Сказки с напевами в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить в процессе экспериментального исследования педагогическую целесообразность использования сказок с напевами в музыкальной практике ДОУ
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; проблеме использования сказок с напевами в художественном воспитании детей дошкольного возраста
- определить в процессе экспериментально-педагогической работы особенности организации, формы и методы педагогической работы со сказками с напевами на музыкальных занятиях в ДОУ
- разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ

Содержание

Введение ………………………………………………………… стр.2
Глава 1. Детский музыкальный фольклор
1.1. Детский и материнский фольклор……………………… стр.7
1.2. Значение сказки для всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………….. стр.16
1.3. Сказки с напевами…………………………………………… стр.21
Глава 2. Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ……………………………………………………………
2.1. Организация и содержание педагогического эксперимента стр.26
2.2 . Педагогическая работа со сказкой с напевами с детьми дошкольного возраста…………………………………… стр.30
2.3 . Анализ и обобщение данных педагогического эксперимента стр.43
Глава 3. Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ…………………………………………… стр.47
Заключение …………………………………………………………… стр.51
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 154.79 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА

                                                   ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКИ 

Кафедра музыкального воспитания и образования 

                                    Выпускная квалификационная  работа 

СКАЗКИ  С НАПЕВАМИ В ДЕТСКОМ  САДУ 

Профиль «Дошкольное музыкальное  образование» 
 

Студентки V курса, з. о.

Скляренко Натальи  Викторовны

Руководитель: доцент кафедры музыкального

 воспитания  и образования,

кандидат  педагогических наук

Пономарёва Елена Владимировна 

Санкт-Петербург

2011 
 
 

Содержание

Введение …………………………………………………………       стр.2

Глава 1. Детский  музыкальный фольклор

1.1.    Детский  и материнский  фольклор………………………        стр.7

1.2.   Значение  сказки для всестороннего   развития ребёнка……………………………………………………………..       стр.16

1.3.  Сказки с напевами……………………………………………      стр.21

Глава 2.   Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ……………………………………………………………             

2.1.   Организация и содержание педагогического эксперимента     стр.26

2.2 . Педагогическая  работа со сказкой с напевами                                                                                          с детьми дошкольного возраста……………………………………     стр.30

2.3 . Анализ и  обобщение данных педагогического эксперимента стр.43

Глава 3.    Методические рекомендации по использованию                               сказок с напевами в ДОУ…………………………………………… стр.47

Заключение …………………………………………………………… стр.51

Список литературы…………………………………………………… стр.53

Приложения …………………………………………………………… стр.55 
 
 
 
 
 

     Введение

     Трудно  переоценить значение народного  музыкального творчества в музыкальном  воспитании детей. Педагогикой издавна  осознавалась важность народного музыкального творчества для  развития ребенка и необходимость применения его в воспитании. Благодаря деятельности отечественных фольклористов до нас дошли бесценные образцы детского и материнского фольклора: пестушки, попевки, заклички.

       Сегодня  интерес к детскому  фольклору не угасает. Народное  творчество в репертуаре детских  садов представлено достаточно  широко. Это попевки, народные песни, сюжетные и подвижные игры, пляски, хороводы. Народный репертуар не только расширяет музыкальный кругозор, обогощает музыкально-интонационный опыт детей, приобщает к национальной культуре, но имеет и дидактическое значение. Применение протяжных народных попевок, песен, способствует формированию у детей навыка протяжного пения. Игры с пением побуждают детей раннего и младшего возраста к начальным певческим проявлениям – подпеванию, народные сюжетные и подвижные игры способствуют развитию детского музыкального творчества .  Широко используются в детских садах и сказки.  Они используются на занятиях по развитию речи, на музыкальных занятиях  - драматизация сказки, в театрализованной деятельности дошкольников, развлечениях, на детских праздниках.

     Сказка  – «колыбель мысли». Это образное выражение В.А.Сухомлинского не случайно. Оно явилось результатом  изучения природы одного из самых популярных жанров народного творчества. Именно в сказке ребёнок знакомится с  красотой родного слова, познаёт  его эмоциональные краски и оттенки. (2,53)

     Сказки  с напевами отличаются от обычных  сказок для детей. Они яркие, самобытные, несколько необычные для современного восприятия. Развёртывание сюжета сказки  сопровождается напевом, который отличается простотой и ясностью.  Художественная и педагогическая ценность  детских  сказок с напевами не подлежит сомнению.

     В то же время этот жанр детского музыкального фольклора недостаточно изучен, в  методической литературе нет данных об опыте его практического применения в  музыкальном и художественном  воспитании детей дошкольного возраста. Недостаточная изученность проблемы в теории и практике музыкального образования детей дошкольного  возраста определяет актуальность нашего исследования.

