Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

В основу курсовой работы положена гипотеза о том, если в процессе музыкального воспитания младших школьников используется слушание произведений композиторов-романтиков, то это будет способствовать развитию интереса к музыкальным занятиям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в литературе по психологии, педагогике, методике музыкального образования и воспитания;
2. Изучить опыт работы в современных образовательных учреждениях по развитию интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания музыки композиторов-романтиков;
3. Провести диагностические мероприятия по выявлению уровня интереса детей экспериментальной группы к музыкальным занятиям;
4. Проверить экспериментальным путем возможности развития интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников………………………………………………………………..7
1.1.Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников……………………….7
1.2.Изучение современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений композиторов-романтиков………………………………………...11
1.3.Методические аспекты слушания музыки как вида музыкальной деятельности и средства развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников…………………………………………………………………………16
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………24
2.1.Диагностика уровня интереса младших школьников к музыкальным занятиям……………………………………………………………………………..24
2.2.Апробация некоторых форм работы по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………43
Приложение…………………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

Структура констатирующего  эксперимента состояла из двух разделов. В первом разделе детям было предложено анкетирование со следующими вопросами:

1. Как ты  относишься к музыке?

а) люблю слушать музыку;

б) люблю петь;

в) равнодушно отношусь к  музыке;

г) не нравится слушать  музыку и петь;

2. Для чего  музыка нужна в жизни?

3. Какие музыкальные  произведения ты знаешь?

4. Какие из  них самые любимые?

5. Где ты слушаешь музыку?

а) телевидение;

б) радио;

в) концерты;

6. Известны  ли тебе имена таких композиторов, как:

а) Фридерик Шопен;

б) Феликс Мендельсон;

в) Роберт Шуман;

г) Эдвард Григ;

д) Ференц Лист;

е) Франц Шуберт;

7. Какой вид  деятельности на уроке музыки ты предпочитаешь?

а) петь;

б) слушать;

в) играть на детских музыкальных  инструментах;

г) беседовать о прослушанной музыке;

д) рисовать полюбившиеся образы в прослушанной музыке;

е) двигаться под музыку;

ж) играть или петь в ансамбле с учителем;

8. Занимаешься ли ты музыкой вне школы?

9. Если не занимаешься  музыкой вне школы, то хотел  бы?

10.Какую музыку предпочитаешь  слушать?

а) эстрадную;

б) народные песни;

в) классическую;

г) джазовую;

д) рок-музыку;

11. Ты был на представлении  в Музыкальном театре?

12. Что ты слушал в  Музыкальном театре?

а) балет;

б) оперу;

в) концерт;

К некоторым вопросам были предложены варианты ответов.

Второй раздел констатирующего  эксперимента представлял собой  тестовое задание «Хочу дослушать». Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве музыкального материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов произведений разных жанров. Чтобы ситуация приобрела статус диагностической, мы намеренно прерывали музыку на кульминационном моменте звучания. Незавершенность музыкального образа вызывает у детей, по мнению психологов, с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность, ярко выраженную реакцию желания завершения прослушиваемой музыки. Поэтому, после остановки музыки на кульминации, дети должны были пометить знаком «+» тот фрагмент, который хочется дослушать до конца.

Критерии- признаки, по которым  мы решили оценивать уровень интереса детей к музыкальной деятельности, следующие:

  • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребенка, интерес к музыкальной деятельности;
  • отрицательное отношение интерпретируется как несформированная мотивация, слабый интерес к музыкальной деятельности.

Содержание тестового  задания:

1) Народная музыка:

«Калинка». Русская народная песня.

2) Классическая музыка:

Л. Ван  Бетховен. Соната №1;

Ф.Шуберт. «Ave Maria»;

В.А. Моцарт. Реквием « Lacrimosa»;

Э.Григ. Лирические пьесы. «Шествие гномов»;

3) Эстрадная музыка:

«Песня о веселом  ветре». сл. В. Лебедева- Кумача, муз. И.Дунаевского;

«Believe». Д.Билан.

Для оценивания уровня интереса детей диагностируемой группы к занятиям  музыкой мы разработали следующие критерии:

  • равнодушие, безразличность, проявляемые в ходе констатирующего эксперимента;
  • отсутствие музыкального опыта, определенных музыкальных пристрастий и предпочтений;
  • отсутствие музыкально-слуховых представлений и знаний о музыке - такие критерии соответствуют низкому уровню интереса к музыкальным занятиям.

 

  • эмоциональность, но недостаточная активность, проявляемые в ходе констатирующего эксперимента;
  • небольшой музыкальный опыт, наличие определенных музыкальных пристрастий и предпочтений;
  • слабые музыкально-слуховые представления и знания о музыке - названные критерии соответствуют среднему уровню интереса к музыкальным занятиям.

