Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

В основу курсовой работы положена гипотеза о том, если в процессе музыкального воспитания младших школьников используется слушание произведений композиторов-романтиков, то это будет способствовать развитию интереса к музыкальным занятиям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в литературе по психологии, педагогике, методике музыкального образования и воспитания;
2. Изучить опыт работы в современных образовательных учреждениях по развитию интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания музыки композиторов-романтиков;
3. Провести диагностические мероприятия по выявлению уровня интереса детей экспериментальной группы к музыкальным занятиям;
4. Проверить экспериментальным путем возможности развития интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников………………………………………………………………..7
1.1.Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников……………………….7
1.2.Изучение современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений композиторов-романтиков………………………………………...11
1.3.Методические аспекты слушания музыки как вида музыкальной деятельности и средства развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников…………………………………………………………………………16
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………24
2.1.Диагностика уровня интереса младших школьников к музыкальным занятиям……………………………………………………………………………..24
2.2.Апробация некоторых форм работы по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………43
Приложение…………………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

Для возбуждения интереса и сохранения его устойчивости большое  значение имеют, прежде всего, эмоциональная  яркость и живость преподавания,  установление связи преподносимого учащимся материала с практикой.

Для создания интереса к  предмету и сохранения устойчивости интереса играет большую роль отношение  самого преподавателя к предмету. Если преподаватель любит свой предмет, интересуется им, то и у учащихся создается наиболее устойчивый интерес к данному предмету, вообще к знанию и к связанной с этими знаниями деятельности [6,383].

Значение интересов  в жизни человека и формировании его личности огромно. Наряду с потребностями  они определяют и выражают жизненную направленность личности и служат мотивами ее деятельности. [13,72].

Проанализировав статью Прилуцкой Н.В. «Формирование интереса к музыке у школьников», мы обратили внимание, что при наличии интереса к музыкальным занятиям развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность [22, 56 ].

Продолжая раскрывать различные  аспекты понятия «интерес» мы обнаружили, что музыкальной психологической наукой выделены различные уровни развития учебных интересов:

- любопытство по отношению к урокам музыки проявляет большинство учащихся;

- любознательность возникает в процессе музыкального обучения как определенный показатель его результирующего уровня. Учащиеся стремятся самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем их музыкальном явлении: песне, произведении, композиторе, жанре и т.д.;

- познавательный интерес к музыке  сочетается с эмоциональным интересом к ней. Для этого этапа характерно внимание к проявлению стиля в музыке, к исполнительским средствам выразительности;

- высшая ступень познавательного интереса к музыке связана с развитием музыкальных чувств, потребности использовать знания, умения на практике, в самостоятельных занятиях музыкой;

- занимательность, одна из сторон познавательности, возникает на основе яркости впечатления, новизны. Такой интерес почти всегда непродолжителен, нестоек и легко вытесняется новыми впечатлениями;

- частный, узкий интерес к определенным фактам, музыкальным явлениям, к какой-то одной области музыки тоже побуждает школьника  активной деятельности [26, 277 ].

Н.Л. Гродзенская в  своей статье « О слушании музыки в школе I ступени» отмечает, что для того, чтобы воспринимать музыкальные произведения, требуется определенная подготовка, привычка слушать музыку – «… далеко не все дети охотно слушают музыку, не все ею интересуются. Задача часов слушания музыки - вызвать любовь и интерес к музыке у детей, развить музыкальную восприимчивость, дать им возможность несколько ориентироваться в мире звуков» [8, 96-116]. Этот автор заметил в ходе своей педагогической деятельности, что «… у огромного большинства детей влечение к музыке есть, но в зачаточном состоянии. Нужно в нем это влечение развить, пробудить»[8, 101].

Подытоживая вышесказанное можно утверждать, что развитие интереса к музыке со стороны младших школьников является важным процессом формирования музыкальной культуры подрастающего поколения. Выдающийся музыкант – педагог Д.Б. Кабалевский подчеркивал, что музыкальная культура– « синтез свойств личности, проявляющийся в интересе к музыке, в музыкальном вкусе, музыкальных занятиях, в способности понимать, чувствовать, переживать и критически оценивать музыку» [14, 27]. Стержневым моментом педагогической концепции Д.Б. Кабалевского является создание условий, которые обеспечат устойчивое музыкально- художественное саморазвитие личности. Названная цель является обобщенной, но она включает в себя как активные формы деятельности, например вокальное и хоровое исполнительство на музыкальных инструментах, так и пассивные – коллекционирование записей, слушание музыки.

 

 

         1.2.Изучение современного педагогического  опыта в развитии интереса  к музыкальным занятиям младших  школьников в процессе слушания  произведений композиторов-романтиков

 

 

С целью изучения современного педагогического опыта мы обратились к значительному количеству программ по музыке.

