Органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассмотрена тема «Органы местного самоуправления». Актуальность темы исследования определяется огромной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя

Вложенные файлы: 1 файл

местное самоуправление.docx

— 68.55 Кб (Скачать файл)

7. Принцип гласности в работе  представительных органов местного  самоуправления - представительные  органы действуют открыто, публично, систематически информируют граждан  о своей работе. Гласность реализуется  через встречи и приёмы депутатами  избирателей, через отчеты депутатов  перед избирателями, освещение деятельности  представительных органов в СМИ.

8. Принцип коллегиальности - представительный  орган местного самоуправления  принимает решение в коллегиальном  порядке. В связи с этим выделяют  такое понятие как кворум. Кворум - это нормативно установленное  минимально необходимое число  депутатов для официального рассмотрения  и решения вопросов местного  значения. Заседания представительного  органа могут быть правомочны  при условии регистрации не  менее 2/3 от числа избранных депутатов. Акты представительного органа  местного самоуправления считаются  принятыми, если за них проголосовало  более половины от числа избранных  депутатов.

В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права, при тайном голосовании в соответствии с Федеральными Законами и законами субъектов РФ. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования. При этом существует прямая зависимость между размером муниципального образования, численностью его населения и численным составом представительного органа местного самоуправления. Обычно в состав представительного органа входит от 5 до 60 депутатов. Наименование представительного органа определяется уставом муниципального образования - представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, комитеты, советы и т. д.[10,C.293]

В ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»  установлено, что в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

1)   Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования.

2)   Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

3)   Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об исполнении.

4)   Установление местных налогов и сборов.

5)   Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

6)   Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые предусмотрены уставами муниципального образования.

Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы. Другие полномочия представительных органов местного самоуправления определяются в Уставе муниципального образования. К таким полномочиям обычно относятся назначение даты выборов главы муниципального образования, назначение местного референдума, принятие Устава муниципального образования, передача полномочий органам территориально общественного самоуправления, согласование назначения должностных лиц местного самоуправления, а также выражение недоверия к главе муниципального образования.[15,C.174]

Срок полномочий представительного органа в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не может быть менее двух лет, но не более 5-ти. Конкретный срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования, и составляет, как правило - 4 года. В отдельных поселениях Уставом муниципального образования, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями, сходами граждан. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» согласно Уставам муниципальных образований, избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседании. Структура или внутреннее строение представительных органов местного самоуправления определяется муниципальным образованием самостоятельно, закрепляется в Уставе муниципального образования и регламенте представительного органа местного самоуправления.   

Представительный орган включает следующие структурные звенья:

1. Руководящие органы и должностные  лица представительного органа. Это, например, председатель и заместитель  председателя представительного  органа. Они избираются из числа  депутатов на первом заседании  представительного органа нового  созыва, функции председателя подразделяются  на внешние и внутренние. Внешние функции связаны с представлением этого органа перед населением муниципального образования, организациями и органами государственной власти. Председатель принимает меры по учету интересов населения и обеспечению гласности в работе представительного органа. От имени представительного органа председатель заключает договоры. Внутренние функции председателя связаны с координацией деятельности представительного органа и руководством работы аппарата представительного органа, так, председатель созывает заседания представительного органа, руководит подготовкой заседаний, председательствует на заседании, дает поручение депутатским комиссиям и подписывает акты представительного органа. Заместитель председателя представительного органа в отсутствие председателя исполняет его обязанности. Если Уставом муниципального образования предусмотрена должность главы муниципального образования, то он может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседаниях. В этом случае председатель и заместитель председателя представительного органа не избираются, их функции выполняет глава муниципального образования.

2. Функционально отраслевые подразделения. Это постоянные и временные  комиссии. Для предварительного  рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению представительного  органа, а также для содействия  реализации его решений, контроля за их исполнением, представительный орган местного самоуправления образует комиссии и комитеты. В состав комиссий и комитетов входят депутаты представительного органа. Представительный орган определяет задачи, полномочия, порядок работы и срок работы комиссий и комитетов. Данные органы подконтрольны и подотчетны представительному органу. Решение комитетов и комиссий носит рекомендательный характер.

3. Депутаты представительного органа  могут объединяться в группы, фракции по партийной принадлежности, политическим или иным интересам. Такие группы и фракции регистрируются представительным органом. Права фракций и групп по партийной принадлежности определяются регламентом представительного органа, а также положениями о депутатских группах и фракциях. Депутаты представительного органа, избранные от смежных территориальных избирательных округов, могут объединяться в территориальные депутатские группы, эти группы взаимодействуют с расположенными на их территории организациями и структурными подразделениями местной администрации. Территориальные депутатские группы изучают общественное мнение, ведут прием избирателей и решают иные вопросы. Основной формой деятельности представительного органа является заседание, периодичность созыва которого определяется Уставом муниципального образования и регламентом представительного органа. Заседания представительного органа, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц. Одно или несколько последовательных заседаний представительного органа с общей повесткой дня либо определённый период работы представительного органа называется сессией. Существуют следующие виды заседаний:

1. Очередные заседания - созываются  главой муниципального образования, либо председателем представительного  органа в соответствии с планом  работы представительного органа.

2. Внеочередные заседания - созываются  по мере необходимости, в силу  определенных обстоятельств. Они  проводятся по предложению председателя  представительного органа по  требованию определённой группы  депутатов представительного органа, а также по требованию главы  муниципального образования. Кроме того, заседания могут быть: открытыми (предполагается присутствие всех заинтересованных участников, а также представителей общественности и СМИ) и закрытыми (закрытые заседания проводятся в особых случаях, например, для обсуждения вопроса об отзыве председателя представительного органа местного самоуправления, о досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа и т. д., помимо депутатов на закрытых заседаниях, могут присутствовать глава муниципального образования и прокурор). Как было сказано выше, органы местного самоуправления имеют исполнительные органы. Согласно ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления представительные органы местного самоуправления, избранные путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, «могут иметь подотчетные им исполнительные органы».

В разных субъектах Федерации и муниципальных образованиях в зависимости от того, является ли оно городским или сельским поселением, с учетом его особенностей, экономического развития, численности жителей и других факторов система органов, осуществляющих исполнительскую деятельность, их наименование и само содержание деятельности сильно различаются.[11,C.530]

Ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепила положение о Главе муниципального образования. Так, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Наименование главы муниципального образования  и сроки  полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Уставами муниципальных образований Ставропольского края могут быть предусмотрены следующие наименования главы муниципального образования, а также иных выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции:

глава города (села, поселка и другого населенного пункта); 
глава администрации; 
председатель исполкома; 
атаман; 
староста.

Глава муниципального образования  в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.[14,C.58]

Государственную администрацию СК возглавляет глава государственной администрации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ставропольского края.

Глава государственной администрации СК:

- осуществляет в пределах своей  компетенции общее руководство  деятельностью органов, входящих  в структуру государственной  администрации;

- осуществляет в пределах своей  компетенции  координацию деятельности территориальных органов краевых отраслевых и межотраслевых органов исполнительной власти, как входящих, так и не входящих в структуру государственной администрации;

- запрашивает от территориальных  органов краевых и межотраслевых  органов исполнительной власти  информацию, необходимую для осуществления  государственной администрацией  установленных задач и функций;

- представляет интересы Губернатора  Ставропольского края и Правительства  Ставропольского края в пределах  своей компетенции;

- заключает договоры с государственными  органами и органами местного  самоуправления, коммерческими и  некоммерческими организациями  в пределах своей компетенции;

- открывает и закрывает счета  в учреждениях банков, подписывает  финансовые документы;

-ежегодно представляет Губернатору  Ставропольского края и Правительству  Ставропольского края отчет о  деятельности государственной администрации;

- назначает на должность и  освобождает от должности по  согласованию с Губернатором  Ставропольского края своих заместителей  и управляющего делами государственной  администрации;

- назначает на должность и  освобождает от должности по  согласованию с руководителями  краевых отраслевых и межотраслевых  органов исполнительной власти  руководителей территориальных  органов краевых отраслевых и  межотраслевых органов исполнительной  власти, входящих в структуру  государственной администрации, за  исключением случаев, установленных  правовыми актами Губернатора  Ставропольского  края;

- самостоятельно принимает на  работу и увольняет, назначает  на должность и освобождает  от должности работников государственной  администрации, если это не требует  указанного выше согласования;

- образует консультативные и  совещательные органы, действующие  на общественных началах;

- организует прием граждан, рассмотрение  предложений, заявлений и жалоб  граждан;

Информация о работе Органы местного самоуправления