Сказки с напевами в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить в процессе экспериментального исследования педагогическую целесообразность использования сказок с напевами в музыкальной практике ДОУ
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; проблеме использования сказок с напевами в художественном воспитании детей дошкольного возраста
- определить в процессе экспериментально-педагогической работы особенности организации, формы и методы педагогической работы со сказками с напевами на музыкальных занятиях в ДОУ
- разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ

Содержание

Введение ………………………………………………………… стр.2
Глава 1. Детский музыкальный фольклор
1.1. Детский и материнский фольклор……………………… стр.7
1.2. Значение сказки для всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………….. стр.16
1.3. Сказки с напевами…………………………………………… стр.21
Глава 2. Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ……………………………………………………………
2.1. Организация и содержание педагогического эксперимента стр.26
2.2 . Педагогическая работа со сказкой с напевами с детьми дошкольного возраста…………………………………… стр.30
2.3 . Анализ и обобщение данных педагогического эксперимента стр.43
Глава 3. Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ…………………………………………… стр.47
Заключение …………………………………………………………… стр.51
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 154.79 Кб (Скачать файл)

      - Лиса, слышишь: шум – треск  на весь лес?!

      - Слышу! А что, кукушка, ты  видишь – слышишь?

     - Вижу – слышу:

     Охотнички кричат,

     У них ружья палят,

     С ними собаки идут,

     Лису  задерут!

     Испугалась  лиса, убежала за тёмные леса. Тут  заяц золотой серпок взял, богатый урожай собрал, спёк  огромный каравай – сколько хошь теперь гуляй! 
 

       

Приложение  №3

     Конспект  музыкального занятия  с использованием сказки с напевом  «Кораблик»  "В  гости к бабушке-рассказушке" 
2 мл. группа 
 
Программные задачи: 
 
1. Вводная часть: 
 
а) Упражнение «Паровоз» муз. Красевой – развивать у детей ритмическое восприятие долгих и коротких звуков, учить кубиками передавать различный ритмический рисунок песенки. 
 
б) Музыкально – дидактическая игра «Гулять – отдыхать - плясать» - развивать у детей восприятие различного характера музыки: марш, колыбельная, плясовая, умение действовать под разную по характеру музыку. 
2. Слушание: «Заинька» муз. Красева – знакомство детей с песней напевного, плавного, ласкового, немножко грустного характера. 
3. Пение: 
«Весна» муз. Вересокиной – вырабатывать у детей напевное, звонкое пение, учить петь естественным голосом. 
4. Музыкально – ритмические движения:  
 
а) Музыкально – дидактическая игра «мышки и медвежата» - упражнять детей в различении двух звуков по высоте в интервале септима. Учить детей выразительно передавать игровые образы мышек и медвежат, двигаясь в соответствии с высотой звучания музыки. 
 
б) танец по показу : развитие творческих способностей детей 
 
Материал и оборудование. Письмо от Бабушки – рассказушки, поезд из стульчиков, кубики, весенняя полянка, домик, скамейка, игрушки: , Петрушка, заяц, иллюстрации к сказке, шапочки для «мышек» и «медвежат», муз. игрушки: бубен, барабан, погремушка, дудочка, угощение для детей 
 
 
Ход занятия. 
 
(Дети входят в зал.) 
 
Муз. руководитель. Дети, я сегодня получила письмо от Бабушки – рассказушки, послушайте, что она нам пишет (читает письмо). Бабушка – рассказушка приглашает нас к себе в гости. Но бабушка живёт далеко, на чём же мы к ней поедем? Давайте поедем к ней на поезде. Вот он поезд, занимайте места в вагончиках (дети садятся на стульчики). Возьмите кубики и будем стучать ими, как поезд едет, в начале медленно, а потом быстро, как в песенке поётся. 
 
 
(Дети стучат кубиками в ритме песенки «Паровоз» муз. Карасёвой.) 
 
 
Муз. руководитель. А вот и остановка, мы приехали с вами на лесную полянку, как здесь красиво: травка зелёненькая, на деревьях листочки распускаются.  
 
