Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:43, реферат
Предложенная  концепция до бесконечности раздвигает  границы понятия местного самоуправления. В него включаются общественное, территориальное, производственное, сословное, корпоративное самоуправление, т.е. по существу все возможные формы самоорганизации населения.       
     Вся история  местного самоуправления в России  может быть разделена на два  больших периода:
     Первый охватывает  время становления и развития  общинного строя у славян, объединение  производственных общин в союзы  общин и городские поселения,  разделение власти на центральную и местную.
     Второй период  связан с образованием и развитием  государства и принятием христианства  на Руси.
Введение…………………………………………………………..….3
История становления местного самоуправления в России…….....4
Развитие местного самоуправления в России до 1917 года…..…..5
Самоуправление в России до 1917 года………………………….…7
Заключение……………………………………………………….….17
Список литературы……………………………………………….....18
Содержание
Введение
В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня государством и обществом.
     Исторический 
подход имеет под собой 
     Предложенная 
концепция до бесконечности 
     Вся история 
местного самоуправления в 
     Первый охватывает 
время становления и развития 
общинного строя у славян, объединение 
производственных общин в 
     Второй период 
связан с образованием и 
1. История становления местного самоуправления в России
1.Местное самоуправление Древней Руси: в это время имели место догосударственные формы развития самоуправления, то есть речь идет о зарождении общинного местного самоуправления. Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.
2. Местное самоуправление 
в 988-1785 годах: данный период 
начинается с принятия 
3. Местное самоуправление в 1785-1917 г.г.: данный период охватывает местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление, развившиеся в период становления в России капитализма. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования.
4. Местное государственное управление в 1917-1990 г.г.: охватывает советский период государственного развития России.
5. Местное самоуправление 
современной пореформенной 
2. Развитие местного самоуправления в России до 1917 года.
Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.
Представителем княжеской власти был так называемый наместник – кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории.
Низшей административной 
единицей была волость, во главе которой 
стоял сотский (сотник), или староста, 
волость владела землей; крестьяне, 
признавая верховным 
Волости состояли из крестьянских деревень. Интересы князя в волости представлял дворский. Крестьяне платили натуральный об¬рок, отбывали барщину. Налоги начислялись на крестьянский двор, а не на землю.
В уездах и волостях, где 
не было помещичьего землевладения, 
черносошные и дворцовые 
Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны. Позже были введены ежегодные выборы.
В XVII в. на большинстве территорий России существовали две формы «самоуправления» - губная и земская. Свободное население выбирало губного старосту из дворян и детей боярских, целовальников – из черносошных крестьян или посадских.
В 20-30-е гг. XVII в. формируется 
тип местных приказных 
Интересный опыт реформ местного 
самоуправления был накоплен в годы царствования 
Петра I. Изменения в местном самоуправлении 
были связаны в первую очередь с реформированием 
всей административно-
Пожалуй, крупнейшим звеном административной реформы было создание губерний. 18 декабря 1708 г. царь издал Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов».
Россия была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами). Губернии управлялись назначаемыми царем губернаторами, генерал-губернаторами. Деление России на губернии диктовалось, с одной стороны, экономическими причинами, с другой – военно-политическими, учитывался и природно-географический фактор.
Губернии состояли из губернского 
города (административного центра) 
и приписанных к нему городов. 
Каждый город имел свой уезд. В 1719-1720 
гг. Петр I провел вторую административную 
реформу. Существовавшие к этому 
времени 11 губерний были разделены 
на 45 провинций (позднее – на 50), которые 
стали основными единицами 
В 1723-1724 гг. была проведена реформа городского сословного управления и учреждены выборные сословно-общинные учреждения городского самоуправления, получившие названия магистраты. В Москве был создан новый орган местного самоуправления – Бурмистерская палата, вскоре переименованная в ратушу. Она состояла из избранных на избирательных собраниях бурмистров.
При Екатерине II число губерний было увеличено до 51. Столичные губернии и крупные регионы (в них входило по две губернии) теперь возглавлялись крупными сановниками и ответственными перед царицей наместниками. Губернии управлялись губернаторами, назначаемыми Сенатом, и губернскими правлениями. Все должностные лица и учреждения регионов (губерний) подразделялись на три группы:
1. Первая – административно-
2. Вторая – финансово-
3. Третья – судебная, туда относились палаты уголовного и палата гражданского суда.
Наиболее значительные реформаторские преобразования были осуществлены в начале 60-х г. XIX в., когда вскоре после отмены крепостного права Александр II подписал указ правительствующему Сенату о введении в действие с 1 января 1864 г. Положения о земских учреждениях.
Основным фактором, который способствовал рождению земства, стал указ от 19 февраля 1861 г., согласно которому более 20 млн. крепостных крестьян получили «вольную».
Земская (1864) и городская (1870) реформы преследовали цель децентрализации управления и развития начал местного самоуправления в России. В основе реформ лежали две идеи. Первая – выборность власти: все органы местного самоуправления избирались и контролировались избирателями. Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности. В XIX в. до 60 % всех собираемых с территорий платежей оставалось в распоряжении земства, т. е. городов и уездов, по 20 % уходило в госказну и губернию.
Накануне Февральской революции 1917 г. земства существовали в 43 губерниях России с общим числом жителей около 110 млн. жителей.3
3. Самоуправление в России до 1917 года
  Наиболее распространенными 
формами местного 
  Дальнейшее развитие 
самоуправления на Руси было 
остановлено процессом 
 Основным принципом 
формирования губных 
  Земская реформа Ивана 
Грозного способствовала 
  В ведении земских 
изб, образуемых в городах, 
волостях, находились сбор налогов, 
другие денежные вопросы, 
  Большинство функций 
губных, земских изб носило 
  В XVII веке губное, земское 
самоуправление было либо 
Информация о работе История становления местного самоуправления в России