Сказки с напевами в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить в процессе экспериментального исследования педагогическую целесообразность использования сказок с напевами в музыкальной практике ДОУ
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; проблеме использования сказок с напевами в художественном воспитании детей дошкольного возраста
- определить в процессе экспериментально-педагогической работы особенности организации, формы и методы педагогической работы со сказками с напевами на музыкальных занятиях в ДОУ
- разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ

Содержание

Введение ………………………………………………………… стр.2
Глава 1. Детский музыкальный фольклор
1.1. Детский и материнский фольклор……………………… стр.7
1.2. Значение сказки для всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………….. стр.16
1.3. Сказки с напевами…………………………………………… стр.21
Глава 2. Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ……………………………………………………………
2.1. Организация и содержание педагогического эксперимента стр.26
2.2 . Педагогическая работа со сказкой с напевами с детьми дошкольного возраста…………………………………… стр.30
2.3 . Анализ и обобщение данных педагогического эксперимента стр.43
Глава 3. Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ…………………………………………… стр.47
Заключение …………………………………………………………… стр.51
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 154.79 Кб (Скачать файл)

      Дети исполняют песню “Зима прошла”, музыка Метлова.

     А теперь мы проведем маленькое соревнование: 1 куплет песни споют 3 мальчика, 2 куплет – 3 девочки, а 3 куплет мы споем все  вместе. Ребята, слушайте внимательно, так как необходимо будет решить, кто спел лучше – девочки или  мальчики.

     Песня исполняется подгруппами. Дети оценивают  исполнение. Индивидуальные ответы.

     Молодцы, ребята, все старались, хоть и было трудно.

       Хорошо мы с вами поработали, а теперь пора отдохнуть.

     Воспитатель. Идемте, ребята, походим по этой полянке, рассмотрим ее внимательно.  

     Там, где речка-баловница

       По камням течет-струится,

       Там, где лес густой шумит,

       Дом бревенчатый стоит.

       Подойдем-ка мы к окошку

       И заглянем в него немножко.

    (Заглядывает в окошко, стучит) никого в домике нет. Но, ребята, здесь столько всего интересного! (выносит шапочки, костюмы для театрализации сказки «Кораблик») А вот и письмо от хозяйки этого домика. Оказывается она хотела нам сказку рассказать и показать, но не дождалась. Что же нам делать? А давайте сами попробуем эту сказку рассказать. Садитесь на пенёчки. (дети рассаживаются на стульчики)  Сказка называется «Кораблик» вспомните, какие персонажи в этой сказке? (дети отвечают) Хорошо. Сейчас давайте споём песенку, которою пели мышка, лисичка, волк, медведь. (поём напев разными голосами (высоким, средним, низким) (затем воспитатель спрашивает у детей, кем бы они хотели быть и одевает костюмы.

     Музыкальный руководитель. (достаёт лапоть и даёт девочке – мышке)

     Плыл  по воде лапоть. Мышка бежала, увидала  и говорит:

     Мышка.    – Какой кораблик плывёт хорошенький! (поёт)

     Сяду  на кораблик новенький,

     Из  лыка плетёненький,

     Мне за морем побывать,

     Белый свет повидать!

        Музыкальный руководитель.                                                                                                             Села в него и поплыла. Бежал заяц, увидел лапоть: (передаёт лапоть зайцу)

     Заяц.  – Какой корабличек плывёт хорошенький, из лычка плетёненький и новенький!

     И запел: Сяду в лапоточек ходовой – корабличек ездовой и т.д.

     Прогнал мышку и поплыл.  Бежала лиса, увидела  лапоть:  - Какой корабличек плывёт хорошенький, из лычка плетёненький и новенький!

     И запела: Сяду в лапоточек ходовой – корабличек ездовой и т.д.

     Прогнала  зайца и поплыла. Бежал волк, увидел лапоть: - Какой корабличек плывёт хорошенький, из лычка плетёненький и новенький!

     И запел: Сяду в лапоточек ходовой – корабличек ездовой и т.д.

     Прогнал лису и поплыл. Бежал медведь, увидел лапоть, заревел:

     Ух  –гу – гу, поплыву!

     Ух  –гу – гу, поплыву!

     По  воде, по воде,

     Чтобы видели везде!

Прогнал волка  и как сел, лапоть отяжелел, воды хлебнул да потонул, медведь чуть жив ушмыгнул.

 Нам пора  возвращаться в детский сад.  Занимайте места в вагончиках.

       Дети исполняют 3 куплет песни  “Машинист”.

     Музыкальный руководитель. Ну вот и закончилось наше путешествие. Чем вам запомнится оно? (Ответы детей.)

     Дети  выходят из зала.

Приложение  №5

     Итоговое  занятие для детей  старшей группы

     «путешествие  в страну сказок» 

     Программное содержание:

     Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи, развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ; побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика), развивать навыки импровизации, соотносить эмоциональное состояние героя с характером музыки; учить вступать во взаимодействие с партнёром, в подгруппах. Воспитывать доброту, желание оказывать помощь.

     Ход занятия: звучит в грамзаписи спокойная музыка.

     Музыкальный руководитель:

      - Мне очень приятно видеть  ваши приветливые лица и добрые  глаза. Давайте начнем наше  занятие – игру со светлой,  доброжелательной улыбки, такой  же, как звучащая музыка. Подарите  свою улыбку соседу слева, а  затем соседу справа, улыбнитесь  мне, а я вам. 

      - Вы любите сказки? Я принесла  вам книгу, которую дети из  детского сада сделали сами  «Книга сказок». Хотите посмотреть? (рассматривают иллюстрации и видят, что герои из сказок перепутаны. В книге картинки с героями сказок прикрепляются на липкую ленту. Во время занятия взрослый незаметно меняет картинки с героями сказок).

     Ничего  не могу понять! Что произошло? Вы ничего не замечаете? Все герои сказок перепутались! (из книги неожиданно вылетает записка):

       Кто на ступе в лесу летает?

       И в избушке там живёт? 

       Кто детей всегда ругает 

       Сказки слушать не даёт?

      - Кто это? Догадались?

       Узнали Бабу Ягу? 

       Я вам пакость покажу!

       Перепутаю все сказки,

       Чтоб не знали дети ласки! 

      - А вы знаете, почему её зовут  Баба Яга? От слова «ягать», значит «кричать, ругаться». Откуда вы её знаете?

      - Как нам поступить? Ведь надо  навести порядок в сказках,  а то дети начнут читать, и  ничего не поймут. Как вы думаете,  что нужно сделать? (выслушиваются  варианты детей). Давайте попробуем  попасть в страну, где живут  сказки. Произнесём волшебные слова:

       Два раза хлопни,

       Три раза топни, 

       Вокруг себя обернись,

       И в сказочной стране очутись! 

      - Интересно, в какую сказку  мы попали? Попробуйте отгадать. (музыкальный руководитель напевает мелодию из сказки «овечка – серебряные копытца» , дети отвечают)

       -Вы помните песенку мамы –  овечки целиком?

     Дети  отвечают.

     - Мы поможем героям этой сказки, если пропоём эту песенку по определённым правилам. Сейчас я попрошу вас разделиться на две команды и попробовать спеть этот напев с разным настроением.  (одна команда поёт весело, другая грустно)

      - Нам пора двигаться дальше. Загадка 2.

       Прыгает, скачет,

       Горько плачет.

       Петух не помогл,

       Козёл  не помог,

       Одна кукушка

       Горю помога.   («Золотой серпок»)

      -Узнали сказку? Давайте поиграем  в неё. 

       Этюды на выражение эмоций  и движений:

       «У лисы нет золотого серпка»

     Представим  себе, что каждый из вас станет той  самой лисой из сказки. Как вы думаете, когда лиса не смогла нажать ржи, какое у неё было настроение? (Под грустную музыку дети показывают с помощью пантомимики жалобное выражение лица, позы, жестов.)

      

     «Лиса забрала у зайца серпок»

     Когда лиса прогоняла зайца, какое у  неё было настроение? (Под «гневную»  музыку дети принимаю сердитое выражение  лица, грозно потрясают кулачками, притопывают  ногой.)

      

     «Заяц с петухом идут к лисе»

     Идет  зайка и плачет. А навстречу ему…..(петух). Узнал он про горе зайца и решил выгнать лису. Покажите, какое у него было настроение. (У детей решительное выражение лица. Маршируют. Но слова лисы пугают зайца и петуха, и меняется настроение.) Как изменилось настроение у петуха и зайца, когда лиса испугала их?

      

     «Заяц с козлом идут к лисе»

     С каким настроением пошёл козёл прогонять лису? Что изменилось после слов лисы?

     (Дети  имитируют походку зайца и рассерженного  козла. Потом выражение лица у детей меняется после слов лисы.)

       «Кукушка и заяц выгоняют лису»

     Каким голосом пела  кукушка?

     Какое настроение было у  лисы?

     Дети  пропевают напев кукушки, подражают героям, показывая счастливого зайца, испуганную лису.

       Послушайте ещё один напев: (из сказки « Лиса и волк»)

       Дети отгадывают сказку

      - Давайте вспомним, как лиса притворилась  больной и разговаривала с волком. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет волком, а кто лисой. (разыгрывание диалога, потом меняются ролями)

      - Давайте заглянем в книгу.  Посмотрите – все герои сказок  в своих сказках! Мы расколдовали  книгу! 

       Беседа: почему Баба Яга злая + выход из ситуации.

      - Как вы думаете, почему Баба  Яга такая злая? Может она хочет,  чтобы мы её боялись? А мы  её будем бояться? Что сделать,  чтобы она не была такая  вредная? Может её пожалеть  надо? Баба Яга, мы знаем, что  ты хорошая, но тебе, наверно,  часто обижают? Как мы её  пожалеем?

      - А давайте нарисуем добрую  Бабу Ягу, она увидит себя  радостной, красивой, и сердце  у неё растает. 

       Спасибо за ваши добрые глаза  и приветливые улыбки. А закончить  наше занятие я хотела бы  снова улыбкой. Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнёмся  всем вокруг и друг другу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сказки с напевами в детском саду