Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

В основу курсовой работы положена гипотеза о том, если в процессе музыкального воспитания младших школьников используется слушание произведений композиторов-романтиков, то это будет способствовать развитию интереса к музыкальным занятиям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в литературе по психологии, педагогике, методике музыкального образования и воспитания;
2. Изучить опыт работы в современных образовательных учреждениях по развитию интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания музыки композиторов-романтиков;
3. Провести диагностические мероприятия по выявлению уровня интереса детей экспериментальной группы к музыкальным занятиям;
4. Проверить экспериментальным путем возможности развития интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников………………………………………………………………..7
1.1.Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников……………………….7
1.2.Изучение современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений композиторов-романтиков………………………………………...11
1.3.Методические аспекты слушания музыки как вида музыкальной деятельности и средства развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников…………………………………………………………………………16
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………24
2.1.Диагностика уровня интереса младших школьников к музыкальным занятиям……………………………………………………………………………..24
2.2.Апробация некоторых форм работы по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………43
Приложение…………………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

Далее, после их синтеза  мы смогли разработать методические условия, способствующие развитию интереса младших школьников к музыкальным  занятиям, что подтвердил проведенный  нами контрольный промежуточный  срез.

В параграфе 1.1. мы обратились к уточнению понятия «интересы», выделили их психологическую и физиологическую основу, разновидности, порядок возникновения, условия, необходимые для создания интереса к предмету у учащихся, уровни развития учебных интересов, значение интересов в жизни человека и формировании его личности.

В параграфе 1.2. курсового  проекта в рамках изучения современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания музыки композиторов-романтиков, нами был проведен анализ программ по музыке для начальной школы.

Таким образом, мы изучили шесть программ по музыке, которые  определяют - слушательская деятельность в рамках начального общего образования призвана содействовать развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, достаточное внимание при этом уделяется знакомству с произведениями композиторов-романтиков. И лишь программа по музыке авторов Усачевой В.О., Школяр Л.В. приоритетным направлением считает обращение к музыке отечественных авторов.

В параграфе 1.3. теоретической  части мы рассмотрели такой вид  деятельности учащихся, как слушание, выделили методические аспекты его  использования для развития интереса учащихся начальных классов к  музыкальным занятиям, рассмотрели  психофизиологические особенности и свойства детей названного возраста.

По завершении теоретической  части курсового проекта мы провели  опытно-экспериментальную работу по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством  слушания произведений композиторов-романтиков. В ее ходе мы применили методики диагностики по Ю.Б. Алиеву, Л.В. Школяр, В.П. Анисимову.  Далее, мы  разработали содержание и провели диагностические мероприятия с детьми, обобщили результаты их проведения. Это позволило разработать тематику занятий с испытуемой группой и провести часть из них осознанно и целенаправленно. Проведенный нами промежуточный контрольный срез выявил положительную динамику развития интереса к музыкальным занятиям детей испытуемого класса.

Таким образом, по окончанию  работы над курсовым проектом, мы подтвердили актуальность и практическую значимость выбранной нами темы, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение в ходе нашей исследовательской работы.

 

 

 

 

 

                                                 Список литературы

 

 

1. Абдуллин Э.Б., Николаева  Е.В. Методика музыкального образования:             Учебник  для  студ. высш.  пед. учеб. заведений / Под   редакцией   М.И.Роттер- 

штейна.  М., 2006. – 336с.

2.  Абдуллин Э.Б.  Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М., 2004. – 336с.

3.  Алеев  В.В.  Музыка 1-4 кл., 5-8 кл.. Программа для общеобразовательных учреждений / В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак. М., 2007. – 90с.

4. Анисимов В.П. Диагностика  музыкальных способностей детей.  Учебное пособие для студ. высш. уч. заведений.  М., 2004. – 128с.

5.  Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобра-зовательных учреждениях. Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов.  М., 2002. – 416с.

6.  Гамезо М.В. Курс психологии. М., 1967.- 315с.

          7.  Гильченко Н.Г. Слушаем музыку  вместе. М., 2006. – 184с.

8. Гродзенская Н.Л.  Слушание музыки // Методические рекомендации к урокам в общеобразовательной школе.  М., 1971.- 121с.

          9. Дмитриева Л.Б., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Музыкальное воспитание». М., 1989. – 207с.

10. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования,                             сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие. М., 2007. – 170с.

11. Захараш Т.Б. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа.  Ростов-на-Дону. 2007. – 165с.

12. Иванов П.И. Курс  психологии. М., 2002.- 456с.

13. Иванов П.И. Психология. М., 1959.- 403с.

14. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке ( с поурочной  метод. разр.)  для общеобразовательной школы. 1-3 классы.  М., 1985. – 112с.

15. Куприна Н.Г. Экология музыкально-слуховой сферы современного ребенка.   М., 2007. – 448с.

16.  Надолинская Т.В. Музыка 1-4. Методические  рекомендации  к учебному

комплекту. Книга для учителя. Таганрог. 2001. – 234с.

17.  Нестьев И.В.  Учитесь слушать музыку.  М., 1987. – 61с.

18. Осеннева М.С., Безбородова Л.А.  Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов.  М., 2001. – 368с.

19. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа./ Сост. Е.О. Яременко.  М., 2001. – 288с.

20.  Рзянкина Т.  Войдёмте в мир музыки. Л., 1968. – 140с.

          21. Рыцарева М.Г. Музыка и Я.  М., 1994. – 367с.

22. Рябенко Н.Н. Уроки музыки в 1-7 классах: книга для учителя. М., 2006. – 112с.

23. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. М., 2007. – 128с.

24.Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие: 2 класс. М., 2003. – 216с.

25. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы: 4 класс. М., 1989. – 144с.

26. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994. – 368с.

27. Школяр Л.В. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методика музыкального образования детей. М., 1998. С.290.

28. Школяр Л.В., Школяр  В.А., Критская Е.Д. Музыкальное  образование в школе: Учебное пособие для музыкального факультета, высших и средних педагогических заведений. М., 2001.-234с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Приложение № 1

Контрольные задания  для проведения констатирующего эксперимента

 

                                                         Задание № 1

 

1. Как ты  относишься к музыке?

а) люблю слушать музыку;

б) люблю петь;

в) равнодушно отношусь к  музыке;

г) не нравится слушать музыку и петь;

2. Для чего  музыка нужна в жизни?

3. Какие музыкальные  произведения ты знаешь?

4. Какие из  них самые любимые?

5. Где ты  слушаешь музыку?

а) телевидение;

б) радио;

в) концерты;

6. Известны  ли тебе имена таких композиторов, как:

а) Фридерик Шопен;

б) Феликс Мендельсон;

в) Роберт Шуман;

г) Эдвард Григ;

д) Ференц Лист;

е) Франц Шуберт;

7. Какой вид  деятельности на уроке музыки  ты предпочитаешь?

а) петь;

б) слушать;

в) играть на детских музыкальных инструментах;

г) беседовать о прослушанной музыке;

д) рисовать полюбившиеся образы в прослушанной музыке;

е) двигаться под музыку;

ж) играть или петь в ансамбле с учителем;

8. Занимаешься  ли ты музыкой вне школы?

9. Если не  занимаешься музыкой вне школы, то хотел бы?

10.Какую музыку  предпочитаешь слушать?

а) эстрадную;

б) народные песни;

в) классическую;

г) джазовую;

д) рок-музыку;

11. Ты был  на представлении в Музыкальном  театре?

12. Что ты  слушал в Музыкальном театре?

а) балет;

б) оперу;

в) концерт;

 

Задание № 2

 

Отметь знаком «+» те музыкальные фрагменты, которые  бы тебе хотелось дослушать до конца.

 


Фрагмент №1


Фрагмент №2


Фрагмент №3


Фрагмент №4


Фрагмент №5

 

Фрагмент №6


 

Фрагмент №7


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           

Приложение № 2

 

Образцы выполненных  заданий в ходе констатирующего  эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Приложение № 3

 

Фотопрезентация проведения развивающих занятий с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Приложение № 4

 

Образцы творческих заданий детей диагностируемой группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Приложение № 5

Конспект развивающего занятия № 1

 

Тема: Ф.Шуберт. «Серенада».

Цель: продолжить знакомство с творчеством Ф.Шуберта и развитие интереса к музыкальным занятиям на примере творчества композитора.

Задачи:

Образовательная: Познакомить с новым музыкальным произведением, дать понятие «серенада», закрепить понятие о средствах музыкальной выразительности.

Развивающая: Развивать музыкально-слуховые представления, навык активного восприятия музыки, характеристики средств музыкальной выразительности.

Воспитательная: Воспитывать культуру слушания, формировать музыкально-художественный вкус.

 

   Репертуар, задачи

           Ход урока

        Наглядность

Вступительный рассказ  о жизненном и творческом пути Ф. Шуберта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание.

Ф.Шуберт «Серенада». Продолжать знакомство с творчеством композитора, познакомить с его произведением, определять характер музыки, различать средства музыкальной выразительности.

