История становления местного самоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:43, реферат

Краткое описание

Предложенная концепция до бесконечности раздвигает границы понятия местного самоуправления. В него включаются общественное, территори­альное, производственное, сословное, корпоративное самоуправление, т.е. по существу все возможные формы самоорганизации населения.
Вся история местного самоуправления в России может быть разделена на два больших периода:
Первый охватывает время становления и развития общинного строя у славян, объединение производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделение власти на центральную и местную.
Второй период связан с образованием и развитием государства и принятием христианства на Руси.

Содержание

Введение…………………………………………………………..….3
История становления местного самоуправления в России…….....4
Развитие местного самоуправления в России до 1917 года…..…..5
Самоуправление в России до 1917 года………………………….…7
Заключение……………………………………………………….….17
Список литературы……………………………………………….....18

Вложенные файлы: 1 файл

мун.право.docx

— 43.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

  1. Введение…………………………………………………………..….3
  2. История становления местного самоуправления в России…….....4
  3. Развитие местного самоуправления в России до 1917 года…..…..5
  4. Самоуправление в России до 1917 года………………………….…7
  5. Заключение……………………………………………………….….17
  6. Список литературы……………………………………………….....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня государством и обществом.

     Исторический  подход имеет под собой определенную  теоретическую основу, суть которой  заключается в понимании местного  самоуправления не как специфического  публично-правового института, обладающего  рядом формальных юридических  признаков и поэтому производного  ис­ключительно от государства, его правотворческой и правоприменительной деятельности, а как естественной формы самоорганизации населения с целью непосредственного управления общественными, и, прежде всего производственными, процессами.

     Предложенная  концепция до бесконечности раздвигает  границы понятия местного самоуправления. В него включаются общественное, территори­альное, производственное, сословное, корпоративное самоуправление, т.е. по существу все возможные формы самоорганизации населения.       

     Вся история  местного самоуправления в России  может быть разделена на два  больших периода:

     Первый охватывает  время становления и развития  общинного строя у славян, объединение  производственных общин в союзы  общин и городские поселения,  разделение власти на центральную и местную.

     Второй период  связан с образованием и развитием  государства и принятием христианства  на Руси.

 

 

 

1. История становления местного самоуправления в России

1.Местное самоуправление Древней Руси: в это время имели место догосударственные формы развития самоуправления, то есть речь идет о зарождении общинного местного самоуправления. Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же само­управление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.          

 

2. Местное самоуправление  в 988-1785 годах: данный период  начинается с принятия христианства  на Руси и продолжается до  конца XVIII в.. В это время местное самоуправление в России существовало в форме производственных и территориальных общин. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности, собственности и несения повинностей, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления.  1

3. Местное самоуправление  в 1785-1917 г.г.: данный период охватывает местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление, развившиеся в период становления в России капитализма. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования.

4. Местное государственное  управление в 1917-1990 г.г.: охватывает советский период государственного развития России.

5. Местное самоуправление  современной пореформенной России  в период с 1990 по 1995 г.г.: с принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в стране начался реальный процесс его реформирования.

2. Развитие местного самоуправления в России до 1917 года.

Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.

Представителем княжеской  власти был так называемый наместник – кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории.

Низшей административной единицей была волость, во главе которой  стоял сотский (сотник), или староста, волость владела землей; крестьяне, признавая верховным собственником  великого князя, совместно распоряжались  лесами, лугами, землями. Центром волостного управления была волостная канцелярия – казна. Из жителей выделялись свидетели на судебные процессы и судные мужи, участвовавшие в судопроизводстве. Крестьяне-волощане обладали правом продавать землю.

Волости состояли из крестьянских деревень. Интересы князя в волости  представлял дворский. Крестьяне платили натуральный об¬рок, отбывали барщину. Налоги начислялись на крестьянский двор, а не на землю.

В уездах и волостях, где  не было помещичьего землевладения, черносошные и дворцовые крестьяне  и посадские люди получили право  выбирать «излюбленных голов» (старост) и «лучших людей» - земских судей, целовальников. Делопроизводство вел  выборный земский дьяк. 2

Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны. Позже были введены  ежегодные выборы.

В XVII в. на большинстве территорий России существовали две формы «самоуправления» - губная и земская. Свободное население выбирало губного старосту из дворян и детей боярских, целовальников – из черносошных крестьян или посадских.

В 20-30-е гг. XVII в. формируется  тип местных приказных учреждений, получивших название воеводских изб (приказных, съезжих).

Интересный опыт реформ местного самоуправления был накоплен в годы царствования Петра I. Изменения в местном самоуправлении были связаны в первую очередь с реформированием всей административно-территориальной структуры России.

Пожалуй, крупнейшим звеном административной реформы было создание губерний. 18 декабря 1708 г. царь издал Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов».

Россия была разделена  на 8 губерний (во главе с губернаторами). Губернии управлялись назначаемыми царем губернаторами, генерал-губернаторами. Деление России на губернии диктовалось, с одной стороны, экономическими причинами, с другой – военно-политическими, учитывался и природно-географический фактор.

Губернии состояли из губернского  города (административного центра) и приписанных к нему городов. Каждый город имел свой уезд. В 1719-1720 гг. Петр I провел вторую административную реформу. Существовавшие к этому  времени 11 губерний были разделены  на 45 провинций (позднее – на 50), которые  стали основными единицами губерний. Уезды объединя¬лись в провинции, провинции – в губернии.

В 1723-1724 гг. была проведена  реформа городского сословного управления и учреждены выборные сословно-общинные учреждения городского самоуправления, получившие названия магистраты. В  Москве был создан новый орган  местного самоуправления – Бурмистерская палата, вскоре переименованная в ратушу. Она состояла из избранных на избирательных собраниях бурмистров.

При Екатерине II число губерний было увеличено до 51. Столичные губернии и крупные регионы (в них входило по две губернии) теперь возглавлялись крупными сановниками и ответственными перед царицей наместниками. Губернии управлялись губернаторами, назначаемыми Сенатом, и губернскими правлениями. Все должностные лица и учреждения регионов (губерний) подразделялись на три группы:

1. Первая – административно-полицейская.

2. Вторая – финансово-хозяйственная. 

3. Третья – судебная, туда  относились палаты уголовного  и палата гражданского суда.

Наиболее значительные реформаторские преобразования были осуществлены в начале 60-х г. XIX в., когда вскоре после отмены крепостного права Александр II подписал указ правительствующему Сенату о введении в действие с 1 января 1864 г. Положения о земских учреждениях.

Основным фактором, который  способствовал рождению земства, стал указ от 19 февраля 1861 г., согласно которому более 20 млн. крепостных крестьян получили «вольную».

Земская (1864) и городская (1870) реформы преследовали цель децентрализации  управления и развития начал местного самоуправления в России. В основе реформ лежали две идеи. Первая – выборность власти: все органы местного самоуправления избирались и контролировались избирателями. Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности. В XIX в. до 60 % всех собираемых с территорий платежей оставалось в распоряжении земства, т. е. городов и уездов, по 20 % уходило в госказну и губернию.

Накануне Февральской  революции 1917 г. земства существовали в 43 губерниях России с общим числом жителей около 110 млн. жителей.3

 

 

3. Самоуправление в России до 1917 года

  Наиболее распространенными  формами местного самоуправления  в России средних веков являлись  самоуправляющаяся городская слобода  и крестьянское общинное самоуправление.

  Дальнейшее развитие  самоуправления на Руси было  остановлено процессом централизации  государственной власти. По мере  складывания Московского государства  шло усиление центральной власти, в том числе за счет ослабления  местного самоуправления. Но централизация  управления, не подкрепленная самодеятельностью  населения, обнаруживала свою  неэффективность. Реформы середины XVI в. царя Ивана IV имели целью  устранить систему кормлений  (содержание за счет населения  управителей на местах). Наместников,  волостелей, назначаемых центральной  властью, заменило в посадах, станах, волостях, уездах губное, а позднее и земское самоуправление.

 Основным принципом  формирования губных учреждений  был принцип выборности представителей  от местных сообществ. Хотя  на практике губного старосту  могли назначить приказом. Сменить  его было невозможно, и отсутствовал  действенный механизм контроля.

  Земская реформа Ивана  Грозного способствовала развитию  крестьянского общинного самоуправления. Институт наместничества был  заменен выборными земскими учреждениями. Земская реформа предусматривала  возможность осуществления местного  самоуправления непосредственно  путем проведения сходов, на которых  крестьянские общины выбирали  должностных лиц.4

  В ведении земских  изб, образуемых в городах,  волостях, находились сбор налогов,  другие денежные вопросы, хозяйственные  и судебные дела. В последнем  случае их компетенция пересекалась  с компетенцией губных изб.  Земская изба состояла из земского  старосты, земского дьяка и целовальников,  избиравшихся из зажиточных посадских людей и государственных (черносошных) крестьян на один - два года или на неопределенный срок. Избирали указанных лиц тяглое население, посадские люди, крестьяне. В число избирателей не входили служилые люди, не находившиеся под властью земских изб. Земские избы содержались на деньги местного населения. В их ведении находились суд, полиция, управление населением и сбор податей.

  Большинство функций  губных, земских изб носило общегосударственный  характер. Сущность такого самоуправления  заключалась не столько в праве  обществ ведать свои местные  земские дела, сколько в обязанности  исполнять общегосударственные  поручения, выбирать из своей  среды ответственных исполнителей  «к государеву делу». Земская  реформа позволила перестроить  местное самоуправление на сословно-представительных  началах и значительно усилила  централизацию власти.

  В XVII веке губное, земское  самоуправление было либо заменено  воеводско-приказным управлением (сосредоточение власти на местах в руках назначаемых центральной властью воевод), либо превратилось в его придаток. Все воеводы назначались Разрядным приказом, утверждались царем и Боярской думой и подчинялись тому приказу, в ведении которого находился город с уездом. Подобная централизация компенсировалась включением в сферу публичного управления форм дворянского самоуправления. Так, в уездах при воеводах формировались путем выборов дворянские советы. С ними воеводы обязаны были согласовывать свои действия.5

Информация о работе История становления местного самоуправления в России