     Проблема  исследования заключается в выявлении потенциальных возможностей использования сказок с напевами в музыкальном воспитании  дошкольников 

     Объект  исследования: детский музыкальный фольклор

     Предмет исследования: Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ

     Цель  исследования: Определить в процессе экспериментального исследования педагогическую целесообразность использования сказок с напевами в музыкальной практике  ДОУ

     В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:

       - осуществить теоретический анализ  научной и методической литературы  по  теме исследования; проблеме  использования сказок с напевами  в художественном воспитании  детей дошкольного возраста

       - определить в процессе экспериментально-педагогической  работы  особенности организации,  формы и методы педагогической  работы со сказками с напевами  на музыкальных занятиях в  ДОУ

       - разработать методические рекомендации  для музыкальных руководителей  и воспитателей ДОУ

     Методологической  основой исследования явились теоретические положения эстетики, педагогики  о сущности народного творчества как духовной ценности и его гуманистической направленности;  о роли народного творчества в формировании ценностной ориентации личности, о социально-педагогическом значении народной сказки (Д.Б. Лихачев, В.А. Сухомлинский,  А.Н. Афанасьев, Г.М. Науменко, В.П. Аникин, Л.В. Филиппова, А.В. Руднева, Л.В. Шамина и др..) 

     Методы  исследования

     -теоретический:  анализ психолого-педагогической  и методической литературы, публикаций  по проблеме использования детского  музыкального фольклора в художественном  воспитании дошкольников;

     - диагностический: применение комплекса  методов: педагогическое наблюдение, беседы с родителями, воспитателями, анализ полученных данных;

     - экспериментальный: проведение педагогического эксперимента.

     Организация и база исследования

       Эксперимент проводился  в младшей, средней и старшей группах ДОУ№42 Кировского р-на г.Санкт-Петербурга с октября 2010 года по апрель 2011 года. В эксперименте участвовало 50 детей. 

     Научная новизна  исследования заключается в получении данных об особенностях восприятия сказок с напевами детьми дошкольного возраста.

     Практическая  значимость  исследования заключается   в выявлении эффективных форм и методов педагогической работы со сказками с напевами в ДОУ; разработке серии музыкальных занятий и развлечений для детей разных возрастных групп с использованием сказок с напевами, разработке методических рекомендаций  для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. 

     Структура и объем работы

     Квалификационная  работа состоит из введения, трёх  глав, заключения, библиографии, приложения. Основной текст составляет  76 страницы. Страниц машинописного текста 76 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Детский музыкальный  фольклор

    1. Детский и материнский фольклор

     Детский фольклор - это произведения самих  детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Г. Науменко и другие исследователи разделили на две взаимосвязные между собой области: материнский  и собственно детский.                                                                             

       К материнскому фольклору относят: колыбельные песни, потешки, пестушки, , сказки и песни, созданные для самых маленьких детей.                                                   

       Детский фольклор включает: – прибаутки, небылицы, игровой фольклор (считалки, молчанки) и неигровой детский фольклор (дразнилки, мирилки) де

     Колыбельные песни.  Главное назначение этих песен – влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребёнка в момент его засыпания. Размеренный небыстрый мотив в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребёнку, успокаивают его, действуют на него усыпляюще. Нередко приходится наблюдать, что грудные дети прекрасно узнают мотив колыбельной, для них эта мелодия является сигналом ко сну. Колыбельные песни исполняются детям уже в первые дни после появления их на свет. Эти произведения – первая для них музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее цепко схватывает и запоминает интонационные обороты, мотив, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение их ребёнку имеет большое значение в его эстетическом и музыкальном воспитании, в развитиии творческого мышления, памяти, становления уравновешенной психики.

              Колыбельная песня

     Спи, младенец мой прекрасный,

     Баюшки, баю

     Тихо  смотрит месяц ясный

     В колыбель твою.

     Стану сказывать я сказки,

     Песенку спою,

     Ты  дремли, закрывши глазки,

     Баюшки, баю.

     Пестушки, заговоры. Термин «пестушка» произошёл от слова «пестовать», т.е. нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребёнка, цель их -  забавлять, поте шать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребёнка, а нередко просто комментировать его движения и действия – агуканье и гуление, потягивание, первые шаги и т.д. Для того чтобы вызвать у ребёнка радость, улыбку, двигательное возбуждение, весёлый лепет, необходима зрительная и слуховая стимуляция, он – то и достигается пением пестушек. Исполняя их, мать излучает на своего ребёнка нежность, заботу, радость, любовь, теплоту, которые она переживает сама, тем самым формируя у ребёнка опыт положительных эмоций, а также регулирует его настроение и эмоционально-психическое состояние. 

     Некоторые пестушки – это трансформированные и творчески переосмысленные заговоры, приспособленные для воспитательных целей, для игры и развлечения детей. Таковы песенки «С гуся вода», «Мышка, мышка, возьми мой зубишко», «У волка боли, у зайца боли». Встречаются и традиционные заговоры, имеющие магические функции, которые исполняются детям от грыжи, золотухи, сглаза, ячменя, ушиба… Тексты таких заговоров отличаются необычной оригинальностью и поэтичностью.

     Распеленав  ребенка, пестуют:

     Потягунюшки, порастунюшки,

     Поперек толстунюшки,

     А в ножки ходунюшки,

     А в ручки фатунюшки,

     А в роток говорок,

     А в голову разумок.

     Учат  осознанному движению руками

     Лунь  плывет,

     Лунь  плывет,

     Лунь  плывет...

     Уты, уты полетели, 

Информация о работе Сказки с напевами в детском саду