Анализ пенсионного обеспечение граждан по инвалидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 00:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ правового обеспечения пенсии по инвалидности.
В связи с поставленной целью данной выпускной квалификационной работой необходимо решить следующие задачи:
1) Дать определение понятию инвалидности, рассмотреть виды групп инвалидности, охарактеризовать сущность пенсии по инвалидности;
2) Определить сущность компенсационных выплат и подробно изучить ее разновидности;

Содержание

Введение

3

Глава 1.
Теоретические основы правового регулирования пенсионного обеспечения граждан по инвалидности
7


1.1
Понятие, сущность и признаки пенсии по инвалидности
7


1.2
Структура и виды пенсий по инвалидности
17


1.3
Лица имеющие право на назначение и выплату пенсии по инвалидности
22

Глава 2.
Анализ и перспективы правового регулирования пенсионного обеспечения граждан по инвалидности
31


2.1
Анализ оснований и условий назначения пенсии по инвалидности
31


2.2
Анализ правового регулирования расчетов перерасчетов и индексации пенсии по инвалидности
38

Глава 3.
Общая характеристика отдельных видов пенсий по инвалидности
43


3.1
Правовая характеристика трудовой пенсии по инвалидности
43


3.2
Правовая характеристика социальной пенсии по инвалидности
44


3.3
Правовая характеристика пенсии по государственному пенсионному обеспечению инвалидов
46

Заключение

53
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Bigildin_Gotovy_diplom__33__33__33_77.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

Существуют три группы инвалидности:

1 группа инвалидности  устанавливается лица с полной  постоянной или длительной потерей  трудоспособности, нуждающимся в постоянном уходе (помощи, надзоре), в том числе и тем, кто может быть приспособлен к отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных индивидуальных условиях (социальные цехи, работа на дому)1.

2 группа инвалидности  устанавливается при полной или длительной потере трудоспособности лицам, не нуждающимся в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре, а также в тех случаях когда ее виды труда на длительный период противопоказаны из-за возможного ухудшения течения заболевания.

          В зависимости от степени расстройства  функций организма и ограничения  жизнедеятельности лицам, признанным  инвалидами, устанавливается группа  инвалидности, лицам в возрасте  до 18 лет устанавливается категория  «ребенок-инвалид».

К основным видам нарушений функций организма относятся:

  • нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти);
  • нарушения языковых и речевых функций;
  • нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, осязания);
  • нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;
  • нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, конечностей и т.д);

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень – незначительные  нарушения,

2 степень – умеренные  нарушения,

3 степень – выраженные  нарушения,

4 степень – значительно  выраженные нарушения.

          К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

Способность к самообслуживанию – способность человека     самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены1;

Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом;

Способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения;

Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;

Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм;

Способность к обучению – способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми)1;

Способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.

          Социальная защита инвалидов  – система гарантированных государством  экономических, социальных и правовых  мер, обеспечивающих инвалидам условия  для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности  и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

          Правила признания лица инвалидом  утверждены постановлением Правительства  РФ от 20 февраля 2006 г. № 95. Признание  лица инвалидом производится  территориальными бюро государственной службы медико-социальной экспертизы (БМСЭ) по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению.

Причина и группа инвалидности отражается в справке об инвалидности, которая выдается на руки инвалиду.

   Виды пенсий  по инвалидности:

  • трудовая (при наличии трудового стажа);
  • социальная (при отсутствии трудового стажа, либо в случае, если инвалидность наступила в результате совершения уголовного наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью). В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливается постоянно проживающим на территории России:
  • инвалидам 1, 2, 3 группы, в том числе инвалидам с детства;
  • детям-инвалидам.
  • пенсией по государственному пенсионному обеспечению (назначается военнослужащим, участникам Вов, жителям блокадного Ленинграда, лицам, пострадавшим в результате радиационных катастроф).

          Специалисты бюро МСЭ руководствуются разъяснением Минтруда России от 15 апреля 2003 г. № 1 “Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности” (утв. Постановлением Минтруда России от 15 апреля 2003 г. №17) (далее – разъяснение Минтруда России “Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности”)

Пенсия по инвалидности является одним из видов социальной защиты нетрудоспособных граждан. Пенсии по инвалидности можно определить как ежемесячные денежные выплаты из Пенсионного фонда, которые назначаются в случае установления медицинскими органами одной из трех групп инвалидности, повлекшей полную или частичную утрату трудоспособности1.

         Все пенсии по инвалидности  в зависимости от условий, которые определяют право на пенсию на общих основаниях, подразделяются на две группы: пенсии, назначаемые независимо от продолжительности общего трудового стажа, и пенсии, для назначения которых требуется определенный общий трудовой стаж.

         К первой группе относится  пенсия по инвалидности, вследствие  трудового увечья и пенсия  по инвалидности вследствие профессионального  заболевания, а также и пенсия  по инвалидности вследствие общего  заболевания, если инвалидность  наступила в возрасте до 20 лет. Во всех этих случаях для назначения пенсии достаточен соответствующий факт – трудового увечья, профессионального заболевания, наступления инвалидности до 20 лет в сочетании с фактом трудовой или иной общественно полезной деятельности.

         Ко второй группе, когда для назначения пенсии необходим определенный общий трудовой стаж, относится лишь пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания, за исключением пенсии гражданам, инвалидность которых наступила в возрасте до 20 лет.

Если инвалидность наступила после достижения пенсионного возраста, право на пенсию по инвалидности наступает при наличии необходимого страхового стажа.

         Продолжительность общего трудового  стажа, необходимо для назначения  пенсии определяется следующим  образом1.

         Во-первых, его продолжительность  определяется одинаково как для  мужчин, так и для женщин.

         Во-вторых, его продолжительность  определяется по возрасту ко  времени наступления инвалидности, а не по возрасту ко времени  обращения за пенсией, как было установлено ранее. Изменение весьма существенное. Не так уж редко возраст ко времени наступления инвалидности ниже возраста ко времени обращения за пенсией, следовательно, ниже оказываются и требования к продолжительности общего трудового стажа.

         Необходимый общий трудовой стаж  определяется следующим образом. Если возраст до 23 лет, то требуется  стаж один год, 23 года – один  год плюс четыре месяца, 24 года  – один год четыре месяца  плюс еще четыре месяца (4 + 4 = 8) и т. д. За каждый год возраста 22-х лет требуемый стаж повышается на 4 месяца.

         Предельная продолжительность требуемого  стажа – 15 лет (15 лет требуется  в возрасте 64 лет и старше).  Требования к стажу, как видим, невелики, он составляет менее 1/3 того стажа, который человек мог приобрести после достижения трудоспособного возраста. Практически необходимый общий трудовой стаж для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания имеют все граждане,  за крайне редким исключением.

При этом учитывается, что для пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания юридическое значение имеет лишь общий трудовой стаж, что в него включаются многие периоды помимо трудовой деятельности, в соответствующих случаях он исчисляется в льготном порядке1.

Иногда после назначения бесстажевой пенсии и до назначения пенсии вследствие общего заболевания  проходит длительное время, в течение которого инвалид не работает и его общий трудовой стаж не увеличивается, а возраст повышается. Для таких инвалидов предусмотрен особый (льготный) порядок определения стажевых требований: при переходе с бесстажевой пенсии на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания необходимый трудовой стаж определяется по возрасту ко времени первоначального установления инвалидности. Это правило применяется, если перерыв в инвалидности не превышает пяти лет.

Конституция Российской Федерации в ст. 19 Устанавливает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Следовательно, состояние здоровья человека не может служить основанием для какой- либо дискриминации.

Для социальной защиты инвалидов правительством Российской Федерации приняты федеральные законы.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181-ФЗ от 24.11.95). В законе даются определения понятия «инвалид», социальной защиты инвалидов, медико-социальной экспертизы, государственной службы медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, индивидуальной программы реабилитации инвалидов, условия обеспечения их жизнедеятельности.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (№ 195-ФЗ от 10.12.95) устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

В ст. 1 дается определение социального обслуживания. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации1.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (№ 122-ФЗ от 2.08.95) регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определяет их статус и права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями и т.д.

В Законе дается определение понятия «социальное обслуживание», раскрываются основные принципы социального обслуживания, его структура, гарантии соблюдения прав граждан пожилого возраста и инвалидов.

Деятельность в сфере социального обслуживания инвалидов строится на принципах:

    • соблюдения прав человека и гражданина;
    • предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
    • обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для инвалидов;
    • преемственности всех видов социального обслуживания;
    • ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов;
    • приоритета мер по социальной адаптации инвалидов;
    • ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав инвалидов в сфере социального обслуживания.

          Инвалиды, проживающие в государственных  учреждениях социального обслуживания  и нуждающиеся в специализированной  медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения. Оплата лечения таких граждан в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования1.

          Инвалиды проживающие в стационарных  учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступно им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора.

          Социальное обслуживание инвалидов  включает в себя:

    • социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
    • полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
    • стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
    • срочное социальное обслуживание;
    • социально-консультативную помощь1.

Информация о работе Анализ пенсионного обеспечение граждан по инвалидности