 Так, программа  по музыке Д.Б.Кабалевского в редакции 1985года отмечает важность решения коренного вопроса музыкальных занятий в школе: «… как заинтересовать, увлечь школьников музыкой»[14, 4]. Автор предлагает для накопления слухового опыта детей в начальной школе произведения таких композиторов, как П.И.Чайковского, Л. ван Бетховена, С.С.Прокофьева, А.Хачатуряна, а также Ф.Шопена – композитора-романтика, т.к. считает музыку названных композиторов наиболее близкой и понятной младшим школьникам.

К творчеству Ф.Шопена Кабалевский Д.Б. предлагает обратиться в I четверти второго класса при слушании Прелюдий №7, №20 и Полонеза. Позже программа обращается к творчеству Ф.Шопена в 3 классе в теме: « Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». Для слушания предлагается Мазурка №7 и Прелюдия №15.

При анализе названной  программы мы обратили внимание, что  интерес к музыкальным занятиям в процессе слушания произведений композиторов-романтиков авторы продолжают развивать в изучении творчества композиторов: Р.Шумана - при знакомстве с пьесой из « Альбома для юношества» - « Первая утрата» и Э.Грига - фрагментов из сюиты «Пер Гюнт»- «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», Ф.Шуберта - «Марша» и «Аллегретто».

Таким образом, в программе  по музыке Д.Б.Кабалевского в редакции 1985 года уделяется значительное место развитию интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений таких композиторов романтического направления, как Ф.Шопен, Ф.Шуберт, Э.Григ.

Далее мы проанализировали программу по музыке авторов: Э.Б.Абдуллина, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендровой, И.В.Кадобновой, Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Г.С.Тарасовой, которая была разработана в 1994 году. В ней сохранена концептуальная часть, живая мысль и взгляд Д.Б.Кабалевского на преподавание музыки в школе.

В названной программе  подчеркивается, что коренным вопросом музыкальных занятий является задача учителя - «увлечь ребят музыкой»[19 ,52].

Музыкальный материал, предлагаемый для слушания музыки в области  изучения творчества композиторов-романтиков, несколько дополнен, в частности, предлагается послушать новые пьесы Р.Шумана в 1 классе.

Следовательно, вышеназванная программа, в целом, использует традиционный репертуар композиторов-романтиков для слушания  в деле развития интереса младших школьников к занятиям музыкой.

В пояснительной записке  к программе по музыке Ю.Б.Алиева, В.К.Белобородовой, Е.В.Николаевой, Б.С.Рачиной, С.Л.Старобинского мы обнаружили, что составители - одной из главных задач считают «воспитание музыкальных интересов, вкусов детей и формирование потребности в общении с художественной музыкой»[ 19,131]. На основании этих положений авторы знакомят детей с доступной им музыкой крупнейших композиторов, в том числе и композиторов-романтиков. При детальном рассмотрении музыкального репертуара по проблеме курсового проекта мы определили,- указанная программа расширяет ряд композиторов-романтиков, чье творчество предлагается для изучения. Например, во 2 классе дети слушают сонату для гобоя и фортепиано К.Сен-Санса. Кроме того, расширяется и круг пьес тех композиторов, изучение творчества которых уже стало традиционным. Так, для слушания предлагаются «Форель» Ф.Шуберта, вальсы Ф.Шопена. Заостряем внимание на том, что новаторским приемом в данной программе можно назвать движение под музыку в процессе слушания, например, вальсов Ф.Шопена, что активизирует интерес младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков.

Далее мы проанализировали содержание программы по предмету «Музыка» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Одной из задач, раскрываемых в пояснительной записке, авторы считают, – «воспитание интереса и любви к музыкальному искусству художественного вкуса …»[19,183]. Особенностью названной программы является приоритетная установка на: «… введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры» [19,183]. Поэтому данная  разработка меньше внимания уделяет слушанию и анализу произведений композиторов-романтиков. В начальной школе к изучению предлагаются только произведения двух авторов – Э.Грига и Ф.Шопена. Круг музыкальных произведений этих композиторов тоже узок – фрагменты из сюиты «Пер Гюнт», «Заход солнца» Э.Грига и несколько фортепианных миниатюр Ф.Шопена.

Таким образом, развитие интереса к музыкальным занятиям на образцах музыки композиторов-романтиков в вышеназванной программе ограничено репертуаром вследствие решения определенных задач.

Проанализировав пояснительную записку к программе «Музыкальное искусство» авторов В.О.Усачевой, Л.В.Школяр, В.А.Школяр мы обнаружили, что разработчики названной программы к основным задачам урока музыки в начальной школе относят:

- во-первых, формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;

- во-вторых,       воспитание      устойчивого      интереса     к   деятельности

«музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку» [19,220].

