Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

В основу курсовой работы положена гипотеза о том, если в процессе музыкального воспитания младших школьников используется слушание произведений композиторов-романтиков, то это будет способствовать развитию интереса к музыкальным занятиям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в литературе по психологии, педагогике, методике музыкального образования и воспитания;
2. Изучить опыт работы в современных образовательных учреждениях по развитию интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания музыки композиторов-романтиков;
3. Провести диагностические мероприятия по выявлению уровня интереса детей экспериментальной группы к музыкальным занятиям;
4. Проверить экспериментальным путем возможности развития интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников………………………………………………………………..7
1.1.Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников……………………….7
1.2.Изучение современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений композиторов-романтиков………………………………………...11
1.3.Методические аспекты слушания музыки как вида музыкальной деятельности и средства развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников…………………………………………………………………………16
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………24
2.1.Диагностика уровня интереса младших школьников к музыкальным занятиям……………………………………………………………………………..24
2.2.Апробация некоторых форм работы по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………43
Приложение…………………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

10) Проведение контрольного эксперимента.

Развивающее занятие  №1

Тема занятия: Ф.Шуберт. Серенада.

Цель занятия: продолжить знакомство с творчеством Ф.Шуберта  и развитие интереса к музыкальным  занятиям на примере творчества композитора.

В предварительной беседе с детьми были изложены интересные факты из жизни композитора, определена основная сфера его творчества, был представлен его портрет. Далее прозвучал рассказ о жанре серенады, особенностях ее исполнения. Детям была предложена иллюстрация исполнения серенады. Дети приняли активное участие в беседе, сами пытались рассказать о жанре серенады. Затем последовало слушание «Серенады» Ф.Шуберта. Перед слушанием учащиеся получили установочное задание: определить характер музыки, движение мелодии, ритм, регистр, динамику. Дети внимательно, заинтересованно слушали музыку. После прослушивания был проведен анализ музыкально-выразительных средств, были выявлены особенности звучания. Например, дети самостоятельно смогли ответить на вопрос: «Какой инструмент в «Серенаде» Ф.Шуберта имитирует звучание гитары?». Для закрепления музыкально-слуховых представлений музыкального примера детям было предложено творческое задание – музицирование в ансамбле с педагогом. Учащиеся выказали большое желание участвовать в этом виде музыкальной деятельности. Практически все дети хотели принять участие в процессе музицириования. В качестве творческого задания нужно было исполнить ритмический аккомпанемент на маракасе и бубне к «Серенаде» Ф.Шуберта. Он выглядел следующим образом: первый ученик исполнял сильную долю, а другой ученик показывал все 3 доли. Первоначально задание вызвало некоторое затруднение. В общей сложности было вызвано 3 пары учащихся. Занятие прошло эмоционально, с подъемом, вызвало явный интерес к музыкальной деятельности у детей.

Развивающее занятие  №2

Тема занятия: Р.Шуман. Альбом для юношества. «Первая утрата».

Цель занятия: познакомить  детей с творчеством Р.Шумана и развить интерес к музыкальным  занятиям на примере творчества композитора.

В предварительном рассказе о Р.Шумане детям были представлены интересные факты из жизни и творчества композитора, его портрет. Далее мы беседовали о чувствах человека, которые он испытывает когда потеряет что-то незначительное. Дети живо откликнулись на прозвучавший вопрос, с интересом подбирали такие события, например, потеряла куклу, тетрадь, кепку, бант. Затем последовало прослушивание пьесы Р.Шумана «Первая утрата». Перед слушанием учащиеся получили задание в виде карточек, где детям нужно было выбрать ту эмоцию, которую, по их мнению, выражала пьеса «Первая утрата». После проделанной письменной работы и сбора карточек, мы уточнили с детьми оттенки настроения во время слушания музыки: сожаление, недоумение, растерянность, недовольство, грусть. Так же мы проанализировали музыкально-выразительные средства, примененные композитором в прослушанной пьесе. Дети с интересом выполняли предложенные задания, отвечали на вопросы. Наибольшую активность в ходе занятия проявили Согомонян Нарек, Мхитарьян Вика.

Развивающее занятие  №3

Тема урока:  К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных», «Лебедь».

Цель урока: продолжать знакомство с творчеством К.Сен-Санса  и развить интерес к музыкальным  занятиям на примере творчества композитора.

