Органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассмотрена тема «Органы местного самоуправления». Актуальность темы исследования определяется огромной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя

Вложенные файлы: 1 файл

местное самоуправление.docx

— 68.55 Кб (Скачать файл)

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Определенная самостоятельность в решении вопросов местного значения, составляющая, необходимый признак местного самоуправления, не может существовать вне единой государственной экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от государства. Многие объективные тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют об общих для демократических государств принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.

В результате анализа действующего законодательства можно сделать вывод о неудачной регламентации компетенции местного самоуправления на федеральном уровне. Дело в том, что в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются лишь предметы ведения муниципальных образований, а полномочия органов местного самоуправления закреплены в серьезно устаревшем законе РФ 1991 г. «О  местном самоуправлении в Российской Федерации». Не вносят должной ясности в этот вопрос и отраслевые нормативные правовые акты, наделяющие органы местного самоуправления  все новыми полномочиями в разных отраслях и сферах, поскольку полномочия эти они устанавливают применительно к органам местного самоуправления вообще, а не тому или иному их уровню конкретно. Органы же местного самоуправления не могут сами себе устанавливать полномочия,   даже если в обшей форме предметы их ведения определены.

Закрепляя принципиальные положения делегирования отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления (наличие закона, передача средств, контроль государства за реализацией полномочий), действующее законодательство практически не определяет механизм правового регулирования отношений, возникающих при реализации этих государственных полномочий. Во-первых, при делегировании полномочий другие органы получают такие правотворческие права и обязанности, которых у них ранее не было; во-вторых, делегирующий полномочия орган не теряет своей компетенции на издание нормативных правовых актов по данному кругу вопросов.

Если полномочия передаются законом, то сила правоприменительных актов органов местного самоуправления не может быть приравнена к силе закона. Поэтому формирование механизма регулирования отношений, складывающихся при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должно основываться на следующих принципиальных положениях. Во-первых, в законе о наделении органов местного самоуправления полномочиями должно содержаться поручение им издавать правоприменительные акты; во-вторых, форма этих актов не может быть иной, кроме той, что указана в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав муниципальных образований); в-третьих, юридическая сила правоприменительных актов не может быть приравнена к силе закона; в-четвертых, органы государственной власти с передачей полномочий не теряют права издания по этим вопросам своих нормативных правовых актов; в-пятых, органы местного самоуправления, получив право издания актов по вопросам, связанным с переданными им полномочиями, не могут вносить изменения в акты Российской Федерации и ее субъектов, принятые ранее по этим вопросам в порядке текущего правового регулирования; в-шестых, следует закрепить за органами местного самоуправления право вносить в установленном порядке предложения с законодательной инициативой (на уровне субъекта Федерации) по вопросам применения либо принятия нового законодательного акта в сфере переданных им государственных полномочий.

 

    Исследование компетенции органов  местного самоуправления детерминирует  раскрытие сущности муниципального  управления, осуществляемого органами  местного самоуправления. Муниципальное  управление по сути своей является  частью государственного управления, поскольку самостоятельность местного  самоуправления в осуществлении  своих полномочий не предполагает  оторванности органов местного  самоуправления от реализации  задач и функций государства.

Было бы целесообразно ввести в практику оценку результатов деятельности органов местного самоуправления, выборных должностных лиц, проведение сравнительного анализа состояния качества жизни населения до и после окончания срока полномочий муниципальных органов и их должностных лиц. Для этого потребуется разработать типовые нормативы определения и оценки параметров качества жизни населения. С учетом таких нормативов представительным органам, местной администрации муниципальных образований было бы проще отслеживать процессы, происходящие на данной территории, своевременно реагировать на намечающиеся негативные тенденции в жизнедеятельности граждан, точнее воздействовать на те механизмы самоорганизации населения, которые способствуют повышению уровня правовой культуры, общественной инициативы и активности людей, формированию институтов гражданского общества как необходимого условия утверждения подлинного народовластия.

Существование механизмов ответственности и их реализации в муниципальных отношениях способствует решению на высоком качественном уровне ряда задач местного самоуправления.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные акты, за совершенные неправомерные действия или ненадлежащее исполнение своих полномочий. Институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления служит важнейшим средством контроля со стороны населения и государства за деятельностью выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

1. Конституция РФ

2. Гражданский кодекс РФ

3. ФЗ от 11.12.2004г. № 159 «О внесении  изменений в ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных  и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ»//  Российская газета 2004 15 дек. №227

4. ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  от 06.10.2003г. №131 //Российская газета 2003г. 8 окт. С.1-6

5. Закон СК «О Местном самоуправлении  в СК» от 28.07.2000

6. Устав Ставропольского края  Принят гос. Думой СК 29 сентября 1994 года

 

      7. Устав муниципального образования  город-курорт

 

      Пятигорск

8. Положение о территориальной  районной администрации Ставропольского  края. Приложение к постановлению  губернатора Ставропольского края  от 14 мая 2001г. №251

9. Постановление Губернатора Ставропольского  края от 05.05.98г. № 313 «О совершенствовании  территориального государственного  управления в Ставропольском  крае»

10. Глазунова Н.И. Система гос. управления. Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА 2003 – 551с. С.291

11. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. Учебник, 2-е изд., прераб. и доп. М: Юристъ 2000 – 552с. С. 529

12. Пикулькин. Система гос. управления. Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА 2001 -399с. С.57

13. Рой О.М. Система гос. и мун. управления. СПб 2004- 301с. С.93

14. Чиркин В.Е. Гос. управление. М: Юристъ 2001 – 320с. С. 57

15. Соловьев С. Г. «Проблемы функционирования  глав муниципальных образований»  Право и образование 2003 №2 С.172-177

16. Ильин А.В. «Компетенция органов  местного самоуправления» Российский  следователь 2004, №1. С.34-36

17. Сергеев А.А. «О порядке формирования  представительных органов муниципальных  районов». Конституционное и муниципальное  право 2004 №2. С. 27-30

18. Мельников Н.Н. «Реализация закона  «Об общих принципах местного  самоуправления».  Законность 2004, №7. С. 27-30

 

 19. Усков О.Ю. «Проблемы гражданской правосубъектности гос. органов и органов местного самоуправления» Журнал российского права 2003 №5. С.27

 

  20. Соболева Л.Б.»К вопросу об  особенностях статуса исполнительного  органа местного самоуправления». Конституционное и муниципальное  право2003, №6. С.15-18

 


Информация о работе Органы местного самоуправления