Важной чертой этого  программного документа является то, что основу составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни.

При отборе музыкального материала в этой программе важную роль играл принцип незаменимости той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительную роль в развитии музыкальной культуры школьников, именно в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать потрясение в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет [19,220]. Это и объясняет широкий охват изучения творчества композиторов-романтиков – Ф.Шуберта, Э.Грига, К.Сен-Сенса, Р.Шумана, Ф.Шопена, К.М.Вебера, Ф.Листа, И.Брамса. Значительного объема достигает музыкальный материал, предлагаемый к слушанию в области творчества композиторов-романтиков. Наибольшее количество произведений представлено в 4 классе. Следует отметить нехрестоматийность музыкального репертуара композиторов-романтиков, например, детям впервые предлагается послушать фортепианные пьесы «Весной», «Ноктюрн», I часть фортепианного концерта, романсы Э.Грига; пьесы Р.Шумана из различных его фортепианных циклов – «Совенок», «Мотылек», «Бедный сиротка», «Порыв», «Отчего?», романс «Два гренадера»; фортепианные и вокальные миниатюры Ф.Шуберта, Ф.Шопена. Новаторским является обращение авторов программы к музыке К.М.Вебера, дети слушают «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок», произведения Ф.Листа (рапсодии №2, 6, 12; «Ракоци-марш»), и И.Брамса («Венгерские танцы»).

 Таким образом,  вышепроанализированная программа значительное место уделяет знакомству с творчеством композиторов-романтиков и развивает интерес младших школьников на этом музыкальном материале к музыкальным занятиям.

Завершает анализ современного педагогического опыта анализ программы  по музыке регионального значения Т.В.Надолинской. Методическая новизна данной программы  заключается в том, что игровое моделирование дополняет различные виды музыкальной деятельности младших школьников на музыкальных занятиях, в том числе, и слушание музыки. Так, при слушании марша «Свадебный день в Трольдхаугене» Э.Грига и «Венгерской рапсодии»№2 Ф.Листа, детям предлагают исполнить ритмическое остинато на барабане (игра в ансамбле с учителем), а при слушании марша Ф.Шуберта предлагается ритмическое сопровождение по партитуре; при знакомстве с «Шествием гномов» Э.Грига учащиеся рисуют иллюстрации к пьесе. При слушании Мазурки №47 Ф.Шопена, дети раскрашивают иллюстрацию в рабочей тетради.

В итоге, можно сделать  вывод, что данная программа активизирует интерес к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков с игровыми элементами.

В завершении следует признать, что практически в большинстве проанализированных программных документов подчеркивается мысль – слушательская деятельность в рамках начального общего образования призвана содействовать развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, достаточное внимание при этом уделяется знакомству с произведениями композиторов-романтиков. Лишь программа по музыке авторов В.О.Усачевой, Л.В.Школяр, В.А.Школяр приоритетным направлением считает обращение к музыке отечественных авторов.

 

 

 

        1.3. Методические аспекты слушания музыки как вида музыкальной деятельности и средства развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников

 

 

        Формирование сферы музыкального восприятия младших школьников должно исходить, прежде всего, из присущих им психофизиологических особенностей и свойств.

Слушание музыки, пение ансамблем или хором, ритмические движения под аккомпанемент рояля, баяна или звукозаписи, игра на простейших музыкальных инструментах, музыкальные викторины - таков далеко не полный реестр различных видов музыкальной деятельности в младших классах школы. Трудно сказать, какой из них более важен, какой - менее. Очевидно, важнее всего то, насколько умело и квалифицированно они применяются и в какой мере соответствуют конкретной ситуации, сложившейся на уроке.

Детям нелегко находиться долго в неподвижном, статичном состоянии, им трудно бездействовать, а слушание музыки для них – в силу непривычности этого вида занятия, эстетической незрелости – означает бездействие. Поэтому опытные учителя-практики советуют использовать при слушании небольшие по объему музыкальные произведения, перемежая «чистое» слушание какими-то другими занятиями. Это позволяет удерживать внимание, а, следовательно, и процесс восприятия, на достаточно стабильном уровне.

Условно выделяют следующие этапы в организации процесса слушания музыки:

1.Знакомство с музыкальным  произведением в форме вступительного слова учителя;

2.Исполнение произведения  учителем или слушание музыки в записи;

3.Анализ-разбор произведения. Трудность этого этапа – в сохранении эмоционального отношения к прослушанному произведению;

4.Повторное прослушивание произведения, для того, чтобы его запомнить, обогатить новыми наблюдениями. Восприятие произведения при повторном слушании осуществляется на более высоком уровне, на основе полученного музыкального опыта;

Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков