Органы Государственной Власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Государственная власть - это обусловленная объективными условиями жизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воли всего общества или его части при помощи государственного принуждения.
Цель данной работы: охарактеризовать и исследовать органы государственной власти, дать их понятия и виды.
Задачи: Раскрыть понятие системы органов государственной власти в Российской Федерации;
Классифицировать органы государственной власти;
Рассмотреть нормативно-правовые акты регулирующие деятельность органов государственной власти РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ 5
§ 1.1. Понятие органов государственной власти 5
§ 1.2. Принципы организации, деятельности и правовой статус органов государственной власти 6
Глава 2. ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 13
§ 2.1. Классификация органов государственной власти 13
§ 2.2. Органы законодательной власти 15
§ 2.3. Органы исполнительной власти 18
§ 2.4. Органы судебной власти 20
Глава 3. КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.32 Кб (Скачать файл)

По территориальному признаку органы государственной власти подразделяются на федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной  власти осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд  Российской Федерации, Верховный Суд  Российской Федерации, Высший Арбитражный  Российской Федерации, Генеральная  Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и т.д.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  осуществляют свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (глава субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации и т. д.).

По характеру компетенции  выделяют органы государственной власти общей компетенции и органы государственной  власти специальной компетенции.

Органы государственной  власти общей компетенции имеют  широкий круг полномочий (Президент  Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации и др.).

Органы государственной  власти специальной компетенции  имеют ограниченный круг полномочий в своей деятельности (например, Министерство иностранных дел, Министерство здравоохранения, Министерство образования и т. д.).

По порядку реализации полномочий органы государственной  власти осуществляют свою деятельность коллегиально (Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов  Российской Федерации) и единолично (Президент Российской Федерации, глава  субъекта Российской Федерации и  др.).

По форме осуществления  государственной деятельности (функций), которые выполняют органы государства  в системе государственной власти, они подразделяются на следующие  группы:

    • органы представительной (законодательной) власти;
    • органы исполнительной власти;
    • органы судебной власти.

Особое место в системе  органов государственной власти занимает глава государства. Главой государства в республиках является — президент. Институт президентства  учрежден во многих государствах, где  имеются демократические формы  правления. В президентских республиках президент — глава исполнительной власти, он формирует правительство и несет политическую ответственность за его работу.3 А в парламентских республиках статус президента имеет иной характер, его роль значительно скромнее. Президент лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства.

Правовой статус и полномочия Президента Российской Федерации закрепляются в Конституции страны. В соответствии со ст. 80  Конституции4 Российской Федерации Президент является главой государства. Как глава государства Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене.

Круг полномочий (функций) Президента четко определяется Конституцией Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить  Конституции и законам Российской Федерации.

Классификация органов государственной  власти позволяет разграничить предметы ведения и полномочия государства.

§ 2.2. Органы законодательной  власти

К представительным (законодательным) органам государственной власти относятся: парламент — Федеральное  Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.5

Представительный характер Федерального Собрания означает, что  оно в правовых отношениях представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в  силу Конституции. Основная функция  Федерального Собрания — принятие нормативно-правовых актов (законов), которые  обладают высшей юридической силой.

Федеральное Собрание —  Парламент Российской Федерации  — состоит из двух палат —  Совета Федерации и Государственной  Думы. Порядок формирования Совета Федерации6 и порядок выборов депутатов Государственной Думы7 устанавливаются федеральными законами.

Согласно ч.2 ст. 94 Конституции  РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

Членом Совета Федерации  может быть избран (назначен) гражданин  Российской Федерации, не имеющий гражданства  иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации  на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.(ст. 1 ФЗ № 113)8.

Согласно ч.3 ст. 95 Конституции  РФ Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (ст.3 ФЗ № 51)9

Основная деятельность органов  законодательной власти — принятие законов и формирование других государственных  органов (назначение должностных лиц). Однако функции Парламента не ограничиваются законодательной деятельностью, но охватывают также контроль за исполнительной властью посредством форм и способов, определенных Конституцией Российской Федерации и соответствующими ей федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, к ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение от должности Президента Российской Федерации;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности

Генерального Прокурора  Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Согласно ч.1 ст. 103 Конституции  РФ, к ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности

Председателя Цен трального  Банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счет ной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности

уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным  законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

§ 2.3. Органы исполнительной власти

Исполнительную власть в  Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации  состоит из Председателя Правительства  Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации  и федеральных министров.(ст. 110 Конституции РФ)

К органам исполнительной власти также относятся федеральные  министерства и комитеты Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования и деятельности органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, конституциями республик  в составе Российской Федерации, уставами субъектов Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.111 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает Председателя (с согласия Государственной Думы) и членов Правительства, принимает решение о его отставке, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти10.

Правительство Российской Федерации  исполняет и проводит в жизнь  федеральные законы.

Согласно ч.1 ст. 114 Конституции  РФ, Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  в целях реализации своих конституционных  полномочий издает постановления и  распоряжения, обеспечивает их исполнение.

§ 2.4. Органы судебной власти

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом  в установленных законом процессуальных формах,11 а судебная власть — посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.(ст.118 Конституции РФ)

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным  конституционным законом. К органам  судебной власти в Российской Федерации  относятся: федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных  судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, федеральные  арбитражные суды округов, арбитражные  суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных  арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов  Федерации.

Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

1. Осуществление правосудия  только судом. Осуществление правосудия  только судом означает, что в  Российской Федерации нет и,  не может быть никаких, кроме  судов, органов государственной  власти, которые могут рас сматривать  и разрешать гражданские, уголовные  и другие дела. Принцип осуществления  правосудия только судом —  это гарантия законности и  право порядка, охраны прав  и законных интересов граждан  и их организаций.

2. Судьи независимы и  подчиняются только Конституции  Российской Федерации и федеральному  закону. Независимость судей —  важнейшее условие самостоятельности  судебной власти, что позволяет  объективно и беспристрастно  осуществлять правосудие, защищать  права и свободы граждан. Действующее  законодательство Российской Федерации  устанавливает следующие правовые  гарантии независимости судей:

    • установленная законом определенная процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате и т. д.);
    • преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
    • освобождение судей от обязанностей отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
    • установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
    • право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;
    • предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;
    • особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.

Информация о работе Органы Государственной Власти