Франц Шуберт – великий  австрийский композитор. Родился  в семье школьного учителя. Музыкальные  способности у мальчика обнаружились рано, и он был отдан в бесплатную школу для одаренных мальчиков при придворной певческой капелле. После школы работал помощником школьного учителя. Ф.Шуберт – первый композитор-романтик. В своей музыке он выразил настроения одиночества, тоски. За короткую жизнь композитор создал огромное количество произведений в разных жанрах: 9 симфоний, сонаты, увертюры, фортепианные пьесы. Но главное место занимают песни (их свыше 600).

Вопросы:

У. Какие произведения Ф. Шуберта вы слушали?

Д. «Аве Мария»,              «Форель», «Шарманщик».

У. Сегодня прозвучит  новое произведение Ф. Шуберта «Серенада».

Что такое серенада?           

Д.Серенада – это ночная песня, исполняемая под окном  возлюбленной под аккомпанемент  гитары.

У. «Серенада» Шуберта  – одна из проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце возлюбленного человека в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и скорую встречу.

Установочное  задание:

Послушайте внимательно эту пьесу и определите ее характер.

Слушание:

Вопросы:

У. Какой характер этого  произведения?

Д. Лирический, нежный, ласковый.

У. Какое здесь движение мелодии?

Д. Плавное.

У. Какой ритм?

Д. В этом произведении сочетание ровного и пунктирного  ритма.

У. Какой регистр?

Д. Высокий регистр.

У. Какая динамика в  этом произведении?

Д. p и mp.

У. Какой инструмент здесь  имитирует звучание гитары?

Д. Фортепиано.

Выполнение  ритмического задания учащимися.

У. Кто хочет поучаствовать  в творческом задании, в ходе которого вы будите играть на детских музыкальных инструментах? (Вызываю двух человек, выдаю маракас и бубен).

Суть этого задания  заключается в том, что нужно  исполнить ритмический аккомпанемент  на маракасе и бубне к «Серенаде» Ф.Шуберта. Первый ученик исполняет сильную долю, а второй ученик показывает все три доли.

Портрет композитора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиомагнитофон, диск с  записью музыкального произведения.


 

 

 

 

 

 

 

Конспект развивающего занятия №2

 

Тема: Р.Шуман. «Альбом для юношества», «Первая утрата».

Цель: познакомить детей с творчеством Р.Шумана и развить интерес к музыкальным занятиям на примере творчества композитора.

Задачи:

Образовательная: Познакомить с жизнью и творчеством Р.Шумана.

Развивающая: Развивать музыкально-слуховые представления, музыкально-аналитические способности, эмоциональное восприятие музыки.

Воспитательная: воспитывать культуру слушания.

 

    Репертуар,  задачи

           Ход урока

         Наглядность

Вступительный рассказ о жизненном и творческом пути Р.Шумана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание.

Р.Шуман. «Альбом для  юношества», «Первая утрата».

Познакомить с его произведением, определять характер музыки, различать средства музыкальной выразительности.

Р.Шуман – великий немецкий композитор-романтик. Музыкальные способности проявились рано, в 13 лет он уже писал музыку. Мечтатель и выдумщик, Шуман очень любил детей и много писал о них и для них. Его фортепианные пьесы, входящие в «Альбом для юношества», раскрывают мир детских забав, радостей и огорчений.

И вот одна из этих пьес – «Первая утрата». В этой маленькой  пьесе композитор попытался выразить несколько человеческих чувств  по поводу утраты чего-то.

Установочное  задание:

 Ваша задача определить, какие чувства выразил композитор в этой пьесе.

Я вам сейчас раздам листочки, где эмоции по поводу этой музыки выражены на лице. А вы отметьте те лица, которые  соответствуют музыке.

Вспомните, что вы чувствуете, когда потеряли что-то незначительное (куклу, тетрадь).

Слушание:

(Собираю листочки).

Вопросы:

У. Какие эмоции выразил  композитор в этой пьесе?

Д. Сожаление, недоумение, грусть, недовольство.

У. Какое здесь главное  выразительное средство, которое  подчеркивает грустный характер?

Д. Нисходящее движение мелодии, как - будто капают слезы.

У. В конце пьесы  «Первая утрата» такой -же характер, как и во всем произведении?

Д. Нет, здесь уже появляется недовольство, гнев. Изменяется динамика с p на mp, появляются акценты.

У. Что хотел изобразить этим композитор?

Д. «Удар кулаком» от отчаяния, рассердившись на самого себя.

Потрет композитора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнение произведения учителем.

Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков