Развитие музыкальных способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение видов развивающих игр и выявить их роль в развитии младшего школьника.
В связи с этим в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и виды дидактических игр;
2. Рассмотреть эволюцию изучения дидактических игр в педагогике;
3. На практическом примере показать роль дидактических игр в обучении младших школьников.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы развития музыкальных способностей младших школьников
1.1 Психолого-педагогический аспект проблемы музыкальных способностей
1.2 Развитие музыкальных способностей у младших школьников
2. Педагогические условия развития музыкальных способностей у младших школьников
2.1 Развитие музыкальных способностей у младших школьников (из опыта работы видных педагогов - музыкантов)
2.2 Методические разработки музыкально - дидактических игр для развития музыкальных способностей младших школьников
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие музыкальных способностей младших школьников.docx

— 49.26 Кб (Скачать файл)

Развитие музыкальных способностей младших школьников

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы  развития музыкальных способностей младших школьников

1.1 Психолого-педагогический  аспект проблемы музыкальных  способностей

1.2 Развитие музыкальных  способностей у младших школьников

2. Педагогические условия  развития музыкальных способностей  у младших школьников

2.1 Развитие музыкальных  способностей у младших школьников (из опыта работы видных педагогов - музыкантов)

2.2 Методические разработки  музыкально - дидактических игр для  развития музыкальных способностей  младших школьников

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Введение

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои музыкальные способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Актуальность данной курсовой вытекает из того, что игры необходимы для развития младшего школьника. Проблема роли развивающих игр давно тщательно исследуется известными педагоми.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение видов развивающих игр и выявить их роль в развитии младшего школьника.

В связи с этим в курсовой работе решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие  и виды дидактических игр;

2. Рассмотреть эволюцию  изучения дидактических игр в педагогике;

3. На практическом примере показать роль дидактических игр в обучении младших школьников.

Данная курсовая работа состоит из двух глав теоретической и практической, введения, заключения и списка литературы, включающего в себя 21 источник. В курсовой работе использованы труды таких выдающихся педагогов как:

Музыкальное воспитание - одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль в целостном гармоничном развитии личности ребенка. Музыку называют зеркалом души человеческой. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, т.к. в нем определены человеческие эмоции. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становится, по выражению Б. М. Теплова, "эмоциональным познанием" и дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов.

Отечественная педагогика одним из ведущих принципов построения учебного процесса выдвигает принцип развивающегося обучения, который в свою очередь опирается на положение отечественной психологии о том, что все способности развиваются только в соответствующей деятельности. Это положение определяет обязательность музыкальных занятий в общеобразовательной школе для всех детей, проявляющих или не проявляющих музыкальные данные, интересующихся или не интересующихся музыкой. Именно вследствие того, что и музыкальные способности развиваются только в соответствующей деятельности, необходимо организации в этой деятельности в общеобразовательной школе.

Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое неподдающееся сомнению? Если этот комплекс способностей, то каковы его компоненты? Является ли музыкальность прижизненным, наследственным или врожденным образованием, или она результат взаимодействия этих факторов? Всем людям присуща музыкальность или только некоторым избранным? Как её измерить? Каковы закономерности их развития и можно ли их прогнозировать?

Эти проблемы нашли свое отражение в работах В.К. Белобородовой, Б.М. Теплова, Н. А. Ветлугиной, А.Н. Сохор, К. В. Тарасовой, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, В.Н. Мясищего и многих других.

В отечественной психологии проблема способностей рассматривается в русле общей психологической теории деятельности. С. Л. Рубинштейн в работе "Проблема способностей и вопросы психологической теории" считал, что способность состоит из двух компонентов: отработанной совокупности операций, способов, при помощи которых осуществляется соответствующая деятельность, и в качестве процессов, которыми регулируется совокупность этих операций. Б.М. Теплов подходил в своей работе "Психология музыкальных способностей" к изучению способностей, прежде всего с точки зрения индивидуально-психологических различий.

При решении вопроса о детерминации способностей отечественная психология исходит из двух основных положений: об их формировании и развитии в деятельности и о диалектическом единстве природного и приобретенного в них. Тезис о взаимосвязи способностей и деятельности конкретизирует и развивает фундаментальную общую теоретическую концепцию Л.С. Выготского об общественно - исторической, социальной природе человеческой психики и вытекающее из неё положение С.Л. Рубинштейна о единстве сознания и деятельности. Органически связанный проблемой способностей и деятельности, этот тезис стал основным в отечественной психологической теории способностей. Он получил подтверждение в работах С.Л. Рубенштейна "Психология музыкальных способностей", А.Н. Леонтьева "О формировании способностей", Б.Г. Ананьева "О соотношении способностей и одаренности", А.Г. Ковалева и В.Н. Мясищего " Психические особенности (способности) человека" и др.

Проблема же музыкальных способностей также широко представлена в работах видных психологов и педагогов-музыкантов: Н.А. Ветлугиной - в работе "Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр"; Д.Б. Кабалевского - в работе "Про трех китов и про многое другое"; В.Н. Мясищего и А.Л. Готсдинера - в работе "Проблема музыкальных способностей и её социальное значение"; Е.В. Назайкинского - в работе "Музыкальное восприятие как проблема музыкознания"; К. В. Тарасовой - в работе "Онтогенез музыкальных способностей» и других.

К.В. Тарасова, исследуя в онтогенетическом аспекте проблемы развития способностей выделяет два плана: индивидуальный и возрастной. Обращение к литературным источникам, в которых в той или иной мере отражен возрастной аспект развития музыкальности выявила чрезвычайную бедность, фрагментарность и разбросанность данных. Зарубежные исследователи, изучающие развитие музыкальных способностей, главным образом с помощью различных, никак не связанных друг с другом тестовых систем получают часто противоречащие друг другу результаты и делают на их основании взаимоисключающие выводы. Это касается как вопроса о том, развиваются или нет музыкальные способности, так и последовательности этого процесса. Поэтому есть еще нерешенные процессы развития музыкальных способностей.

Анализ психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме музыкальности показал особую актуальность данной проблемы в настоящее время. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкальных способностей младших школьников? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - развитие музыкальных способностей в процессе музыкального образования младших школьников.

Предмет исследования - музыкально - дидактические игры для развития музыкальных способностей.

В соответствии с проблемой, целью, предметом, объектом исследования необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

1) Выявить теоретические  основы развития музыкальных  способностей младших школьников;

2) Обосновать педагогические  условия развития музыкальных  способностей младших школьников;

3) Разработать методические  рекомендации по развитию музыкальных  способностей у младших школьников.

Методологической основой исследования являются диалектические положения: об определяющей роли общественного бытия в развитии общественного и индивидуального сознания; о диалектическом взаимодействии объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности; о взаимообусловленности характера деятельности и развитии личности.

Теоретическая основа исследования сложилась из теории формирования личности и её способности, разработанной психологами Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, М.Г. Давлетдиновым, В.И. Киреенко, В.А. Крутецким, А.Н. Леонтьевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и других; из теории эстетического воспитания, разработанных в трудах Ю.Б. Борева, М.С. Коган, Б.Т. Лихачевой, В.В. Неверова, А.Н. Сохора и других; из теории музыкального воспитания, представленных в трудах О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Е.В. Назайкинского, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова и других.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ  философской, социологической, психологической, педагогической, методической литературы;

- различные виды наблюдений.

Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, проблемы, цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы развития музыкальных способностей младших школьников: содержание процесса, их структура и их развитие.

Во второй главе выделяются педагогические условия развития музыкальных способностей младших школьников. В заключении формулируются выводы исследования.

музыкальный способность младший школьник

1.Теоретические  основы развития музыкальных  способностей младших школьников

1.1 Психолого-педагогический  аспект проблемы музыкальных  способностей

Проблемы музыкальных способностей - одна из центральных в музыкально-психологических исследованиях. В отечественной психологии проблема способностей рассматривается в русле общепсихологической теории деятельности.

Значительные трудности в определении понятий «способности» и «одаренность» связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто «способности», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так в толковом словаре В.Даля «способный» определяется, как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

Говоря о способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества (одаренность) человека. Вместе с тем и способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего исследованием Б.М.Теплова сделана попытка, дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию - успешности деятельности. «Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических способностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности» (25, 42).

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

«Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения». Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно своим делом.

Вопрос о структуре музыкальных способностей до сих пор остается дискуссионным.

Н.А. Ветлугина в монографии "Музыкальное развитие ребенка" делит музыкальные способности на музыкально-эстетические и специальные [9]. Соглашаясь в целом с этой квалификацией, В.Д. Островский (1975) предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально - и рационально-познавательные, т.е. фактически выделяет эмоциональную и познавательную стороны музыкальных способностей

Информация о работе Развитие музыкальных способностей младших школьников