспитательный комплекс; Экстернат;
учреждения среднего (полного) общего образования; школа с углубленным
изучением предметов; профильная школа)
3. Учреждения профессионального образования (учреждения НПО; ПТУ;
профессиональный лицей; технический лицей)
4. Учреждения среднего профессионального образования (колледж;
техникум)
5. Учреждения высшего профессионального образования
(академия;
институт; университет
)
6. Учреждения послевузовского профессионального образования (институт
повышения квалификации по отраслям)
7. Другие типы учреждений (учреждения дополнительного образования
детей; специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; коррекционная
школа по видам; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; школа-интернат; детский дом; дом семейного типа;
кадетская
школа;
кадетский
корпус;
учебно-производственный
межшкольный комбинат).
6

Page 8

1.2. Образование, как объект государственного управления
Система образования в Российской Федерации – одна из подсистем
общества, имеющая свою внутреннюю организацию и функциональную
связь с другими социальными системами. Как и любая социальная система,
система образования нуждается в упорядочении своей организации, в
наличии управляющих органов, которые, в свою очередь, тоже образуют
самостоятельную систему управления, имеющую по форме внешнее
обособление (с учетом специфики форм и методов управления). Внутренне
же, содержательно обе системы находятся в диалектическом единстве, имея
единые цели своего функционирования.
Исследуя содержательное наполнение функционирования системы
управления образованием, определим понятие «управление». Под
«управлением социальными системами» мы понимаем целеполагающее
(сознательное,
преднамеренное,
продуманное),
организующее
и
регулирующее воздействие людей на собственную общественную,
коллективную
и
групповую
деятельность, осуществляемое как
непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально
созданные структуры (государство, общественные объединения, партии,
организации и т.п.).
Особенности управления в образовании как социальной системе,
определенной сфере жизнедеятельности общества, обусловлены ее
специфическим характером, выделяющимся в социальной и экономической
структуре общества. С одной стороны, образование как процесс, результат
представляет собой социальное, нематериальное благо; с другой – относится
в экономическом смысле к товару, обладающему потребительской
ценностью, т.е. способному удовлетворять интересы и потребности
личности. Во всех случаях и во всех аспектах образование выступает
объектом интереса как отдельной личности, так общества в целом и самого
государства. В связи с этим, никак нельзя согласиться с мнением, что
образование человека, его развитие через учение, просвещение является
сугубо частным делом; государство никак не должно вмешиваться в
образование, и никто, кроме самих граждан, не может управлять
образованием. Образование в широком смысле представляет собой
национальную, общественную категорию, потенциал, с помощью которого
государство может формировать людей по своему подобию. Аристотель
признавал образование и воспитание общественным, не частным делом,
мощным средством достижения экономических, социальных и политических
7

Page 9

целей государства.
Конституционные положения закладывают правовую основу социального
и, в частности, государственного управления образованием в Российской
Федерации. При этом именно такие, установленные Конституцией
общественные принципы управления, как общенародный характер источника
власти, разделение властей, демократический характер управления,
федерализм, социальная направленность управления, приоритет прав и
свобод личности, законность управления, проявляемая в определенных
правовых формах, определяют формирование, функционирование, развитие
общественных отношений в образовательной сфере. Названные принципы
получают свое развитие применительно к сфере образования в
законодательстве об образовании.
Право на образование – это конституционное установление, составляющее
основы правового статуса личности, именно государство с его
возможностями должно стать подлинным гарантом конституционных прав
личности; в том числе в сфере образования. Меры государственной
поддержки образования нужно сочетать с усилением роли государства в
обеспечении соответствия образовательной деятельности запросам личности
и общества.
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г., содержание
социальной
политики
составляет,
в частности, государственное
регулирование в сфере образования, обеспечивающее удовлетворение
минимальных жизненных потребностей граждан, содействующих росту их
интеллектуального и творческого потенциала. «Каждый человек имеет
притязания на определенный объем благ (материальных и духовных),
получению которых должно содействовать общество и государство…
Обретая законодательное выражение, права человека получают
дополнительную «энергию», а государство, законодательно закрепляя их,
обязывает себя гарантировать и обеспечивать права и свободы». В области
реализации социальных прав, к каковым относится право на образование,
государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу.
Задача состоит в том, чтобы вести «всестороннюю созидательную работу»,
которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Право на
образование, как и другие социально-экономические права, призвано
обеспечивать человеку достойный жизненный уровень, а обществу –
достойного индивида, способного решать проблемы общества и государства.
Сущность государства «является» прежде всего, в его функциях.
Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым
8

