Представительные органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 10:13, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование понятия представительных органов местного самоуправления. Для достижения цели работы будут рассмотрены следующие вопросы:
1.Структура представительного органа местного самоуправления
2. Представительные органы, порядок их формирования и организации работы.
3.Правовое положение депутата.
4. Компетенция представительного органа.

Содержание

Введение
1.Структура представительного органа местного самоуправления
2. Представительные органы, порядок их формирования и организации работы.
3.Правовое положение депутата.
4. Компетенция представительного органа.
Заключение
Список использованных источников литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кр мниципальное право.docx

— 25.42 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования Центросоюза Российской Федерации

 

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ  КООПЕРАЦИИ

 

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

«Представительные органы местного самоуправления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита

2012

Содержание

Введение

1.Структура представительного  органа местного самоуправления 

2. Представительные органы, порядок их формирования и организации работы.

3.Правовое положение депутата.

4. Компетенция  представительного органа.

Заключение

Список использованных источников литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы, определяется огромной ролью  местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского  общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного  прогресса.

Охватывая своими институтами почти все стороны  демократической организации местной  жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной  власти, перенести принятие решений  по всем вопросам местной жизни в  территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и  обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Представительный  орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения  и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации  может реализовать свое право  на местное самоуправление.

Целью работы является исследование понятия представительных органов местного самоуправления. Для  достижения цели работы будут рассмотрены следующие вопросы:

1.Структура представительного  органа местного самоуправления 

2. Представительные органы, порядок их формирования и организации работы.

3.Правовое положение депутата.

4. Компетенция представительного органа.

 

 

1.Структура представительного органа местного самоуправления Структура представительного органа местного самоуправления – внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся: 1) руководящее звено (председатель); 2) функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); 3) территориальные структуры (депутатские группы); 4) политические фракции; 5) рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа муниципального образования: созывает и ведет заседания представительного органа; контролирует и обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительного органа или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы: а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях; б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа; в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа; г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

2.Представительные органы, порядок их формирования и организации работы   

 Представительными органами  местного самоуправления являются  дума, муниципальное собрание, муниципальный  комитет, совет и т.п., представляющие  собой коллегиальный орган местного  самоуправления. Они состоят из  депутатов, избираемых на основе  всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном  голосовании и в соответствии  с порядком, установленным Законом  об общих принципах организации  местного самоуправления (ст.15). Название, полномочия, структура, организационные  формы деятельности и численный  состав представительного органа  местного самоуправления определяется  уставом муниципального образования.  Срок полномочий депутата не  может быть менее 2 лет и  не более 5 лет, что определяется  уставом муниципального образования.    

 Свои полномочия депутаты  осуществляют на общественных  началах или на постоянной  основе с момента их избрания  и до выборов нового состава  депутатов.   

 Из своего состава депутаты  выбирают председателя представительного  органа местного самоуправления, который организует работу этого  органа: созывает и ведет заседания,  подписывает решения представительного  органа и осуществляет другие  полномочия в соответствии с  уставом муниципального образования  и регламентов работы представительного  органа.   

 Если уставом предусмотрена  должность главы муниципального  образования, то он может быть  наделен правом входить в состав  представительного органа местного  самоуправления, председательствовать  на его заседаниях. В таких  случаях председатель представительного  органа из состава депутатов  не избирается, а его функции  выполняет глава муниципального  образования – выборное должностное  лицо.   

 Представительный орган образует  из числа депутатов комиссии, комитеты, другие органы для подготовки  вопросов к рассмотрению на  заседании представительного органа. К работе этих структурных органов могут привлекаться на общественных началах специалисты (экономисты, социологи и т.п.). Решения комитетов и комиссий, принимаемые по вопросам их ведения, носят рекомендательный характер.    

 Депутаты представительного  органа могут объединяться в  депутатские группы (фракции) по  партийной принадлежности, политическим  и иным интересам. Подобные  группы регистрируются в представительном  органе.   

 Депутаты, избранные от смежных  территориальных избирательных  округов, могут объединяться в  территориальные депутатские группы. Эти группы взаимодействуют с  расположенными на их территории  предприятиями, организациями, учреждениями, органами территориального общественного  самоуправления, изучают общественное  мнение, ведут прием избирателей,  участвуют в решении вопросов  благоустройства территории.   

 Правовое, организационно-методическое, информационное и материально-техническое  обеспечение деятельности представительного  органа осуществляется обычно  через аппарат исполнительно-распорядительного  органа местного самоуправления. В этих же целях представительный  орган в соответствии с уставом  может создавать и собственный  аппарат.   

 Основной формой деятельности  представительного органа является  сессия (заседание), периодичность созыва  которых определяется в уставе  муниципального образования и  регламенте представительного органа - как правило не реже одного раза в месяц, в соответствии с планом работы представительного органа. Кроме плановых заседаний могут созываться внеочередные сессии (заседания) по инициативе главы муниципального образования или по требованию депутатов. Для полномочия сессии обычно необходимо присутствие двух третей состава депутатов, конкретное количество депутатов (кворум) устанавливается уставом муниципального образования.   