В предварительной беседе мы вспомнили основные факты жизни  и творчества композитора, был представлен его портрет. Затем мы повторили понятия «сюита», «симфонический оркестр». После этого, детям было предложено вспомнить название птиц, и во время прослушивания, при помощи музыкально-выразительных средств, определить какую птицу хотел «нарисовать музыкальными красками» К.Сен-Санс в своей сюите для оркестра «Карнавал животных». После прослушивания дети живо приняли участие в анализе «музыкальных красок» и пришли к выводу, что пьеса называется «Лебедь». Всем учащимся было интересно принимать участие в ходе занятия. В качестве творческого задания детям было предложено изобразить лебедя (нарисовать, слепить, выполнить аппликацию, испечь).

Развивающее занятие  №4

Тема урока: Ф.Шопен. Революционный  этюд №12.

Цель урока: продолжение  знакомства с творчеством Ф.Шопена и развитие интереса к музыкальным занятиям на примере творчества композитора.

В предварительной беседе мы освежили и обобщили знакомые факты  из жизни и творчества Ф.Шопена. Был  представлен портрет композитора. Опираясь на биографический факт, мы предложили детям для слушания «Революционный этюд» Ф.Шопена. В краткой аннотации к этому произведению мы заострили внимание на ритмических особенностях, мелодическом движении, динамике, фактуре изложения, темпе. После прослушивания дети активно участвовали в анализе музыки, проявляя устойчивый интерес к новому музыкальному материалу, увлеченно искали ответы на заданные вопросы.

С целью уточнения  верности выбранной методики проведения формирующего эксперимента мы решили провести промежуточную контрольную диагностику на пятом занятии для выявления динамики развития интереса учащихся испытуемого класса к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков. Для этого мы разработали контрольные тестовые задания. Их основу составила методика, примененная в констатирующем эксперименте, немного видоизмененная. Промежуточная контрольная диагностика состояла из пяти тестовых заданий. Содержание тестовых заданий прилагается (см. приложение №6).

Задание 1

Выдели, известные тебе, имена композиторов-романтиков.

Цель - выявить уровень  музыкально-теоретических знаний. Учащимся было предложено 6 имен композиторов-романтиков. Дети успешно справились с этим заданием. 16 человек назвали 4-5 и даже 6 имен композиторов. Это такие дети, как Шумакова Эльвира и Пономарева Катя. В сравнении с аналогичным заданием в констатирующем эксперименте, это значительное улучшение качества осведомленности об эпохе музыкального романтизма.

Задание 2

Выдели виды музыкальной  деятельности, которые тебя больше заинтересовали на последних занятиях.

Цель – выявить  уровень интереса учащихся к различным  видам музыкальной деятельности на уроке.

При подведении итогов оказалось, что в ходе проведения развивающих  занятий у детей повысился  интерес к активной музыкальной  деятельности на уроках при изучении музыки композиторов-романтиков. Так, наибольший интерес вызывает слушание произведений данной эпохи и беседы о прослушанной музыке. У детей выявился интерес к игре на детских музыкальных инструментах, его можно назвать приоритетным в ходе формирующего этапа нашей экспериментальной работы – больше половины детей, 12 человек отметили этот вид музыкальной деятельности, чему способствовало изучение музыки эпохи романтизма. Тогда как, в ходе диагностики меньше всего дети испытывали любовь к данному виду.  Кроме того, если в ходе констатирующего эксперимента только один ребенок пожелал заниматься различными видами музыкальной деятельности, то после проведения развивающих занятий 7 детей выразили интерес к разнообразным занятиям. Интересно, что Буглак Антон и Тышлангов Сергей, которые проявили равнодушие к занятиям музыкой в ходе констатирующего эксперимента, после развивающих занятий проявили яркий интерес к разнообразным видам музыкальной деятельности.

Задание 3

Назови полюбившиеся произведения композиторов-романтиков.

Цель – выявить  музыкальные предпочтения учащихся.

Дети приняли активную позицию. Большинству (13 человек) все  произведения, нами предложенные для  анализа, полюбились. Особенный интерес  вызвала фортепианная пьеса Р.Шумана «Первая утрата» из «Альбома для юношества». Мы решили в ходе обсуждения ответов учащихся на данное задание, что это связано с подобранными интересными и занимательными сведениями для предварительной беседы, в ходе которой, дети принимали особенно заинтересованное участие.

