Органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассмотрена тема «Органы местного самоуправления». Актуальность темы исследования определяется огромной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя

Вложенные файлы: 1 файл

местное самоуправление.docx

— 68.55 Кб (Скачать файл)

Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и в конце концов власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.[13,C.93]

Одним из инструментов, позволяющих населению Российской Федерации осуществлять конституционное право на местное самоуправление, являются органы местного самоуправления. 

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Эти органы осуществляют два типа функций, объективно присущих каждому муниципальному образованию: представлять его интересы (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении и разработке в итоге проекта развития муниципального образования, а также в принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов.

Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления, направленной на осуществление проекта.

Этим двум функциям и соответствуют два типа органов – представительные и исполнительные. Речь идет не о принципе разделения властей, а именно о классификации органов местного самоуправления по типу исполняемых ими функций, связанных с управлением муниципальным хозяйством. Возможны совмещение функций представительного и исполнительного органов в одном органе, «сужение» органа до одного должностного лица, расширение органа до всего состава избирателей муниципального образования (сход) и другие модификации систем органов местного самоуправления.

Статья 131 Конституции Российской Федерации, а также пункт 6 статьи 14 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливают, что «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». На практике при формировании структуры органов местного самоуправления специфика муниципального образования не всегда учитывается, что снижает жизнеспособность местного самоуправления. [15,C.177]

 

 Местное самоуправление в Ставропольском крае осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами Ставропольского края, уставами муниципальных образований.

Законы Ставропольского края, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и Федеральному закону, настоящему Закону, а также ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

 

              Реформа местного самоуправления, сущность которой заключается  в более точном разграничении  полномочий между государственной  властью и местным самоуправлением  и наделении органов местного  самоуправления большими правами, продвигается вперёд. Ставропольский  край в порядке эксперимента  перешел на новые принципы  организации местного самоуправления  с первого января 2005 года –  на год раньше, чем по всей  Российской Федерации. Успешное  завершение эксперимента будет  иметь большое значение для  всей страны – оно укажет  ориентиры на пути к совершенствованию  деятельности органов местного  самоуправления.  
Подготовка к переходу на новую структуру органов местного самоуправления на Ставрополье, вступила в новый этап – началось формирование Советов муниципальных районов.

В настоящее время в крае имеются все условия, необходимые для проведения реформы местного самоуправления. Предстоящие изменения территориальных основ, потребуют образования в крае дополнительно двадцати пяти муниципальных районов и пятнадцати поселений.

 

         Органам местного самоуправления постоянно оказывается помощь в развитии территорий. Одна из действенных форм такой помощи - План первоочередных действий Губернатора, который формируется на основании предложений с мест и нацелен на решение наиболее сложных проблем, с которыми в одиночку органам местного самоуправления не справиться.

 

  Согласно закону Ставропольского  края «О местном самоуправлении  в СК»  к  органам местного самоуправления относятся следующие органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом, настоящим и другими законами Ставропольского края и уставами муниципальных образований: 
         - выборные органы местного самоуправления

 

 - представительные органы муниципальных  образований; 
           - другие органы местного самоуправления - органы управления муниципальных образований. 
Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.[10,C.291]

 

  Органы местного самоуправления  наделяются в соответствии с  уставами муниципальных образований  собственной компетенцией в решении  вопросов местного значения.  
Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. 
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. 
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.[4,C.5] 
Органы местного самоуправления муниципального образования обладают: 
1) полномочиями по решению вопросов, отнесенных к предмету ведения местного самоуправления Федеральным законом и настоящим Законом; 
2) отдельными государственными полномочиями, которыми они наделены федеральными законами и законами Ставропольского края; 
3) отдельными государственными полномочиями, которые переданы им органами государственной власти на основании договора; 
4) полномочиями, переданными органами местного самоуправления других муниципальных образований на договорной основе; 
5) полномочиями, переданными членами местного сообщества, иными гражданами, а также организациями.

Четко выраженный  в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение  не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быт отменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется, это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации подробно оговаривает компетенцию государственных органов, как федеральных, так и органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя в пункте 1 статьи 132 компетенцию органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что "...Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения".[19,C.27]

Таким образом органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

 

 Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Можно сделать вывод, что определенная самостоятельность в решении вопросов местного значения, составляющая необходимый признак местного самоуправления, не может существовать вне единой государственной экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от государства. Многие объективные тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют об общих для демократических государств принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.

Можно предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Компетенция органов местного  самоуправления

 

Местное самоуправление - один из важнейших институтов, необходимый элемент демократической организации государственной и общественной жизни любого государства, считающего себя правовым. Некоторые авторы, в связи с этим, справедливо отмечают, что, разграничивая в теории сферу государственной власти и сферу местного самоуправления, надо иметь в виду не иную природу органов местного самоуправления, а специфику их функций.

В компетенции муниципальных органов интегрируются многие сложные и важные проблемы российской государственности. В ней отражается реальное соотношение центра и мест в нашем государстве, объем децентрализованных функций государственного руководства. Правовая регламентация компетенции имеет особое социально-политическое значение. Признание и гарантированность государством местного самоуправления, установление основных полномочий органов местного самоуправления в Конституции РФ или законе предполагают определенные обязательства государства по созданию необходимых экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок реализации компетенции. Объем компетенции местного самоуправления определяется действующим законодательством, обычным правом (сложившейся традицией), инициативой органов местного самоуправления, уровнем обеспеченности компетенции необходимыми материально-финансовыми ресурсами.

Принадлежащая органам местного самоуправления компетенция реализуется посредством принятия нормативных и иных правовых актов. Анализ юридической силы актов представительных органов, глав муниципальных образований и глав местных администраций приводит к заключению, что акты представительных органов обладают большей юридической силой, чем акты выборных должностных лиц местного самоуправления. В уставах некоторых муниципальных образований предусматривается право глав муниципальных образований опротестовывать акты представительных органов через механизм «права вето» и через суд.

Существенное значение для исследования проблем компетенции органов местного самоуправления имеет категория «отдельных государственных полномочий», которыми наделяются органы местного самоуправления. Действующее законодательство позволяет говорить о двух группах государственных полномочий в сфере местного самоуправления. Во-первых, это полномочия, принадлежащие Российской Федерации, а во-вторых, - полномочия, признаваемые за органами государственной власти субъектов Федерации. Делегирование части государственных полномочий на уровень местного самоуправления позволяет решить ряд задач, актуальных не только для муниципальных образований, но и для субъекта Федерации и всего государства. Это, в частности следующие полномочия: содействие децентрализации государственной власти и развитию самоуправленческих начал в жизни общества; обеспечение участия народа в осуществлении государственных властных полномочий; повышение эффективности реагирования на разнообразные интересы и ожидания местных сообществ, отдельных граждан; осуществление более качественного и компетентного руководства социальными процессами, процессами принятия и исполнения программных решений, реализации задач местного значения; создание через передаваемые государственные полномочия рычагов для более гибкого реагирования на требования, связанные с характером переходного этапа в стране.

Принцип передачи властных полномочий, закрепленный в Европейской Хартии о местном самоуправлении, находит все большее признание в России. Делегирование полномочий рассматривается как принцип соответствия данного уровня власти определенному уровню ответственности. Самое большое распространение практика делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления получила в Швеции, Нидерландах, Германии, Испании. Опыт зарубежных государств показывает, что такая передача полномочий муниципальным органам является одним из средств решения и самой большой проблемы местного самоуправления - финансовой, так как муниципальные органы обеспечивают большую эффективность использования финансовых ресурсов.

Информация о работе Органы местного самоуправления