Page 10

государством. Это означает, что его задачи выходят за пределы
«минимальных функций» – обеспечения свободы, безопасности и
собственности, а также создания системы коммуникаций. Оно должно
принять на себя функции патерналистские: определять приоритеты
экономического
и
социального
развития, принимать
социальное
законодательство, тратить на задачи содействия развития культуры (в
широком смысле слова, начиная с воспитания и образования) средства
государственного бюджета, сопоставимые с расходами на экономические
программы.
Кроме специфики предмета воздействия, обусловленной содержанием
образовательных отношений и социальным значением сферы образования,
особенности государственного управления образованием состоят также в
следующем:
Во-первых, в наличии совокупности принципов государственной политики
в области образования, сформулированной в ст. 2 Закона «Об образовании»:
1) гуманистического характера образования; приоритета общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье;
2) единства федерального, культурного и образовательного пространства;
защите и развития системой образования национальных культур,
региональных культурных традиций и особенностей в условиях
многонационального государств;
3) общедоступности образования, адаптивности системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,
воспитанников;
4) светского характера образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях;
5) свободы и плюрализма в образовании;
6) демократического, государственно-общественного характера управления
образованием. Автономности образовательных учреждений.
Во-вторых, в особом методе правового регулирования. Управленческие
отношения,
складывающиеся
в
процессе
жизнедеятельности
образовательных учреждений, – и горизонтальные, и вертикальные, это
одновременно отношения и субординации, и равноправного партнерства,
причем зачастую – между одними и теми же участниками образовательного
процесса. Отсюда – своеобразный метод правового регулирования и
комплексная отрасль права, именуемая образовательной.
Нормы права в области управления образованием составляют
9

Page 11

юридическую базу, на которой образовательные учреждения строят свою
деятельность для достижения поставленных целей. Эти нормы вносят
ясность и стабильность в правовые отношения между органами управления
образованием, учебными заведениями и гражданами; создают юридические
гарантии
удовлетворения потребности личности
в образовании.
Законодательство определяет основные задачи и принципы образования, его
систему, систему органов управления образованием. Для органа
государственного управления обязательно законодательство, определяющее
права управляемых объектов (предприятий, учреждений, организаций), а
также граждан.
10

Page 12

Глава 2. Государственное управление в сфере образования
2.1. Система государственных органов управления образованием
Понятие "система органов исполнительной власти" характеризует
организационное построение исполнительной власти в Российской
Федерации.
Она
строится в соответствии
с
конституционным
разграничением полномочий в этой сфере между РФ и субъектами
Федерации. Согласно Конституции (ст. 71-73) деятельность органов
исполнительной власти осуществляется в пределах совместного ведения
субъектов РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов федерации и
в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ. К ведению РФ отнесено
установление системы федеральных органов исполнительной власти,
порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов
исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации
входит установление общих принципов организации системы органов
государственной власти.
Единая система исполнительной власти в России образуется только в
пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного
ведения РФ и ее субъектов (ст. 77 Конституции). В этих пределах
правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в
отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и
соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В
субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои
территориальные органы.
В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить
два уровня, которые включают:
- руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ);
- органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).
Президент
РФ
осуществляет
руководство
государственной
администрацией как через правительство, так и непосредственно. В области
исполнительной власти он наделен широкими полномочиями, которые
распространяются на всю сферу государственного управления. В
соответствии с Конституцией (ст. 80-90) и федеральными законами он
определяет внутреннюю и внешнюю политику страны, создает органы
исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления
деятельности ее системы. Президент назначает и смещает Председателя
Правительства и всех членов Правительства. Он может председательствовать
на заседаниях Правительства, которое только ему подотчетно и
11