 Депутаты, как правило, работают  на непостоянной основе, однако  представительный орган может  принять решение о работе всех  депутатов на постоянной основе. Депутаты, работающие на постоянной основе из местного бюджета получают заработную плату, размер которой устанавливается решением представительного органа.   

 В соответствии с законодательством  депутату установлены соответствующие  полномочия, гарантии и льготы, которые  находят свое отражение в уставе  муниципального образования и  решениях представительного органа  местного самоуправления.

 3Правовое положение депутата

Основы правового положения  депутата представительного органа местного самоуправления в Российской Федерации определяются федеральными законами о гарантиях избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме, об общих принципах организации местного самоуправления, законами субъектов РФ о местном самоуправлении, законами о статусе депутата местного представительного органа и выборного должностного лица, которые приняты в ряде субъектов РФ.

Некоторые уточняющие положения содержатся и в уставах муниципальных  образований. Поскольку депутат  является представителем избравшего его  населения и выразителем его  воли в представительном органе, предусматриваются  гарантии его деятельности и некоторые  депутатские привилегии. Вместе с  тем законодательство устанавливает  для депутатов и некоторые  ограничения и запреты, связанные с их положением.

Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия либо на постоянной основе (депутаты-профессионалы, получающие за эту работу денежный оклад), либо без отрыва от производства (получают заработную плату по месту  работы и компенсацию расходов за выполнение депутатских обязанностей). На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов (если численность  представительного органа менее 10 человек  — один депутат). Если депутат работает на постоянной основе, ему предоставляются  определенные социальные гарантии (социальное страхование за счет средств муниципального образования, медицинское обслуживание и др.) на уровне муниципальных служащих.

Депутатам, работающим на общественных началах, компенсируются затраты, связанные  с депутатской деятельностью, а  также иногда за время участия  в заседаниях представительного  органа (в редких случаях — и  в заседаниях его постоянных комиссий) выплачивается фиксированное почасовое  вознаграждение. Депутаты не могут  быть одновременно депутатами Государственной  Думы, законодательного (представительного) органа, другого местного представительного  органа, совмещать эту работу с  государственной службой (однако законы многих субъектов РФ и уставы муниципальных  образований разрешают депутатам, работающим на непостоянной основе, оставаться, например, директорами государственных  предприятий).

Депутаты, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, творческой работы, приобретать, арендовать объекты, находящиеся в муниципальной  собственности. Закон запрещает  привлекать депутатов к уголовной  или административной ответственности  за высказанное мнение, выраженную позицию, другие действия, осуществляемые ими по своему статусу, в том числе  и после истечения срока полномочий. Это положение не распространяется на случаи публичных оскорблений, клеветы  и других действий депутата, за которые  федеральным законом установлена  ответственность.

Полномочия депутата могут быть прекращены по состоянию здоровья (при  признании этого судом), а также  вследствие; выезда на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утраты гражданства РФ, а также гражданства  иностранного государства, с которым  Россией заключен договор, предусматривающий  право иностранного гражданина быть избранным в органы местного самоуправления; отставки по собственному желанию; отзыва избирателями; вступления в силу в  отношении депутата обвинительного приговора суда; упразднения данного  муниципального образования.

Гарантии деятельности депутата состоят  также в том, что:

1) срок его полномочий не может  быть меньше двух лет, что  дает ему возможность всесторонне  проявить себя в работе (сокращение  срока возможно только при  досрочном отзыве);

2) срок его полномочий не может  быть сокращен в период депутатской  работы. Если депутат избран на  четыре года, нельзя установить  ему двухлетний срок в результате  принятия нового закона (устава). Нововведение будет относиться  только к вновь избранным депутатам  и обратной силы не имеет  (это правило не действует при  досрочном роспуске всего представительного  органа).

Деятельность представительного  органа местного самоуправления осуществляется в различных формах. Депутаты участвуют  в пленарных заседаниях; в работе постоянных комиссий (комитетов), созданных  представительным органом; обращаются с депутатскими запросами к различным  должностным лицам; работают с избирателями в своем избирательном округе (в небольших поселениях округ  включает муниципальное образование  целиком, но иногда депутаты распределяются по улицам, группам дворов).

 

4.Компетенция представительного органа

Компетенция представительного органа местного самоуправления в самой  общей форме определена Конституцией РФ (решение вопросов местного значения), более детально регламентируется законами. Федеральный закон об общих принципах  организации местного самоуправления 2003г. устанавливает исключительную компетенцию представительного  органа независимо от звена территориального деления, т.е. называет те полномочия, которые  вправе осуществлять только такой орган, и никакой другой. К исключительным полномочиям представительного  органа местного самоуправления относятся:

Информация о работе Представительные органы местного самоуправления