Законодательство России и Татарстана о местном самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Современная модель местного самоуправления в РФ основана на положениях Конституции РФ, нормах Европейской хартии местного самоуправления. Основополагающим стратегическим направлением в процессе совершенствования законодательства о местном самоуправлении, безусловно, является принятие Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Содержание

Тезис……………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Основные теории местного самоуправления и муниципальные системы….6
2. Формы взаимодействия органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления в Российской Федерации……………….....9
3. Взаимодействие государственного управления и местного самоуправления в процессе становления и развития местного самоуправления в Республике Татарстан…………………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………...…..15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат аня право.docx

— 41.44 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра гуманитарного образования  и социологии

 

 

 

 

 

Контрольная работа

(реферат)

по курсу: «Право»

на тему: «Законодательство России и Татарстана о местном самоуправлении»

 

 

 

 

 

 

                                                        Выполнил студент группы 42-72

                                                        Бауман А.Э.

                                                        Проверил ст. преподаватель

                                                        Христинина М.Н.

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2013

 

Содержание

 

Тезис……………………………………………………………………………….3

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Основные теории местного самоуправления и муниципальные системы….6

2. Формы взаимодействия органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления в Российской Федерации……………….....9

3. Взаимодействие государственного управления и местного самоуправления в процессе становления и развития местного самоуправления в Республике Татарстан…………………………………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………...…..15

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезис

 

Современная модель местного самоуправления в РФ основана на положениях Конституции РФ, нормах Европейской хартии местного самоуправления. Основополагающим стратегическим направлением в процессе совершенствования законодательства о местном самоуправлении, безусловно, является принятие Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Теоретические основы учения о местном самоуправлении стали разрабатываться в первой половине XIX века на основе рассуждения о взаимоотношении личности и государства, местных и центральных органов в условиях перехода от феодальной организации к современному индустриальному обществу, на подъеме муниципальных реформ того времени в России и за рубежом.

Анализ процесса становления местного самоуправления в Российской приводит к тому выводу, что формирование системы местного самоуправления имело такой характер развития, когда нормы и институты возникали зачастую не столько по инициативе населения, сколько со стороны государства.

Главное отличие организации местного самоуправления в РТ включается в  определении территориального уровня местного самоуправления. Основные субъекты местного самоуправления в РФ - города, районы, районы в городах - находятся  в РТ в сфере компетенции местных  органов государственной власти.

Условием развития местного самоуправления является наличие общей  стратегии государственного строительства и представлений о роли и месте местного самоуправления в системах публичной власти и управления развитием. Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности.

 

Введение

 

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают  следующие обстоятельства:

- необходимость преодоления  существующей политической напряженности  в обществе, возникающей все чаще  на почве противоречий между  политикой центра и интересами  регионов, на почве неэффективности  существующей системы политической  власти, в рамках которой крайне  принижена роль местных управленческих  структур. Сильные органы местного  самоуправления послужат гарантом  от разрушительных потрясений  в обозримом будущем, позволят  создать стабильную демократическую  общественно-политическую ситуацию  в обществе;

- потребность в развитой  органов правоохраны в субъектах  Российской Федерации. Этого требует  и быстрый рост экономического  влияния регионов, и острая необходимость  решения многих региональных  проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти, осуществление ими правоохраны, а также их взаимодействия с органами внутренних дел;

- острота проблемы укрепления  российской государственности, 
и роли местного самоуправления в системе правоохраны.  
Демократическая система власти способна сохранить централизованное 
государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при 
наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных 
структур управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные теории местного самоуправления

и муниципальные системы

 

Рассмотрение многообразия теорий местного самоуправления призвано сегодня  помочь в уяснении сложной, многоаспектной его сущности. Традиции общинного, городского самоуправления уходят своими корнями  к первичным ячейкам общества: полисной демократии античного мира, городским и сельским общинам  средневекового сословного государства. Теоретические же основы учения о  местном самоуправлении стали разрабатываться  в первой половине XIX века на основе рассуждения о взаимоотношении  личности и государства, местных  и центральных органов в условиях перехода от феодальной организации  к современному индустриальному  обществу, на подъеме муниципальных  реформ того времени в России и за рубежом.

Среди зарубежных ученых одним из первых, кто привлек внимание к проблемам местного самоуправления, был А. Токвиль, французский государственный деятель, историк и литератор. В своем сочинении «Демократия в Америке» он писал: «Общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки; они открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой, наслаждаться ее мирным характером. Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свобод она так и не приобретет. Скоро переходящие страсти, минутные интересы, случайные обстоятельства могут создать лишь видимость независимости, однако деспотизм, загнанный внутрь общественного организма, рано или поздно вновь появится на поверхности».

В России теории местного самоуправления появились в первой половине XIX века. Местное самоуправление, предполагающее относительную децентрализацию и автономию, стало предметом внимания различных политических сил и движений, модным лозунгом в борьбе за власть. С ним связано проведение ряда реформ XVIII-XIX вв.

Ученые, исследователи выдвигали  различное число теорий (от 2 до 5). Н. И. Лазаревский считал, что существует четыре теории самоуправления: теория свободной общины; хозяйственная и общественная теории самоуправления; самоуправляющаяся единица как юридическое лицо. Г. С. Михайлов формулирует их названия несколько иначе: хозяйственная; общественная, государственная, политическая. В.И. Фадеев говорит о пяти теориях: теория свободной общины; общественная теория; государственная теория; теория дуализма муниципального управления; теория социального обслуживания.

Но несмотря на такое разнообразие теорий, можно выделить общее начало, которое было положено в основу их формирования - это вопрос о сущности местного самоуправления и взаимоотношениях государства и местного самоуправления. Поэтому в данном исследовании будут рассмотрены три основные теории местного самоуправления: теория свободной общины; общественная теория самоуправления; государственная теория.

Теория свободной общины была разработана  немецкими учеными в начале XIX века. В то время общинными делами, общинным имуществом заведовали казенные, государственные чиновники. Эта система привела общинное хозяйство к полному упадку. Поэтому требовалось научно обосновать необходимость ограничения вмешательства бюрократического центра в общинную систему ведения хозяйства. Эту задачу и была призвана решить теория свободной общины.

Сущность данной теории состояла в  следующем: поскольку община исторически  возникла раньше государства, то ее право  заведовать собственными делами имеет  такой же естественный и неотчуждаемый характер как права и свободы человека, и государство обязано уважать свободу общины. Община исторически является предшественницей государства. Последнее появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим мотивам. В до государственный период община является независимой самостоятельной единицей в решении всех задач. Она свободна от внешнего влияния. Сторонники теории свободной общины стояли на позиции независимость общины от государства.

Теория свободной общины выдвигала  следующие основополагающие начала организации местного самоуправления: избираемость органов местного самоуправления членами общины; положение о разделении дел, которыми ведает община, на собственные  дела и дела, перепорученные ей государством; местное самоуправление - это управление собственными делами общин, отличными  по своей природе от дел государственных; органы местного самоуправления - органы общин, а не государства; государственные  органы не вправе вмешиваться в собственную  компетенцию общины. Они должны следить  лишь за тем, чтобы община не выходила из пределов своей компетенции.

На практике эта теория не имела  успеха. Во-первых, потому, что если в до - государственный период община и была независимой в решении своих задач, то с появлением государства ее самостоятельность стала носить относительный характер. Община жертвует частью своей свободы. Она уже выступает как составной элемент общества и государства. В силу ряда обстоятельств община вынуждена признать необходимость государства и зависимость от него. А, во-вторых, помимо небольших сельских и городских общин, исторически сложившихся в качестве свободных от внешнего влияния единиц, существование еще и крупных территориальных самоуправляющихся единиц (область, регион и др.), установленных государством, делает довольно трудным обоснование не отчуждаемости прав последних со ссылкой на их естественный характер. Кроме этого, выделение четвертой муниципальной власти в самостоятельную могло иметь далеко идущие отрицательные последствия. Подобное наличие и разделение властей опасно для целостности и единства общества.

Формы взаимодействия органов государственной  власти

и управления и органов местного самоуправления

 в Российской Федерации

 

Внимание к проблемам местного самоуправления в России возросло в  конце 1980-х гг., что было связано  с началом реорганизации государственной  власти в стране и выразилось в  принятии в 1990 г. Закона СССР «Об общих  началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», в 1991 г. - Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Осенью 1993 г. начался новый этап реформы. Указами Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» от 9 октября 1993 г. и «О реформе местного самоуправления в РФ» от 26 октября 1993 г. деятельность местных Советов была прекращена, их функции были возложены на соответствующую местную администрацию.

С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ основные положения о местном самоуправлении получили в России конституционное закрепление. В соответствии со ст. п.1 Конституции РФ «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления». Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа. Согласно ст. 130 п.1. под местным самоуправлением понимается «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». В 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который более конкретно определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, установил общие принципы организации, государственные гарантии и основы местного самоуправления в РФ: правовые, территориальные, организационные, финансово-экономические.

Вместе с тем анализ процесса становления местного самоуправления в Российской Федерации приводит к тому выводу, что формирование системы местного самоуправления имело  такой характер развития, когда нормы  и институты возникали зачастую не столько в результате органического  движения снизу (по инициативе населения), сколько в результате инициативы сверху, т.е. со стороны государства. Граждане не представляли, что такое местное самоуправление, не понимали в чем его смысл, и, соответственно, не принимали участия в этом процессе, что подтверждается целым рядом социологических исследований, проведенных на начальных этапах развития местного самоуправления.

Однако, за десятилетний период функционирования местного самоуправления, представление  о нем все же вошло в сознание граждан, о чем свидетельствуют  результаты социологического исследования, проведенного группой ЦИРКОН с апреля по июнь 2003 г., с целью получения  сравнительных данных, позволяющих  оценить эффективность реформы  муниципального управления, проводимой в отдельных городах России. Как  показали результаты исследования, выражение  «местное самоуправление» в настоящее  время известно достаточно широкому кругу жителей городов, в которых  проводились опросы. В большинстве  из них это выражение «знают»  или «слышали», по их словам, от 68% до 76% респондентов. Но слышать выражение  «местное самоуправление» и понимать его смысл и значение - далеко не одно и то же.

Информация о работе Законодательство России и Татарстана о местном самоуправлении