Page 13

подконтрольно. Президент вправе отменять акты Правительства РФ. Таким
образом, даже этот не полный перечень полномочий Президента в сфере
исполнительной власти дает основания считать главой исполнительной
власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства или
Правительство РФ в целом.
Правительство РФ в пределах своей компетенции, определенной
Конституцией РФ и федеральными законами осуществляет руководство
системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесение к его
ведению вопросы и несет полную ответственность за свои действия.
Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами
действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурных
сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты
деятельности исполнительной власти в этих сферах. Правительство РФ
назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц
государственной администрации, назначение которых остается за пределами
полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных
министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не
являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и
организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных
министерств и иных федеральных органов исполнительной власти
Государственная администрация представляет собой административный
аппарат, непосредственно реализующий государственную политику, цели и
приоритеты,
определяемые
в
решениях
руководящих
органов
исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим
законодательством. В соответствии со статьей 37 Закона «Об образовании»,
в Российской Федерации
создаются и
действуют следующие
государственные органы управления образованием:
- федеральные (центральные) государственные органы управления
образованием;
- федеральные ведомственные органы управления образованием;
- государственные органы управления образованием субъектов РФ.
Постановление Правительства РФ «О системе государственного
управления образованием в Российской Федерации» устанавливает
следующую иерархию в системе органов государственного управления:
- Министерство образования Российской Федерации;
- министерства образования республик в составе Российской Федерации;
- управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования
краев, областей и автономных образований;
12

Page 14

- комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-
Петербурга;
- органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в
городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.
Рассмотрим подробнее компетенции органов управления образованием
различных уровней, а также их структуру.
Министерство
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года Указом
Президента Российской Федерации № 314. Минобрнауки России является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке
государственной
политики
и
нормативно-правовому
регулированию в следующих сферах:
- в сфере образования,
- в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности,
развития федеральных
центров науки
и
высоких
технологий,
государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной
собственности,
- в сфере воспитания, дополнительного образования, опеки и попечительства,
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет
координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении
Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и
товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального
агентства по образованию.
Министерство
образования
и
науки
Российской
Федерации
руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами,
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также
Положением о Минобрнауки России.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет
свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
13

Page 15

Министерство представлено рядом департаментов:
-
Департамент
комплексной
координации
программ
в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса
- Департамент комплексной координации программ в сфере образования и
науки и организации бюджетного процесса
-
Департамент
государственной
политики
в
образовании
- Департамент государственной научно-технической и инновационной
политики
-
Департамент государственной политики
в сфере
воспитания,
дополнительного
образования
и
социальной
защиты
детей
- Департамент стратегии и перспективных проектов в образовании и
науке
- Департамент международного сотрудничества в образовании и науке
- Административный департамент
При Минобрнауки России приказом министра 28 декабря 2006 г. № 346
был создан Общественный совет, в состав которого вошли представители
общественных объединений, средств массовой информации, российских
академий наук, учѐные и специалисты в области образования, науки и
молодѐжной политики в России. Общественный совет является постоянно
действующим совещательным органом и призван содействовать подготовке
предложений, обеспечивающих принятие оптимальных решений по
развитию образования, науки и социальной защиты детей в России. Совет
также проводит общественную экспертизу проектов нормативных правовых
актов, разрабатываемых Минобрнауки России.
Как было сказано выше, в ведении Минобрнауки России находятся два
федеральных агентства и две федеральные службы:
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
оказанию
государственных
услуг,
управлению
государственным
имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования,
воспитания и молодежной политики. Федеральное агентство по образованию
в установленной сфере деятельности осуществляет:
а) организацию деятельности образовательных учреждений общего,
профессионального и дополнительного образования по оказанию
государственных услуг в области образования;
б) организацию повышения квалификации и переподготовки научно-
педагогических работников государственных учреждений высшего
14

Page 16

профессионального образования и государственных научных организаций,
действующих в системе высшего и послевузовского профессионального
образования.
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг,
управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-
технической и инновационной деятельности, включая деятельность
федеральных центров науки и высоких технологий, государственных
научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных
центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной
исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное
обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и
товарным
знакам
(Роспатент)
является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в
сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной
собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной
деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот,
соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и
юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной
деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-
технического сотрудничества.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и
науки. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в
установленной сфере деятельности осуществляет:
а) контроль и надзор за исполнением законодательства в области
образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной
политики, аттестации
научных
и
научно-педагогических
кадров;
б) самостоятельно и совместно с органами управления образованием
субъектов Российской Федерации государственный контроль качества
образования
в
образовательных
учреждениях;
в) лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию
образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций
(в сфере послевузовского и дополнительного профессионального
образования);
г) рассмотрение вопросов, связанных с подтверждением, признанием и
15

Page 17

установлением эквивалентности документов об образовании, ученых
степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации;
д) рассмотрение вопросов присвоения ученых званий профессора по
специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и
доцента по кафедре, а также лишения (восстановления) указанных ученых
званий, вопросов присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата
наук и выдачу соответствующих дипломов установленного образца;
е) создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций
(диссертационных советов), установление их компетентности.
Кроме рассмотренных выше федеральных органов исполнительной власти,
в Российской Федерации действуют федеральные ведомственные органы
управления образованием, которые управляют подведомственными им
образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей
или сфер управления (например, в министерстве обороны, внутренних дел,
здравоохранения и социального развития, сельского хозяйства). Сюда
относятся различные подразделения соответствующих ведомств (главные
управления, отделы и др.). Они могут быть специализированными и
управлять подведомственными образовательными учреждениями либо
осуществлять такие функции наряду с другими функциями.
В субъектах Федерации управление образованием осуществляют
соответствующие министерства, комитеты, главные управления, отделы
образования. Их компетенция аналогична компетенции федеральных органов
исполнительной власти в сфере образования, но осуществляется с учетом
региональных масштабов и особенностей деятельности. Так на территории
Кемеровской области исполнительным органом государственной власти в
сфере образования является департамент образования и науки Кемеровской
области. В соответствие с Положением о департаменте образования и науки
Кемеровской области (от 05.02.2007 г. № 12) - департамент –
исполнительный
орган
государственной
власти
Кемеровской
области,
осуществляющий
в
соответствии
с
действующим
законодательством управление системой дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного, начального,
среднего, высшего, дополнительного профессионального образования (далее
— системы образования) и науки на территории Кемеровской области, а так
же осуществляющий реализацию государственной семейной политики,
направленной на профилактику социального сиротства.
Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, федеральными
16

Page 18

законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
Уставом Кемеровской области, законами
Кемеровской
области,
постановлениями и распоряжениями Губернатора Кемеровской области,
Коллегии Администрации Кемеровской области, другими нормативными
правовыми актами, а также настоящим Положением.
Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
федеральными органами исполнительной власти,
исполнительными
органами государственной власти Кемеровской области, органами
местного самоуправления, общественными и иными организациями и
учреждениями.
Основными задачами департамента являются:
- создание организационных основ для претворения в жизнь принципов
государственной политики в области образования, науки, а также
профессиональной подготовки и переподготовки кадров, охраны прав детей
и создание системы профилактики социального сиротства в целях снижения
его уровня;
- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской
Федерации на образование;
- определение и осуществление комплекса мер, направленных на
стабилизацию и развитие системы образования Кемеровской области с
учетом
региональных
особенностей,
культурно-национальных
и
исторических традиций;
- определение стратегии и приоритетных направлений реформирования и
развития
региональной
системы
образования
и
науки;
- совершенствование нормативной правовой базы, структур и механизмов
развития системы образования Кемеровской области, науки, семейной
политики направленной на профилактику социального сиротства в пределах
компетенции;
- обеспечение экономических гарантий реализации государственной
политики в области образования, науки, прав и законных интересов детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствование
подходов к финансовому и материальному обеспечению данных
направлений за счет оптимизации расходов бюджетных ассигнований,
привлечения внебюджетных источников;
- участие в разработке и реализации финансовой, инвестиционной и
инновационной политики в системе образования и науки;
- государственная оценка качества образовательного процесса в
17

Page 19

государственных, муниципальных и негосударственных образовательных
учреждениях;
-
организация
профессиональной
подготовки
незанятого
и
высвобождаемого населения, кадров для малого и среднего бизнеса,
предпринимательства
и
социальной
сферы
учреждениями
профессионального образования;
- разработка и реализация совместно с заинтересованными структурными
подразделениями Администрации Кемеровской области и иными
исполнительными органами государственной власти комплекса мер по
социальной поддержке, обеспечению охраны труда и здоровья обучающихся,
воспитанников и работников сферы образования;
- реализация кадровой политики в сфере образования, совершенствование
системы подготовки, переподготовки педагогических кадров, повышение
социального статуса работников образования;
- информатизация сферы образования;
- содействие активизации и развитию международного и межрегионального
сотрудничества образовательных учреждений Кемеровской области.
Местные (муниципальные) органы управления образованием могут
создаваться
по
решению
соответствующих
органов
местного
самоуправления.
На территории Кемеровской области 34 муниципальных
образования в которых сферой образования управляют следующие органы:
комитеты образования и науки; управления образованием.
Согласно Статье 31. Закона «Об Образовании»
1. Органы местного самоуправления ответственны за реализацию права
граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного
основного
общего
образования;
ежегодную
публикацию
среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным
требованиям условий осуществления образовательного процесса в
образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им
территориях.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов по решению вопросов местного значения в
сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по
основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий
по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к
полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
18

Page 20

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за
исключением предоставления дополнительного образования детям в
учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного
дошкольного образования;
3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных
учреждений;
4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных
образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования.
Все вышеназванные ступени органов управления образованием реализуют
единое руководство системой государственных учреждений дошкольного,
школьного, профессионально-технического, среднего
специального,
педагогического
и
внешкольного
образования на федеральном,
республиканском, региональном и территориальном уровнях.
19

Page 21

2.2. Нормативные акты, регулирующие сферу управления образованием
В комплекс законодательства Российской Федерации в области
управления образованием, в первую очередь необходимо включить
Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании»,
а также принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные
нормативные акты. В эту же группу можно включить законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области
управления образованием.
Федеральные законы в области управления образованием, в соответствии
со статьей 3. Закона «Об образовании»:
1) разграничивают компетенцию и ответственность в области образования
Федеральных органов государственной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
2) регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы
отношений в области образования, которые должны решаться одинаково
всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы
в области образования являются законами прямого действия и применяются
на всей территории Российской Федерации;
3) вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к
компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми
последние осуществляют собственное правовое регулирование в области
образования.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и
компетенцией могут принимать в области управления образованием законы и
иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам
в области образования.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и
юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации
в области образования.
Отношения по поводу урегулирования вопросов управления образованием
наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными
Указами Президента Российской Федерации, которые не должны
противоречить вышеназванному Закону «Об образовании» и иным
федеральным законам. Федеральное Правительство вправе принимать
постановления, содержащие нормы, посвященные управлению образованием,
но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо
указами Президента Российской Федерации.
Так, можно выделить следующие постановления правительства:
- Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 « Об утверждении
20

Page 22

Положения о лицензировании образовательной деятельности»
- Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 142 «Об утверждении
Правил разработки и утверждения федеральных государственных
образовательных стандартов»
- Постановление Правительства РФ от 5.08.2008 г. № 583 «О введении новых
систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и
федеральных государственных органов»
- Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803 «О Федеральной
целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»
Кроме того, постановлениями Правительства РФ утверждены типовые
положения об образовательных учреждениях различных видов и типов,
например:
О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
Об общеобразовательной школе-интернате;
Об общеобразовательном учреждении;
О специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с
девиантным поведением;
Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего
школьного возраста;
О дошкольном образовательном учреждении и пр.
В комплекс нормативных актов об управлении образованием входят также
многочисленные акты соответствующих министерств и ведомств. В
отношении таких документов существует общее правило, выраженное в
постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г
№1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и
ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные
интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат
государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской
Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете".
Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней
после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие
государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не
опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых
последствий.
21

Page 23

2.3. Совершенствования деятельности системы
управления образованием
Процессы реформирования общеобразовательной и профессиональной
школы являются частью глубоких политических и социально-экономических
преобразований, переживаемых страной. Два последних десятилетия одной
из острейших проблем российского образовательного сообщества был поиск
наиболее эффективных путей развития сферы образования. И один из этих
путей – модернизация системы управления образованием, повышение ее
эффективности, обоснованности принимаемых решений.
Современный этап реформы органов управления образованием начался в
2000 году с принятия федерального закона № 51-ФЗ от 10.04.2000 г. «Об
утверждении Федеральной программы развития образования на 2000-2005
гг.». Задачи Программы в области управления образованием сводились к
следующим:
- сформировать систему демократического, государственно-общественного
управления образованием;
- закрепить и совершенствовать на всех уровнях демократических основ
управления системой образования.
Это направление проходит «красной нитью» через всю программу, и
неоднократно упоминается, что принципиально важно дальнейшее развитие
и обеспечение демократического, государственно-общественного характера
управления системой образования, включая нормативное правовое
укрепление управленческой вертикали на условиях договоров по всем
составляющим ее уровням - федеральному уровню, уровню субъектов
Российской Федерации, федеральному и муниципальному уровням, уровню
субъектов Российской Федерации и муниципальному уровню.
Говоря конкретно о задачах в рамках развития и обеспечения
демократического, государственно-общественного характера управления
системой образования, выделены следующие:
1. Разработка механизмов
совершенствования взаимодействия и
координации деятельности органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, объединений системы
образования и общественных организаций по развитию системы образования
как единого комплекса.
2. Разработка механизмов управления системой образования, сочетающих
22

Page 24

правовые, экономические и информационные методы и обеспечивающих
самостоятельность образовательных учреждений и других организаций
системы образования.
3. Разработка государственной концепции совместной деятельности
общества, системы образования и средств массовой информации по
созданию и распространению образовательных, воспитательных, научно-
просветительных программ, передач и других материалов.
4. Разработка механизмов совершенствования форм и активизации участия
профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений,
педагогических и научных работников, родителей (законных представителей)
и общественных организаций в реализации государственной политики в
области образования.
5. Разработка и реализация форм и методов развития самоуправления
обучающихся.
6. Разработка системы государственного и общественного контроля
исполнения законодательства об образовании, требований государственных
образовательных стандартов, функционирования системы образования в
соответствии с государственными нормами и нормативами.
7. Создание независимой государственной аттестационной службы контроля
качества образования, разработка механизмов обеспечения защиты
обучающихся от некачественного образования в образовательных
учреждениях различных организационно-правовых форм, типов и видов.
8. Усовершенствование механизмов лицензирования образовательной
деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
9. Совершенствование правовых основ взаимоотношений исполнителей
образовательных услуг, обучающихся, и их родителей (законных
представителей).
Во время реализации программы вышли постановления Правительства
РФ, касающиеся структуры федеральных органов управления образованием
их функций, полномочий и организации деятельности:
- от 15.06.2004 № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве
образования и науки РФ»
- от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе
по надзору в сфере образования и науки»
- от 17.06.2004 № 288 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
по образованию».
Административная реформа внутри вышеназванных государственных
органов проводилась в соответствие с Концепцией административной
23

