Арендная плата: принципы и механизмы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является постановка и попытка рассмотрения принципов и механизмов формирования арендной платы и наиболее значимых вопросов в области аренды нежилых помещений. Последовательно реализованный принцип соотношения теоретических знаний и правоприменительной практики, позволяет получить объективное представление о характере арендных отношений, выделить главные факторы, рассмотрение сущности арендной платы нежилых помещений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы арендных отношений ……………………...6
1.1. Аренда имущества: понятие, принципы и механизмы, право и теория вопроса ……………………………………………………………………………....6
1.2. Аренда государственного имущества в системе рыночной экономики: место и роль………………………………………………………………………...16
1.3. Зарубежный опыт арендных отношений с госсобственностью………… ...23

Глава 2. Анализ принципов и механизма формирования арендной платы.....................................................................................................................26
2.1. Анализ механизма формирования арендной платы для федеральной собственности………………………………………………………………………26
2.2. Анализ механизма формирования арендной платы для муниципальной собственности………………………………………………………………………36

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию методики формирования арендной платы ……………………………………………44
3.1. Оценка эффективности существующих методик формирования арендной платы………………………………………………………………………………...44
3.2. Организационное предложение по совершенствованию методики………..48
3.3. Экономическое предложение по совершенствованию методики…………..58
Заключение………………………………………………………………………. 66
Список использованных источников и литературы…………………………68

Вложенные файлы: 1 файл

Аренда.docx

— 122.14 Кб (Скачать файл)

Аренду сравнивают с получением кредита в том смысле, что арендатор  обязан делать регулярные платежи, а  неспособность выполнения своих  обязательств может привести к банкротству. Поэтому оценка целесообразности аренды выполняется на основе методики расчета  цены заемного капитала.

Рассмотрим вышеизложенное на примере предприятия ООО «Вымпел». Предприятию необходимо оборудование стоимостью 400 000 рублей, который будет использоваться в течение 5 лет. Перед предприятием стал выбор, будет ли он куплен за счет ссуды или взят в аренду.

Для покупки оборудования банк готов предоставить предприятию  необходимую сумму под 10% годовых  на 5лет. При этом предприятию придется выплатить банку 40 000 рублей как процент в конце каждого года и погасить 400 000 рублей в конце пятого года.

Но предприятие может  получить оборудование в аренду на 5 лет, по цене 500 000 рублей, выплачивая 150 000 рублей в конце каждого года. В целях налогообложения стоимость оборудования может быть списана в течение 5 лет, а остаточная стоимость актива по истечении 5 лет будет равна нулю. Ставка налога на прибыль составляет – 30%.

Для анализа целесообразности того или иного варианта предприятие  выполнило сравнение затрат при  аренде и покупке с использованием техники дисконтирования:

Оценку денежного потока в случае покупки.

Таблица 2-Данные для анализа целесообразности покупки оборудования.

Показатели

Год

1

2

3

4

5

Итого

тыс.р

Возврат кредита

80

80

80

80

80

400

Остаток кредита

320

240

160

80

-

-

Проценты за кредит

40

32

24

16

8

120

Общая сумма платежа

120

112

104

96

88

520

Налоговая льгота по процентам  за кредит

-12

-9,6

-7,2

-4,8

-2,4

-36

После налоговая ст-ть кредита

108

102,4

96,8

91,2

85,6

481

Амортизация за 5 лет

80

80

80

80

80

400

Налоговая льгота на амортизацию

-24

-24

-24

-24

-24

-120

Налог на имущество

+4

+3,2

+2,4

+1,6

+0,8

+12

После налоговая ст-сть объекта

88

81,6

75,2

68,8

62,4

376

Дисконтированная ст-сть объекта

80

67,4

56,4

47

38,8

289,6


 

В данной таблице мы подробно обследовали оборудование при покупке  средства по условиям банка.

Оценка денежного потока в случае аренды

Таблица 3 - Данные для анализа целесообразности аренды актива.

Показатели

Год

1

2

3

4

5

Итого тыс.р

Арендные обязательства

100

100

100

100

100

500

Налоговая льгота

-30

-30

-30

-30

-30

-150

После налоговая ст-сть объекта

70

70

70

70

70

350

Дисконтированная стоимость  объекта

63,6

57,8

52,6

47,8

43,5

265,4


 

В данной таблице мы исследовали  оборудования при аренде средства.

Выбор наиболее дешевого варианта финансирования.

При сравнении данных таблиц и таблицы мы видим, что предприятию  ООО «Вымпел» выгоднее приобрести оборудование при его аренде, об этом свидетельствуют  следующие показатели:

чистый эффект аренды, который  рассчитывается следующим образом:

Чистый Приведенные Приведенные

эффект = затраты - затраты

аренды на покупку по аренде

289 600 рублей – 265 400 рублей = 24 200 рублей

Показатель чистого эффекта  аренды положителен, а это говорит  о том что, аренда является более  выгодной для предприятия.

