Органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассмотрена тема «Органы местного самоуправления». Актуальность темы исследования определяется огромной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя

Вложенные файлы: 1 файл

местное самоуправление.docx

— 68.55 Кб (Скачать файл)

В федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ пока нет перечня тех государственных полномочий, которые могут передаваться муниципальным органам. Такая позиция имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, субъекты права делегирования полномочий вправе оставлять за собой свободу действий по определению в каждый конкретный период круга тех полномочий, которыми могут наделяться муниципальные органы. С другой стороны, отсутствие в законе хотя бы примерного перечня таких полномочий лишает субъекты Федерации определенных ориентиров в собственной законотворческой деятельности в этом направлении. К таким полномочиям могут быть отнесены полномочия в сферах: зашиты прав и свобод человека и гражданина; защиты прав национальных меньшинств; ценовой политики, статистического и бухгалтерского учета; природопользования, охраны окружающей среды; обеспечения экологической безопасности; охраны памятников истории и культуры; защиты прав потребителей; занятости и социальной защищенности населения; осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий; административного производства и др.

Если полномочия передаются законом, то сила правоприменительных актов органов местного самоуправления не может быть приравнена к силе закона. Поэтому формирование механизма регулирования отношений, складывающихся при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должно основываться на следующих принципиальных положениях. Во-первых, в законе о наделении органов местного самоуправления полномочиями должно содержаться поручение им издавать правоприменительные акты; во-вторых, форма этих актов не может быть иной, кроме той, что указана в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав муниципальных образований); в-третьих, юридическая сила правоприменительных актов не может быть приравнена к силе закона; в-четвертых, органы государственной власти с передачей полномочий не теряют права издания по этим вопросам своих нормативных правовых актов; в-пятых, органы местного самоуправления, получив право издания актов по вопросам, связанным с переданными им полномочиями, не могут вносить изменения в акты Российской Федерации и ее субъектов, принятые ранее по этим вопросам в порядке текущего правового регулирования; в-шестых, следует закрепить за органами местного самоуправления право вносить в установленном порядке предложения с законодательной инициативой (на уровне субъекта Федерации) по вопросам применения либо принятия нового законодательного акта в сфере переданных им государственных полномочий.

Под компетенцией местного самоуправления следует понимать закрепленные за муниципальными образованиями законами, иными нормативными правовыми актами бессрочно либо на определенный срок и обеспеченные необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами (но не ниже определенного в установленном порядке минимального уровня такой обеспеченности) права, обязанности и предметы ведения муниципальных образований, которые они осуществляют в пределах своей территории.

Четко выраженный  в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение  не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быт отменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления.

Федеральный Закон от 12 августа 1995 года "Об основах местного самоуправления" содержит перечень вопросов местного значения, которые праве решать органы местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти Ставропольского края в области местного самоуправления относятся: 
1) принятие и изменение законов Ставропольского края о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением; 
2) обеспечение соответствия законов Ставропольского края о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации; 
3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности Ставропольского края в муниципальную собственность; 
4) регулирование отношений между краевым бюджетом Ставропольского края и местными бюджетами; 
5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; 
6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями Ставропольского края, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией; 
7) принятие краевых программ развития местного самоуправления; 
8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления; 
9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления; 
10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов; 
11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований; 
12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Ставропольского края; 
13) регулирование законами Ставропольского края в соответствии с Федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций; 
14) законодательство о муниципальной службе; 
15) принятие и изменение законов Ставропольского края об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления; 
16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.

Вопросы государственного значения, которые могут быть переданы органам местного самоуправления.

Приведенный в пункте 3.3. перечень вопросов не является исчерпывающим, так как пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.[4,C.2]

Рассматривая вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями надо иметь ввиду ряд положений:

1. В соответствии с Конституцией  Российской Федерации наделение  полномочиями производиться только  законом. Но так как определение  правового статуса местного самоуправления  находиться в совместном ведении  Российской федерации и ее субъектов, передача полномочий осуществляется законом или актами субъектов Российской Федерации, обладающими соответствующей юридической силой.

2. Объем передаваемых или делегируемых  полномочий не может быть слишком  велик. Не случайно в Конституции  Российской Федерации говорится  об отдельных государственных  полномочиях, хотя критерии оценки  этого найти крайне сложно.

3. Наделение полномочиями должно  сопровождаться передачей необходимых  для их осуществления материальных  и финансовых средств. Это чрезвычайно  важное, новое для российской практики условие, гарантирующее само выполнение полномочий и продолжение осуществления местным самоуправлением присущих ему главных функций.