- Ой, а кто это под деревцем  сидит? Дети, да это же зайчик! Он спит. (Дети выходят из вагончиков» и останавливаются вокруг зайчика.) 
 
Муз. руководитель. Ну-ка, зайчик, хватит спать, пора зайчику вставать! 
 
Дети, давайте разбудим зайчика, похлопаем в ладоши под музыку, под тихую будем хлопать тихо, а под громкую – громко. Дети хлопают под рус. нар. мелодию «Как у наших у ворот» - на 1-ую часть – тихо, а на 2-ую громко. (Зайчик – игрушка в руках воспитателя - просыпается, потягивается). 
 
Муз. руководитель. Здравствуй, заинька! (Дети здороваются тоже). 
 
- А я знаю, что зайка любит музыку. Зайка умный, зайка знает, что нам музыка сыграет: зайке спать или шагать, или весело плясать. Покажи, зайка, детям, что ты умеешь делать под музыку. (Зайчик выполняет движения в соответствии с маршем, колыбельной и плясовой). 
 
Муз. руководитель. Молодец, заинька, какую интересную игру нам показал, а давайте, ребята, и мы с зайчиком поиграем в эту игру.  
 
 
Дети играют в игру «Гулять - отдыхать – плясать» муз. Красева, Раухвергера, рус. нар. мелодия «Ах, вы сени». 
 
 
Муз. руководитель. Молодцы, дети, хорошо играли, внимательно слушали музыку, а я песенку про зайчика знаю, хотите послушать? (Ответ детей). Тогда слушайте внимательно.  
 
 
Исполнение рус. нар. песни «Зайка» музыкальным руководителем. 
 
 
Муз. руководитель. Понравилась вам песенка? (Дети отвечают). Давайте возьмём заиньку с собой в гости к бабушке. Занимайте места в вагончиках и поедем дальше. (Дети занимают места в « вагончиках».) 
 
Муз. руководитель. Все заняли места в вагончиках, а теперь, чтобы было весело ехать в поезде, давайте споём весёлую песенку о весне.  Будем стараться петь песенку весело и звонко, хорошо пропевать слова.  
 
 
(Дети исполняют песню «Весна» муз. Вересокиной) 
 
Муз. руководитель. Пока песенку пели, не заметили, что приехали к домику Бабушки – рассказушки. Да что – то её не видно во дворе, давайте её позовём: «Бабушка – рассказушка, где ты?» (Дети зовут.) 
 
Бабушка – рассказушка (выходит). Здравствуйте, мои милые ребятки! Давно я вас в гости дожидаюсь! Садитесь на скамеечку, посидите, отдохните с дороги! (Дети садятся). 
 
Бабушка – рассказушка. Я тоже с вами посижу, да сказку новую расскажу. У меня их много! Посмотрите и скажите про кого будет моя сказка (показывает иллюстрации к сказке «Кораблик»)

     (дети  отвечают) 
 
Бабушка – рассказушка. Правильно, ребятки! Теперь слушайте сказку.

     Сказка  «Кораблик»

     После окончания сказки музыкальный руководитель спрашивает у детей :                                                                               – понравилась вам сказка? (дети отвечают)                                                                                                                                                                        - кто плыл на кораблике?                                                                                                                                                    - что медведь сделал с корабликом?                                                                                                                                               - каким голосом пела мышка?                                                                                                                                                                 - каким голосом пел медведь?

     Давайте с вами споём песенку медведя. 
 
 
Бабушка – рассказушка. Молодцы, ребятки, хорошо песенку спели,  как настоящие медвежата. 
А вы хотите со мной поиграть? (Ответы детей.) 
 
- Давайте поиграем. Одни детки будут мышки, а другие – медвежата. (Делит детей на 2 – е подгруппы, надевает им шапочки «мышек» и «медвежат».) 
 
- Когда я буду петь высоким голосом: «Сяду на кораблик новенький, из лыка плетёненький», ко мне прибегут мышки, а когда буду петь низким голосом «Сяду на кораблик новенький, из лыка плетёненький!», то ко мне прибегут медвежата. Слушайте внимательно, кого я позову. 
 
Музыкально – дидактическая игра «мышки и медвежата».  
 
 
Бабушка – рассказушка.  Молодцы, ребятки! Хорошо поиграли. А теперь весёлый пляс! Давайте все спляшем весёлый танец мышат, а потом и медвежат. 
общий танец «Микки – Маус»,»Мишка» - компак-диск 
 
Бабушка – рассказушка. Спасибо, ребята, что в гости ко мне приехали, а я вам всем угощение приготовила, вкусное печенье вам испекла. Эй, Петрушка, не зевай, угощение подавай! (Кукла Петрушка из домика подаёт угощение.) (Бабушка угощает детей.) 
 
Муз. руководитель. Давайте, дети, поблагодарим бабушку за интересную сказку, за угощение, скажем ей «спасибо». (Дети благодарят). А нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с бабушкой и занимайте места в вагончиках. 
 
(Дети прощаются и садятся в «поезд» под песенку «Паровоз», стучат кубиками, едут в детский сад.) 
 
Муз. руководитель. Вот и приехали мы в детский сад, а теперь пойдём в группу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  №4

     Тематическое  занятие для средней  группы

     «На сказочной полянке»

     Цель: Развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность. 

     Дети  вбегают в зал на носочках, останавливаются  свободно.

     Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята. Отгадайте  загадку:

     Тает  снежок, ожил лужок,

       День прибывает. Когда это бывает?

     Дети. Весной.

     Музыкальный руководитель. Правильно, ребята. Сегодня  мы с вами отправимся в весенний лес, в волшебный мир музыкальных  звуков. Путешествовать мы будем вот  на этом чудесном, по-весеннему ярком, поезде. Занимайте места в вагончиках. Машинистом будет Данил. А чтобы было веселее в пути, мы распоемся на попевке “Машинист”, подготовим свои голоса к пению. Попевка начинается с высокого, тоненького звука, поэтому давайте на высокие звуки немного приподнимем голову, а на низкие – немного опустим. Вот так (показ). Будьте внимательны, и после того, как споет Данил, начинаем петь все вместе, дружно, не выкрикивая слова.

     Воспитатель. Все готовы? Тогда в путь!

       Дети исполняют попевку “Машинист”, музыка А.Филиппенко.

     Воспитатель:

     Остановка “Лесная полянка”.

     – Ребята, выходите из вагончиков. (Звучит фонограмма птичьих голосов.) Слышите, как радостно поют, щебечут птицы? Это они радуются приходу весны. Вот чирикают воробьи, трещит сорока, а вот слышны трели жаворонка. Ребята, как поют птицы?

     Дети. Звонко, радостно, весело.

     Музыкальный руководитель. А сейчас, ребята, подойдите  ко мне ближе и послушайте, как  представил себе образ птиц и передал  в музыке композитор М. Красев. Пьеса называется “Воробушки”.

       Звучит пьеса “Воробушки”, музыка  М. Красева.

     Музыкальный руководитель. Ребята, какой характер музыки?

     Дети. Веселый, игривый, радостный, отрывистый.

     Музыкальный руководитель. Как вы думаете, что  под эту музыку могут делать воробьи?

     Дети. Прыгать, чирикать, клевать.

     Музыкальный руководитель. А ходить под такую  музыку можно? (Нет.) Почему?

     Дети. Потому, что она отрывистая, легкая.

     Музыкальный руководитель. Правильно, молодцы. Так  как называется эта пьеса?

     Дети. “Воробушки”.

     (Звучит  гудок паровоза.)

     Воспитатель. Ребята, слышите гудок паровоза? Он зовет нас в дорогу. Занимайте  места в вагончиках.

     Музыкальный руководитель. Ребята, когда вы ехали  на станцию “Лесная полянка”, вы пели попевку хорошо, правильно приподнимали и опускали голову, а сейчас давайте споем еще дружнее, еще веселее.

      Дети исполняют попевку “Машинист”, музыка А.Филиппенко.