Сравнивая общий показатель после налоговой стоимости объекта  приведенный в таблице и в  таблице аренда обходится предприятию  на 26 000 рублей (376 000 – 350 000) выгоднее чем, покупка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Организационное предложение по совершенствованию методики

 

Муниципальная недвижимость, находящаяся в ведении Комитета по управлению муниципальным имуществом - это экономическая основа городского самоуправления г. Воскресенска, один из основных источников дохода городского бюджета. Основную часть дохода бюджета города от использования муниципального имущества составляют средства от сдачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда, при этом арендная плата, полученная от объектов, переданных в аренду, составляет 30% от дохода от использования муниципального имущества. Общая площадь муниципального нежилого фонда г. Воскресенска, передаваемого во временное владение (пользование) на 1.01.11г., составляет 420,4 тыс. кв. м. Площадь объектов, переданных в аренду, - 240,0 тыс. кв. м, что составляет 57,2% от общей площади. Общая площадь объектов муниципального нежилого фонда, переданных безвозмездно, составляет 180,4 тыс. кв. м., т.е. 42,8% от всех площадей. Ежегодно происходит увеличение площадей муниципального нежилого фонда : 2006 г. – 216, 2007 г. – 418, 2008 г. – 272, 2009 г. – 582, 2010 г. – 67, 2011 г. – 22 объекта за счет следующих резервов:

- прием нежилых помещений  в муниципальную собственность  наряду с приемом ведомственного  жилья;

- прием зданий-памятников  местного значения а муниципальную собственность;

- проведение постоянной  инвентаризации нежилого фонда  с привлечением всех балансодержателей  с целью выявления неэффективно  используемых площадей, бесхозяйных  объектов и перевода их в  арендный нежилой фонд.

В 2011 году сдано в аренду 1605 объектов муниципального нежилого фонда общей площадью 257465 кв.м.

Для повышения эффективности  работы с муниципальным нежилым  фондом сложилась определенная система работы по сдаче в аренду нежилых объектов. План начислений арендной платы за 2010г. составляет 130,0 млн. руб., фактически начисления произведены на сумму 156,1 млн. руб. Поступление арендой платы составило 154,8 млн. руб., т.е. в 1,6 раза больше, чем в 2009 году, в том числе получено пени и штрафов в размере 0,6 млн. руб. Перевыполнение плана сбора арендной платы на 01.01.11 г. составило 24,8 млн. руб. Значительное увеличение поступлений денежных средств в бюджет достигнуто в результате целенаправленной работы по:

  • совершенствованию методики расчета арендной платы,
  • сдаче помещений в аренду на конкурсной основе,
  • заключению договоров аренды на объекты, переданные в муниципальную собственность от различных ведомств;
  • выявлению и сдаче в аренду неиспользуемых или используемых не по назначению помещений, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий или в оперативном управлении муниципальных учреждений;
  • передаче в аренду ранее неиспользуемых подвалов, лестничных клеток и колясочных в жилых домах, которые за счет средств арендаторов превратились в полноценные объекты аренды;
  • по проведению капитального ремонта на объектах муниципального нежилого фонда, что позволило уменьшить износ зданий, повысить степень благоустройства, в отдельных случаях увеличить площадь и в конечном итоге повысить стоимость аренды таких объектов.

Совершенствование методики. С 2010г. действует Методика расчета арендной платы, скорректированная с учетом стоимости аренды на вторичном рынке путем увеличения значений коэффициентов территориально-экономических зон, вида деятельности арендаторов и др. На 2009г прошло повышение на 20% размера базовой ставки стоимости 1кв. м. здания от 8700 до 10500 руб. Базовая ставка сформирована на основе стоимости строительства 1 кв. м. Передача в аренду неиспользуемых помещений, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий или в оперативном управлении муниципальных учреждений, позволила получить в 2009г. 4,8 млн. руб., в т.ч. по учреждениям образования - 3,3млн.руб С 2009 введена повременная арендная плата, рассчитываемая пропорционально доле времени использования помещений, так называемая почасовая аренда. Это позволило использовать спортивные залы муниципальных образовательных учреждений в вечернее время и выходные дни для организации спортивных секций, занятий с детьми и подростками. Более того, в текущем году заключены договоры с организациями города и частными лицами для проведения оздоровительных занятий взрослых и детей. Всего на 1.01.11. заключено 42 договора почасовой аренды, что позволило дополнительно получить в 2011г - 170,2 тыс. руб. Передача объектов в аренду на конкурсной основе. При наличии нескольких заявок на объект заключение договоров аренды осуществляется на конкурсной основе (т.е. по конкурсной цене), в т.ч. отдельные договоры аренды предусматривают договорную цену выше расчетной. На 1.01.11. по договорной (конкурсной) цене заключено 31,7% (461договор) договоров аренды, что позволило дополнительно получить в бюджет города .- 7,1млн..руб. Сводный план по этой статье дохода составляет 1000,0 тыс. руб. за 2009 год.

Безвозмездное пользование

В 2010г. подготовлен проект изменений в Положение “О порядке передачи в безвозмездное пользование объектов муниципального нежилого фонда г. Воскресенска».

Выпадающие доходы составляют 66,7 млн. руб. Площади, переданные безвозмездно, распределяются следующим образом:

  • 27,4% занимают органы городского самоуправления, муниципальные учреждения культуры, образования, здравоохранения;
  • 58,4% передано по решению городской Думы (в т.ч. МПЖХ);
  • 10,8% передано правоохранительным органам, судам, прокуратуре, военным комиссариатам (в общем случае долгосрочные договоры);

В муниципальной собственности  муниципального образования - города Воскресенска в настоящее время находится 353 объекта муниципального нежилого фонда общей площадью 179 340 кв.м., которые передаются в безвозмездное пользование.

Из них:

1) Объекты муниципального  нежилого фонда, переданные в  безвозмездное пользование структурам  федерального уровня подчинения.

43 объекта площадью 37 330,8 кв.м.

2) Объекты муниципального  нежилого фонда, переданные в  безвозмездное пользование структурам  областного уровня подчинения.

11 объектов площадью 8 487,0 кв.м.

3) Объекты муниципального  нежилого фонда, переданные в  безвозмездное пользование структурам  муниципального уровня подчинения 

238 объекта площадью 127 715,4 кв.м.

4) Объекты муниципального  нежилого фонда, переданные в  безвозмездное пользование прочим  лицам

61 объект, общая площадь  которых составляет 10 201,8 кв.м.

Вопросами аренды муниципального нежилого фонда занимается отдел  недвижимости и контроля исполнения договоров в количестве 12 человек.

Отдел действует в целях  контроля за эффективным использованием нежилого муниципального фонда г.Воскресенска, а также обеспечением его сохранности в интересах городского сообщества.

На отдел возложены  следующие функции:

1. Подготовка документов  для заключения договоров аренды (пользования) и оформление договоров  аренды (пользования) объектов муниципального  нежилого фонда в порядке, определенном  законодательством РФ.

2. Передача объектов муниципального  нежилого фонда, сданных в аренду (пользование), в порядке, определенном  законодательством РФ, по акту  приема-передачи.

3. Контроль за исполнением условий договоров аренды (пользования) объектов муниципального нежилого фонда и оформление соответствующих актов.

4. Досудебное урегулирование  споров в связи с неиспользованием  или ненадлежащим исполнением  условий договоров аренды (пользования)  объектов муниципального нежилого  фонда.

5. Подготовка документов  для решения споров в судебном  порядке в связи с неисполнением  или ненадлежащим исполнением  договоров аренды (пользования) объектов  муниципального нежилого фонда.

6. Выявление неиспользуемых, используемых не по назначению, а также используемых без правовых оснований муниципального нежилого фонда.

7. От имени Комитета  и администрации города представление  и защита в суде интересов  по вопросам, входящим в компетенцию  отдела.

8. Подготовка проектов  постановлений, распоряжений мэра  города, городской Думы, распоряжений  председателя Комитета по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

9. Подготовка предложений,  замечаний об изменении, отмене  несоответствующих законодательству  актов мэра города, городской  Думы, Комитета по вопросам, входящим  в компетенцию Отдела.

10. Ведение учета и инвентаризации  объектов муниципального нежилого  фонда города, обеспечение его  сохранности.

11. Рассмотрение в установленном  законодательством РФ порядке  ходатайств, обращений, жалоб организаций  и граждан по вопросам, входящим  в компетенцию Отдела.

12. Участие в комиссиях,  совещания и иных мероприятиях  по решению вопросов, входящих в компетенцию Отдела.

13. Подготовка отчетных, информационных  и справочных материалов по  результатам работы Отдела.

14. Внедрение прогрессивных  методов осуществления контроля  и ведение базы данных по  вопросам, входящим в компетенцию  Отдела.

В настоящее время можно  констатировать, что наиболее сложный  этап преобразования в Комитете системы  сдачи в аренду нежилых помещений  остался позади. Но несмотря на все усилия есть категория арендаторов, имеющих задолженность по арендной плате, а также практически безнадежную к взысканию. Специалистами Комитета постоянно отслеживается задолженность арендаторов: в случае наличия долга направляются предупреждения, ежемесячно проводятся совещания с должниками. Политика администрации г. Воскресенска при проведении приватизации объектов муниципальной собственности была направлена на повышение эффективности деятельности предприятий города, привлечение инвестиций в производство и сферу обслуживания, развитие конкуренции. Приватизация муниципальной собственности началась в 1992 году. Ретроспектива приватизации объектов муниципальной собственности по отраслям и по годам представлена в Приложении П. Показателем приватизации объектов муниципальной собственности является поступление денежных средств в местный бюджет: в 2007 г. – 5,4 млн.руб., 2008 г. – 7 млн.руб., в 2009 г. – 12,3 млн.руб., в 2010 г. – 17,7 млн.руб., в 2011 г. – 42,7 млн.руб. Приватизаций муниципальной собственности занимается отдел приватизации и организации продаж в количестве 5 человек.

Информация о работе Арендная плата: принципы и механизмы формирования