4. Государство оставляет за собой  право контроля за реализацией этих полномочий. Такой контроль по общему правилу означает возможность соответствующих органов: давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать решения, принимаемые органами местного самоуправления, не только с точки зрения законности, но и по мотивам их целесообразности, отменять или приостанавливать при необходимости отдельные решения.

5. Государственное влияние не  сводиться только к контролю. Оно функционирует в соответствии  с требованиями законности, в  режиме общего правопорядка.

В число государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления в Ставропольском крае, могут входить: 
1) организация и обеспечение деятельности учреждений и предприятий социальной защиты и социального обеспечения; 
2) обеспечение занятости населения; 
3) охрана окружающей среды на территории муниципального образования; 
4) осуществление государственного архитектурно - строительного контроля; 
5) ведение записи актов гражданского состояния; 
6) ведение военного учета; 
7) организация деятельности по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 
8) обеспечение санитарно - эпидемиологической безопасности; 
9) другие полномочия, предусмотренные законами Ставропольского края.

Можно сделать вывод, что принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение  не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быт отменено ни в административном, ни в судебном порядке.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения.

В результате анализа действующего законодательства можно сделать вывод о неудачной регламентации компетенции местного самоуправления на федеральном уровне. Дело в том, что в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются лишь предметы ведения муниципальных образований, а полномочия органов местного самоуправления закреплены в серьезно устаревшем законе РФ 1991 г. «О  местном самоуправлении в Российской Федерации». Не вносят должной ясности в этот вопрос и отраслевые нормативные правовые акты, наделяющие органы местного самоуправления  все новыми полномочиями в разных отраслях и сферах, поскольку полномочия эти они устанавливают применительно к органам местного самоуправления вообще, а не тому или иному их уровню конкретно. Органы же местного самоуправления не могут сами себе устанавливать полномочия,   даже если в обшей форме предметы их ведения определены.

Исследование компетенции органов местного самоуправления детерминирует раскрытие сущности муниципального управления, осуществляемого органами местного самоуправления. Муниципальное управление по сути своей является частью государственного управления, поскольку самостоятельность местного самоуправления в осуществлении своих полномочий не предполагает оторванности органов местного самоуправления от реализации задач и функций государства.

 

  В зависимости от выполняемых  функций органы местного самоуправления  делятся на представительные и исполнительные.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Органы местного самоуправления  как организационная структура  местного сообщества

 

2.1.Структура органов местного  самоуправления

 

В общем виде по выполняемым функциям (представление интересов населения и их воплощение в жизнь) органы муниципального управления могут быть разделены на представительные и исполнительные.

В Конституции РФ нет прямого упоминания об исполнительных органах местного самоуправления. Но это не означает, что их не должно быть. Наряду с выборными органами местного самоуправления Конституция называет другие органы местного самоуправления, т.е. перечень органов местного самоуправления носит открытый характер.

Если в специальных Федеральных Законах, регулирующих отношения в системе органов местного самоуправления ничего не говориться об исполнительных органах, то в нормативных актах субъектов РФ они не только обозначаются, но и наделены широкими полномочиями по решению задач местного значения и осуществлению части государственных функций.

Представительный орган местного самоуправления – это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.[12,C.57]

Основными принципами функционирования представительных органов являются:

1. Обязательности представительных  органов в системе местного  самоуправления.

2. Принцип выборности. Представительные  органы формируются на основе  всеобщего, равного избирательного  права путем тайного голосования.

3. Принцип представительного характера  выборных органов местного самоуправления - представительный орган наделен  правом и обязанностью, представлять  и учитывать интересы населения  муниципального образования.

4. Принцип самостоятельности - наделение  представительных органов местного  самоуправления собственной компетенцией  по решению вопросов местного  значения.

5. Принцип ответственности представительного  органа местного самоуправления - т. е. ответственность представительного  органа наступает путем утраты  доверия населения. Санкции в  данном случае могут быть выражены  в форме отзыва депутата представительного  органа, либо в досрочном прекращении  полномочий представительного органа.

6. Принцип обеспечения законности  в деятельности представительного  органа местного самоуправления - в соответствии с данным принципом  представительные органы обязаны  строго соблюдать требования  законности в собственной повседневной  работе, а также добиваться исполнения  закона всеми другими субъектами  в сфере местного самоуправления.

Информация о работе Органы местного самоуправления