Page 25

реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г.
№ 1789-р. В этот период разработаны 1) административные регламенты
предоставления государственных услуг, основной целью которых является
оптимизация исполнения государственных функций (предоставления
государственных услуг) путем:
- упорядочения административных процедур и действий и устранения их
избыточности;
- сокращения сроков предоставления государственной услуги (исполнения
государственной функции);
- повышения ответственности должностных лиц за нарушение требований
административных
регламентов
при
выполнении
различных
административных процедур и действий;
- обеспечения доступности государственных услуг.
2) Разработан и реализуется комплекс мер антикоррупционной
направленности.
3) Усовершенствован контроль за использованием средств федерального
бюджета,
государственного
имущества,
финансово-хозяйственной
деятельностью.
4) В рамках организационно-методического обеспечения реализуемых
мероприятий
большое внимание
уделено
принципу
обеспечения
информационной открытости
деятельности государственных органов
управления образованием.
Сегодня
оптимизация структуры управления образованием на всех
уровнях реализуется в соответствие с
Концепцией модернизации
российского образования на период до 2010 года принятой Госсоветом и
утвержденной Правительством РФ (распоряжение от 03.09.2005 г. № 1340-р).
Одной из главных целей Концепции является - формирование оптимальной
модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы
компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов
образовательной политики, прежде всего образовательных учреждений и
органов местного самоуправления, региональных и федеральных
управленческих структур. Должна быть обеспечена гласность и прозрачность
обсуждения и принятия управленческих решений.
Решение указанной цели достигается путем:
- завершения разработки нормативно-правовой базы и внедрения процедур
управления по результатам;
- внедрения приоритетных стандартов государственных услуг и
24

Page 26

административных регламентов;
- развития механизмов взаимодействия с гражданским обществом, в том
числе участия его представителей в подготовке и принятии общественно
значимых решений, информирования общества о ходе административной
реформы;
- обеспечения информационной открытости деятельности органов
управления образованием;
- внедрения механизмов, обеспечивающих распространение успешного
опыта государственного управления, взаимодействия с общественностью по
вопросам проведения административной реформы.
Будем надеяться, что проходящая в настоящее время реформа достигнет
поставленных задач и в нашей стране будет сформирована полноценная и
эффективная система управления образованием.
25

Page 27

Заключение
Образование является важнейшей сферой, которая создает не только
интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества.
В ходе работы мы выяснили, что образование в Российской Федерации
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения
гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных
уровней (образовательных цензов). Согласно Закону РФ об Образовании
(Статья 8.) система образования в Российской Федерации представляет
собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ различного уровня и
направленности, федеральных государственных образовательных стандартов
и федеральных государственных требований
- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций
- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и
подведомственных им учреждений и организаций
-
объединений юридических лиц, общественных и государственно-
общественных объединений, осуществляющих деятельность в области
образования.
Управление образованием — это целенаправленная деятельность
центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению
организации, функционирования и развития системы образования.
Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и
создание условий для функционирования образовательных учреждений,
инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.
Конституционные положения закладывают правовую основу социального
и, в частности, государственного управления образованием в Российской
Федерации. При этом именно такие, установленные Конституцией
общественные принципы управления, как общенародный характер источника
власти, разделение властей, демократический характер управления,
федерализм, социальная направленность управления, приоритет прав и
свобод личности, законность управления, проявляемая в определенных
правовых формах, определяют формирование, функционирование, развитие
общественных отношений в образовательной сфере. Названные принципы
получают свое развитие применительно к сфере образования в
законодательстве об образовании.
26