Задание 4

Определи музыкально-выразительные  средства, используемые в пьесе Р.Шумана «Веселый крестьянин».

Цель – выявить  уровень развития музыкальных способностей и музыкально-теоретических знаний учащихся.

Задание №4 содержало 5 вопросов. За каждый правильный ответ ребенок получал «+»,  за неправильный «-». Каждый «+» соответствовал одному баллу, а «-» нулю баллов. Результаты выполнения задания №4 обобщены нами в сводной таблице 2.

                                                                                                                  Таблица 2

 

Ф.И.О. учащихся

                                Задание

Количество полученных баллов

№1

№2

№3

№4

№5

1

Косян Тамара

+

+

-

-

+

3

2

Веселов Владимир

+

+

+

+

+

5

3

Фалилеева Виктория

+

+

+

+

+

5

4

Щербаков Сергей

+

+

+

-

+

4

5

Задорожная Мария

+

+

+

+

+

5

6

Мхитарьян Виктория

-

+

-

+

+

3

7

Вадько Николай

-

+

-

+

+

3

8

Кочалидзе Кристина

-

+

+

+

-

3

9

Романенко Арина

+

-

-

+

+

3

10

Пономарева Катя

+

+

+

+

+

5

11

Салыев Ленар

+

+

+

-

+

4

12

Колосов Леня

-

+

+

+

-

3

13

Резаева Юля

+

-

+

+

+

4

14

Шумакова Эля

-

+

+

-

+

3

15

Зейналов Нижад

+

+

+

+

+

5

16

Терещенко Влад

+

+

+

-

+

4

17

Тышлангов Сергей

+

+

+

-

+

4

18

Долгополова Лида

+

+

-

-

-

2

19

Согомонян Нарек

+

+

+

-

-

3

20

Лимкин Алексей

+

+

+

-

+

4

21

Щелкун Анна

+

+

+

+

+

5

22

Буглак Антон

+

+

-

-

+

3

23

Ресненко Андрей

+

+

+

+

+

5


 

Максимальное количество баллов – 5, набрали 7 учащихся, это примерно 30% от всего количества испытуемой группы. Наиболее слабо развитой музыкальной способностью в данном задании выявилась способность к определению движения мелодии – звуковысотный слух.

Задание 5

Музыкальна викторина

Цель – выявить  уровень музыкально-слуховых представлений  произведений композиторов-романтиков.

Дети успешно справились с этим заданием. Только трое учащихся дали неточные ответы, т.е. из трех предложенных к прослушиванию фрагментов, верно назвали 2 фрагмента.

 Таким образом,  можно утверждать, что испытуемая  группа прочно усвоила музыкальный  материал изучаемой эпохи. Следовательно, высокий уровень интереса младших школьников к музыкальным занятиям проявили 7 детей после проведения части развивающих занятий, это примерно 30% учащихся, в отличие от 18% выявившихся в ходе констатирующего эксперимента. Низкий уровень интереса на данном этапе не обнаружился. Средний уровень интереса вырос до 70%, в отличие от 64% в констатирующем эксперименте.

 Сравнительный анализ  итогов констатирующего эксперимента  и контрольного промежуточного  среза показал динамику в развитии интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков, которая представлена в приложении №8.

В итоге, мы можем утверждать, что методика формирующего эксперимента выбрана верно. Учащиеся испытуемой группы значительно улучшили показатели уровня интереса к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков.

 

 

 

 

                                                       Заключение

          

 

  Музыка играет в жизни человека важную роль. Она формирует внутренний мир, помогает правильно оценивать события, воспитывает вкус. Уроки музыки в школе призваны воспитывать музыкальную культуру детей, способствовать формированию их личности. Поэтому так важно развивать интерес к музыкальным занятиям с раннего возраста. Наиболее эффективно этот процесс протекает в условиях освоения лучших образцов музыкального искусства. Учитывая эти факторы, в курсовой работе нами была рассмотрена проблема использования музыки композиторов-романтиков для развития интереса младших школьников к музыкальным занятиям.

Чтобы всесторонне изучить  суть интересующего нас вопроса, мы обратились к работам выдающихся музыковедов, педагогов-методистов, известных  музыкантов, проанализировали и сравнили различные точки зрения, позиции.

Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков