Законодательство России и Татарстана о местном самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Современная модель местного самоуправления в РФ основана на положениях Конституции РФ, нормах Европейской хартии местного самоуправления. Основополагающим стратегическим направлением в процессе совершенствования законодательства о местном самоуправлении, безусловно, является принятие Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Содержание

Тезис……………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Основные теории местного самоуправления и муниципальные системы….6
2. Формы взаимодействия органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления в Российской Федерации……………….....9
3. Взаимодействие государственного управления и местного самоуправления в процессе становления и развития местного самоуправления в Республике Татарстан…………………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………...…..15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат аня право.docx

— 41.44 Кб (Скачать файл)

В ходе исследования была предпринята  попытка выяснить, каковы представления  населения о сущности местного самоуправления (МСУ) и его функциях. С этой целью  респондентам было предложено выразить свое согласие с одним из двух суждений, в которых содержались разные определения местного самоуправления, представляющие собой полярные понимания  МСУ («неверное» - суждение №1 и «верное» - суждение №2, соответствующее определению  термина «местное самоуправление», данному в гл. 8, ст. 130-131 Конституции  РФ):

1. Местное самоуправление - это  представительство государства  на местах, его главная обязанность  - исполнять распоряжения государственной  власти, обеспечивать единые стандарты  на территории всей страны.

2. Местное самоуправление - это  форма самоорганизации населения,  его главная обязанность - предоставлять  услуги по запросам жителей  города.

Анализ распределения полученных ответов показал следующее. В  большинстве городов, в которых  проводились опросы, превалирующим  оказалось представление о МСУ  как форме самоорганизации граждан. Тем не менее, мнение о том, что  МСУ - это представительство государства  на местах, также распространено достаточно широко; первое суждение получило от четверти до трети голосов в 10 городах из 14. Таким образом, результаты исследования показывают, что у жителей городов, в которых проводились опросы, четкое и однозначное понимание  местного самоуправления пока отсутствует: в массовом сознании представлены противоположные  точки зрения о сущности МСУ - и  как об институте государственного управления, и как о способе  народовластия, осуществляемого по инициативе граждан для решения  своих проблем.

Наиболее часто практически  во всех городах в качестве первоочередной задачи органов МСУ называлось «предоставление  населению коммунальных услуг (вода, тепло, свет и т.п.)» (более половины респондентов во всех без исключения городах). Далее по частоте упоминания следуют «благоустройство дворов и  территории города» и «социальная  поддержка населения: предоставление льгот, выплата субсидий, пособий». Эти три направления деятельности органов МСУ являются наиболее ожидаемыми со стороны населения.

Вместе с тем результаты исследования показывают, что пока реальная система  органов местного самоуправления видится  значительной части населения скорее в образе официальной (и отчужденной) власти на низовом местном уровне, нежели в форме народовластия, созданного по инициативе граждан.

Взаимодействие государственного управления

и местного самоуправления в процессе становления 

и развития местного самоуправления в Республике Татарстан

 

Местное самоуправление в Республике Татарстан находится в достаточно специфических условиях. Особенности  его развития в значительной степени  обусловило подписание в феврале 1994 г. Договора о разграничении предметов  ведения и взаимном делегировании  полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. В соответствии с ним решение вопросов местного самоуправления было отнесено к сфере исключительной компетенции республиканских властей.

Главное отличие организации местного самоуправления в РТ включается в определении территориального уровня местного самоуправления. Основные субъекты местного самоуправления в РФ - города, районы, районы в городах - находятся в РТ в сфере компетенции местных органов государственной власти.

Так, в районе, городе, районе в городе функции представительных органов  выполняют местные Советы народных депутатов, а функции управления - местные администрации, которые  являются органами государственной  власти. Что касается последних, то они включены в систему исполнительных органов государственной власти и характеризуются, во-первых, подотчетностью вышестоящим органам, а во-вторых, назначаемостью глав администрации. Такой  порядок был установлен Законом  ТССР от 29 ноября 1991 г. «Об организации  работы исполнительно - распорядительных органов в республике на период проведения экономических реформ»1, и явно входил в противоречие с Законом РСФСР  от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР», согласно которому глава  местной администрации должен избираться путем всеобщих прямых и равных выборов  на территории соответствующего Совета при тайном голосовании сроком на 5 лет. Может быть, в тот неспокойный  для страны период осени 1991 г. этот шаг был оправдан, к тому же назначение глав администраций признавалось мерой временной, действующей до принятия Закона «О местном самоуправлении в РТ». Как отметил Президент РТ М.Ш.Шаймиев «при сегодняшних реалиях, когда экономические реформы еще далеко не закончились и идут очень тяжело, должна быть сохранена четкая вертикаль исполнительной власти: Президент - Кабинет Министров - Администрация на местах. В дальнейшем при отпадении необходимости широкого государственного участия в экономической реформе, сокращении функций государственного регулирования, вполне можно будет перейти к всенародному избранию глав администраций городов и районов».

В ноябре 1994 г. Закон РТ «О местном  самоуправлении» , определивший финансово-экономические, территориальные и организационные основы местного самоуправления, был принят. Однако установленный «временный» порядок назначения и освобождения глав местных администраций получил свое законодательное закрепление в Законе РТ «О местных органах государственной власти и управления» от 30 ноября 1994 г.

В результате, в РТ сложилась такая  система организации местной  власти, когда фактически на уровне местного самоуправления (крупные города, сельские районы) продолжали действовать  местные органы государственной  власти и управления, а самоуправление было организовано лишь в небольших  территориальных поселениях, а именно: - «в границах городских и сельские поселений районного подчинения; - границах жилые комплексов (ЖК) в  городах республиканского подчинения».

В республике по данным Республиканского Совета по местному самоуправлению, наконец, 2002 г. было образовано 962 органа местного самоуправления, в т. ч. 911 - в сельских поселениях, 21 - в поселках, 6 - в городах районного подчинения, 24 - в жилых комплексах г. Казани. В Советах местного самоуправления работают 7060 депутатов .

В целом, в республике сформировалась поселенческая модель территориальной  организации местного самоуправления, включающая:

- одноуровневые муниципалитеты, образованные на базе городов районного подчинения, поселков, сельских округов;

- муниципалитеты на уровне части территорий внутригородских районов в крупных городах.

Во-первых, подобная организация местного самоуправления, особенно в крупных  городах республики, противоречила  федеральному законодательству, что  было признано в судебном порядке. Во-вторых, по характеру полномочий и выполняемых функций созданные органы местного самоуправления, скорее всего, можно отнести к органам территориального общественного самоуправления. В-третьих, действующие местные органы государственной власти и управления (районов, городов) фактически работают в сфере компетенции местного самоуправления, что также противоречит федеральному законодательству . Таким образом, положение местных органов государственной власти в Республике Татарстан позволяет определить их как достаточно близкие по статусу и функциям к органам местного самоуправления, но в то же время статус органов местного самоуправления ближе к территориальному общественному самоуправлению.

Для объяснения подобного положения  руководством республики были использованы следующие аргументы:

1. Модель местного самоуправления, предполагаемая российским законодательством,  не эффективна в большинстве  российских регионов, сопровождается  конфликтами между различными  уровнями власти.

2. Местное самоуправление в Татарстане  имеет свою специфику и не  соответствует общероссийским стандартам.

3. Местное самоуправление - не самоцель, а инструмент для  организации жизни людей, поэтому  сначала этот инструмент нужно  отработать именно там, где  власть наиболее приближена к  населению, а именно, на уровне  сельских поселений - бывших сельсоветов,  а также в городах, за исключением  городов республиканского подчинения.

Заключение

 

Современная модель организации местного самоуправления, представляется как  система внешних взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

Новая современная модель при всем многообразии территориальных и  организационных форм осуществления  местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Местное самоуправление проявляется  в активности населения, осознания  им ответственности за организацию  своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение  подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов  организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.

Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим  государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

Современная модель организации местного самоуправления, в отличие от централизованной системы управления способствует приближению  власти к народу, созданию гибкого  механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать  аппарат управления, решать местные  вопросы с наибольшей эффективностью.

 

 

Список использованной литературы

  1. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления.- М., 2010 - 243 с.
  2. Аникин Л.С. Местного самоуправления и власть в постсоветской России. // Философия и власти. - Саратов. - 2011. – 237 с.
  3. Берг о структуре модельного законодательства субъекта РФ в области местного самоуправления//Хозяйство и право. 2009- № 3.– 56с.
  4. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. - М., 2012. – 237 с.;
  5. Пауков В.С. Муниципальное право России: М.: Норма, 2009. – 529 с.
  6. Уткин Э.А. Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление – М.: Тандем. – 2011. – с.17.

 


Информация о работе Законодательство России и Татарстана о местном самоуправлении