Page 28

В Российской Федерации управление образованием – компетенция
следующих органов:
Министерства образования Российской Федерации;
министерств образования республик в составе Российской Федерации;
управлений (главных управлений, комитетов, департаментов) образования
краев, областей и автономных образований;
комитетов (департаментов) образования городов Москвы и Санкт-
Петербурга.
органов управления образованием районов, городов, районов, округов (в
городе).
Большое значение имеет вопрос разграничение компетенции
вышеуказанных органов управления, а также контроля за выполнением
возложенных на них полномочий.
В комплекс законодательства Российской Федерации в области
управления образованием, в первую очередь необходимо включить
Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании»,
а также принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные
нормативные акты. В эту же группу можно включить законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области
управления образованием.
Два последних десятилетия одной из острейших проблем российского
образовательного сообщества был поиск наиболее эффективных путей
развития сферы образования. И один из этих путей – модернизация системы
управления образованием, повышение ее эффективности, обоснованности
принимаемых решений. В качестве двигателя реформ органов управления
образованием выступали: Федеральная программа развития образования на
2000-2005; постановления Правительства РФ, касающиеся структуры
федеральных органов управления образованием их функций, полномочий и
организации деятельности - Положения о Министерстве образования и науки
РФ, о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, о
Федеральном агентстве по образованию; Концепция административной
реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.; Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 г. Основными задачами
реформы системы управления образования на современном этапе стали:
- завершение разработки нормативно-правовой базы и внедрения процедур
управления по результатам;
- внедрение приоритетных стандартов государственных услуг и
административных регламентов;
27

Page 29

- развитие механизмов взаимодействия с гражданским обществом, в том
числе участия его представителей в подготовке и принятии общественно
значимых решений, информирования общества о ходе административной
реформы;
- обеспечение информационной открытости деятельности органов
управления образованием;
- внедрение механизмов, обеспечивающих распространение успешного
опыта государственного управления, взаимодействия с общественностью по
вопросам проведения административной реформы.
Будем надеяться, что проходящая в настоящее время реформа достигнет
поставленных задач и в нашей стране будет сформирована полноценная и
эффективная система управления образованием.
28

Page 30

Литература
1.
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25
декабря 1993 года.
2. Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ (по состоянию
на 20 ноября 2008 г.). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 64 с. –
(Кодексы и законы России).
3. Федеральный закон № 51-ФЗ от 10.04.2000 г. «Об утверждении
Федеральной программы развития образования на 2000-2005 гг.»
4. Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. № 21 «О системе
государственного управления образованием в Российской Федерации» (с
изменениями от 18 мая 1998 г.)
5. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об
утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти и их государственной регистрации»
6. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 «Об утверждении
Положения о Министерстве образования и науки РФ»
7. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении
Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»
8. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 288 «Об утверждении
Положения о Федеральном агентстве по образованию».
9. Положение о департаменте образования и науки Кемеровской области от
05.02.2007 г. № 12
10. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-
2008 годах. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 25 октября 2005 г. № 1789-р.
11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года. Принята Госсоветом и утверждена Правительством РФ (распоряжение
от 03.09.2005 г. № 1340-р).
12. Свод законов кемеровской области. – Кемерово: Кузбассвузиздат. 2002. –
Т.2. – 924 с.
13. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления/ Г. В. Атаманчук. -
М.: Омега, 2004. – 414 с.
14. Братановский, С.Н. Государственное управление образованием в России/
С. Н. Братановский. - Саратов, 2003. – 254 с.
15. Мухаев, Р. Т. Система муниципального и государственного управления:
учебник для студентов вузов/ Р. Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. –
575 с.
29

Page 31

16. Рубан, В. В., Марченко, Е. В., Краковская, М. Я.
Система
муниципального
управления:
Учебно-методический
комплекс
для
дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 144 с.
17. Симагина, О. В. Система государственного управления: Учебно-
методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск:
СибАГС, 2003. – 136 с.
Ресурсы Интернет:
1. www.mon.gov.ru
2. www.ako.ru
3. www.edu.ru
4. www.ed.gov.ru
5.
www.obrnadzor.gov.ru
30

Информация о работе Государственное управление сферой образования