     Воспитатель:

     Станция “А ну-ка, повторяй-ка!”

     – Ребята, выходите из вагончиков.

     Музыкальный руководитель. Я сейчас буду показывать вам танцевальные движения, а вы должны их правильно и красиво  повторить.

       Справитесь?

     Дети. Да!

     Ну, тогда девочки – покажите свои красивые платья, а мальчики – поставьте  руки на пояс. А теперь смотрите внимательно: сначала я буду показывать движения, а потом будем плясать все  вместе.

       Музыкально-ритмические движения: пружинка; выставление ноги напятку, на носок; приставной шаг в сторону с притопом.

       Ай да ребята, ай да молодцы!  Как вы  голову красиво наклоняли,  и носочек оттягивали, и притопывали  ногой задорно!                                                                                                             А сейчас я покажу новое  движение, которое ребята будут  учить на следующем занятии.  Оно называется приставной шаг  в сторону с притопом и хлопком. (Показывает.) А теперь, кто хочет  со мной его повторить? (Дети  повторяют).

     Молодцы, хорошо повторяли мои движения. А  ещё мы умеем с вами танцевать  польку.  Мальчики, не забудьте правильно  пригласить девочек к танцу. Обязательно  соблюдайте расстояние между парами, чтобы круг был ровным и красивым. Все движения старайтесь выполнять  точно под музыку.

     (При  необходимости можно во время  исполнения танца напомнить: “смотрим  в глаза друг другу, улыбаемся”, “у мальчиков свободная рука  на поясе” и т.д.)

       Дети исполняют танец “Полька”.

     Музыкальный руководитель. Очень хорошо.  Все-все  старались. А больше всех мне понравилась  вот эта пара – Наташа и Алёша.                                                                                      Давайте посмотрим, как эти ребята исполнят последнюю часть танца  – бег по кругу, затем мальчик  становится на одно колено, а девочка  оббегает его и кружение лодочкой. Давайте сделаем шире круг. (Танцует  одна пара.) Замечательно. Приглашаю  всех вас повторить эти движения еще раз.                                            

     (Звучит  гудок паровоза.)

     Воспитатель. Ребята, паровозик снова зовет  нас в дорогу.

     Дети  садятся в вагончики.

      Поют попевку “Машинист”, музыка А. Филиппенко.

     Воспитатель:

     Станция “Запевай-ка!”

     Выходите, ребята, из вагончиков и проходите  на эту лесную полянку. Смотрите, на ней живут две тетери. Вы знаете о них песню?

     Музыкальный руководитель. Проходите, ребята, сюда и садитесь вот на эти лесные бревна. Но перед тем, как мы начнем петь, давайте вспомним, как нужно правильно произносить некоторые слова. Сначала слова скажу я, а затем все вместе: “На нашем на лугу”, “поклевали, улетели”. Хорошо. 1 часть песни мы будем петь высоким, тоненьким голоском, напевно и протяжно тянем мелодию, как ниточку. 2 часть песни будем петь немного быстрее, потому что тетери очень хотели есть и торопились.

     Послушайте, как надо петь (показ муз. руководителя). Всем понятно? Внимательно послушайте первый звук песни, его нужно спеть очень тоненьким голоском. Давайте попробуем.

     А теперь споем всю песню.

      Дети поют русскую народную песню “Две тетери”, обработка В.Агафонникова.

     Усложнение: 2 часть песни начинаем петь тихо, затем делаем крещендо.

     Музыкальный руководитель. А сейчас, ребята, вы должны узнать, к какой песне вступление я сыграю. (Звучит вступление к песне  “Зима прошла”, музыка Метлова.) Правильно, это песня “Зима прошла”. О чем она?

     Ребенок. О том, как радуется зиме воробей… (ответы детей).

     Музыкальный руководитель. Чтобы песня прозвучала радостно, нужно петь ее весело, легким звуком, не выкрикивая слова. Для этого  будем хорошо открывать рот, округляя губы и работать язычком и губами. Вот так (показ). Давайте споем все вместе.

Информация о работе Сказки с напевами в детском саду