Органы местного самоуправления Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:30, реферат

Краткое описание

Институты системы местного самоуправления предусмотрены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Основными институтами являются:
1) прямое волеизъявление граждан в решении вопросов местного значения;
2) органы и должностные лица местного самоуправления;
3) территориальное общественное самоуправление.

Содержание

• Введение
• Глава 1. Органы местного самоуправления в Российской Федерации
• 1.1 Понятие и общие принципы организации местного самоуправления в России
• 1.2 Функции местного самоуправления
• Глава 2. Основы местного самоуправления
• 2.1 Правовые основы местного самоуправления
• 2.2 Территориальные основы местного самоуправления
• Заключение
• Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 32.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                      РЕФЕРАТ  по дисциплине:  Правоведение

 На тему: «Органы местного самоуправления Российской Федерации»

 

 

 

 

 

                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Содержание

  • Введение

  • Глава 1. Органы местного самоуправления в Российской Федерации

  • 1.1 Понятие и общие принципы организации местного самоуправления в России

  • 1.2 Функции  местного самоуправления

  • Глава 2. Основы местного самоуправления

  • 2.1 Правовые основы местного самоуправления

  • 2.2 Территориальные основы местного самоуправления

  • Заключение

  • Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

В современных условиях местное самоуправление рассматривается в качестве одной из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. За период, прошедший после принятия Конституции России 1993 года, местное управление, которое в условиях бывшего Советского государства традиционно воспринималось в качестве государственного управления, кардинальным образом реформировано и обрело новый конституционный статус, отвечающий интересам самоорганизации населения в решении вопросов местного значения.

Институты системы местного самоуправления предусмотрены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Основными институтами являются:

1) прямое волеизъявление  граждан в решении вопросов  местного значения;

2) органы и должностные  лица местного самоуправления;

3) территориальное общественное  самоуправление.

 

   Глава 1. Органы местного самоуправления в Российской Федерации

1.1 Понятие и  общие принципы организации местного  самоуправления в России

Понятие "местное самоуправление отражает комплексное и многообразное явление, которое естественно, порождает различные подходы к его исследованию.

Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:

А) Основы конституционного строя.

Местное самоуправление согласно Европейское хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя. Конституция РФ, определяя Российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, выраженные прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении (ст.3, 12, 130-133 и др.).

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установления централизованной системы управления, иных органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Б)Права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Население не может отказаться от своего права на осуществление местного 

самоуправления. 

Население осуществляет местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

В) Формы народовластия.

Согласно ст.3 конституции РФ народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (т.е. путем референдума, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.

1. Местное самоуправление имеет свой субъект. Им является население муниципального образования.

2. Местное самоуправление занимает особое место в демократическом 

механизме управления обществом и государством. Местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления, ибо они не входят в систему органов государственной власти.

3. Местное самоуправление имеет свой объект управления. 4. Самостоятельность местного самоуправления. 5. Ответственность муниципальных образований. Муниципальная деятельность должна осуществляться с учетом интересов населения. 6. В местном самоуправлении находит отражение исторические и иные 

местные традиции. Это проявляется прежде всего в особенностях организации местного самоуправления.

Общие принципы организации местного самоуправления - это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами, и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и муниципальных образований.

 

К общим принципам организации местного самоуправления можно отнести прежде всего следующие: а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения; б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; в) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; з) законность в организации и деятельности местного самоуправления; и) гласность деятельности местного самоуправления; к) коллегиальность и единоналичие в деятельности местного самоуправления; л) государственная гарантия местного самоуправления.

Каждый из данных принципов, в свою очередь, может быть выражен в виде своеобразной системы более конкретных принципов.

                       1.2 Функции местного самоуправления

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной детальности.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления (должное) и процесс его осуществления (сущее).

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие функции:

1) обеспечение участия  населения в решении вопросов  местного значения;

2) управление муниципальной  собственностью. Финансовыми средствами  местного самоуправления;

3) обеспечение комплексного  развития территории муниципального  образования;

4) обеспечение удовлетворения  потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других  жизненно важных услугах;

5) охрана общественного  порядка;

6) представительство и  защита интересов и прав местного  самоуправления, гарантированных Конституцией  РФ и федеральными законами.

Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.

Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.

Органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования правасобственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности.

К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования.

Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом обязаны обеспечить удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.

Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные организации службы.

Органы местного самоуправления обязаны создавать условия для жилищного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для организации досуга и обеспечения жителей слугами организаций культуры и т.д.

Представительство и защита прав местного самоуправления обеспечивается и на международном уровне.

Глава 2. Основы местного самоуправления

2.1 Правовые  основы местного самоуправления

Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативных правовых актов, определяющих организацию. Формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации.

Согласно ст.4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют:

1) общепризнанные принципы и  нормы международного права, международные  договоры Российской Федерации;

2) конституция РФ, федеральные конституционные  законы, федеральные законы и  издаваемые в соответствии с  ними иные нормативные правовые  акты Российской Федерации (указы  и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения  Правительства РФ, иные нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти);

3) конституции (уставы), законы и  иные нормативные правовые акты  субъектов Федерации;

В перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления. На первое место Федеральный закон поставил общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

Такое законодательное расположение нормативных правовых актов можно. В частности, объяснить тем, что местное самоуправление (наряду с другими формами осуществления народом своей власти) обеспечивает реализацию общепризнанного права каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, и в силу этого местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя.

Формирование и развитие правовой основы местного самоуправления осуществляется на основе следующих общих принципов:

1) признание общепризнанных принципов  и норм международного права, международных договоров Российской  Федерации в качестве составной  части правовой основы местного  самоуправления; преимущественное  действие международных договоров  России, когда ими устанавливается  иные правила поведения. Чем предусмотрено  российским законодательством;

2) верховенство Конституции РФ  и Федерального закона "Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации" по отношению к федеральным  законам и (или) иным нормативным  правовым актам Российской Федерации, регулирующим вопросы местного  самоуправления;

Информация о работе Органы местного самоуправления Российской Федерации