 

  • эмоциональность, активность, проявленные в ходе констатирующего эксперимента;
  • достаточный музыкальный опыт, наличие определенных музыкальных пристрастий и предпочтений;
  • достаточная осведомленность о музыке;
  • достаточные музыкально-слуховые представления и знания о музыке - перечисленные критерии соответствуют высокому уровню интереса к музыкальным занятиям.

При обобщении результатов  проведения констатирующего эксперимента, мы учитывали тот фактор, что дети впервые выполняли предложенные задания.

За каждое выполненное  задание первого и второго  разделов, ребенок мог получить от 1 до 3 баллов, в зависимости от разработанных  критериев.

В процессе обобщения результатов анкетирования учащихся диагностируемой группы мы  получили следующие показатели:

На первый вопрос «Как ты относишься к музыке?» 13 детей  ответили – «люблю петь и слушать музыку», 5 учащихся ответили, что любят только слушать музыку, т.е. 78,2% учащихся позитивно относятся к музыкальному искусству. 5 учащихся ответили, что им не нравится слушать музыку и петь, особенно это подчеркнул Вадько Николай. Он же в ответе на второй вопрос «Для чего музыка нужна в жизни?» ответил – «мне не нужна музыка». Остальные дети нашли разные варианты применению музыки в человеческой жизни, например:

- «музыка как бы  красит происходящие события  и радостные, и грустные»;

- «без нее нет смысла  жить. Без музыки не бывает  ничего»;

- «чтобы жизнь была  красивой»;

-«она помогает настроению»;

-«чтобы жить»;

-«для радости»;

-«для развития слуха»;

-«для вдохновения»;

-«чтобы различать  звуки природы»;

-«чтобы жизнь была  веселей».

На третий вопрос «Какие музыкальные произведения ты знаешь?» не все дети смогли ответить. Из наиболее часто повторяющихся названий знакомых музыкальных произведений можно выделить Симфонию №5 Л. ван Бетховена, балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, балет «Конек - Горбунок» Р.Щедрина, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки. Произведения композиторов-романтиков («Шествие гномов» Э. Грига, прелюдию №7 Ф.Шопена) назвали всего 7 учащихся, т.е. меньше трети класса.

Среди любимых произведений дети выделили образцы творчества русских  композиторов. Это составило почти  половину ответов, 8 учащихся предпочитают симфоническое творчество Л. ван Бетховена. И только трое детей, т.е. около 13%, среди любимых произведений назвали произведения композиторов-романтиков.

На вопрос №5 «Где ты слушаешь музыку?» Буглак Антон ответил - «нигде». Зато 13 детей, т.е. больше половины класса, слушают музыку по радио, телевидению, посещают концерты.

На шестой вопрос, связанный со знанием имен композиторов-романтиков, затруднились ответить 16 детей, это 70% учащихся, лишь одна девочка – Пономарева Катя знакома со всеми предложенными именами композиторов-романтиков.

Обобщая ответ на седьмой  вопрос - «Какой вид деятельности ты предпочитаешь?» можно сделать вывод – подавляющее количество детей любит слушать музыку - 17 человек; 14 детей любят петь; 11 детей любят двигаться под музыку. Интерес вызывают беседа о прослушанной музыке и рисование полюбившихся образов в прослушанной музыке. Меньше всего дети испытывают любовь к игре на детских музыкальных инструментах и к игре в ансамбле с учителем. 2 мальчика – Буглак Антон и Тышлангов Сергей не заинтересованы ни в каком виде деятельности на уроке музыки. Зато Пономарева Катя занимается любыми предложенными видами деятельности на музыкальном занятии с удовольствием.

Всего четверо детей  занимаются музыкой вне школы, но больше половины диагностируемой группы хотело бы заниматься.

На вопрос №10 «Какую музыку предпочитаешь слушать?» практически  все (21 человек) ответили: «рок-музыку». Вместе с тем, 9 детей испытывают интерес к джазовой и классической музыке.

Больше половины детей побывали на спектаклях Ростовского Музыкального театра.

Результаты обобщения  второго раздела констатирующего  эксперимента представлены в сводной  таблице 1.

                                                                                                                        Таблица 1

 

Ф.И.О. учащихся

                        Музыкальные фрагменты

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

1

Косян Тамара

+

+

-

+

-

+

+

2

Веселов Владимир

+

+

+

-

+

+

+

3

Фалилеева Виктория

+

+

-

+

+

+

+

4

Щербаков Сергей

+

+

+

+

-

+

+

5

Задорожная Мария

-

+

+

-

-

+

+

6

Мхитарьян Виктория

+

+

+

+

-

+

+

7

Вадько Николай

-

+

+

-

-

-

+

8

Кочалидзе Кристина

+

+

+

+

+

+

+

9

Романенко Арина

+

-

+

+

+

-

+

10

Пономарева Катя

-

+

-

-

-

+

+

11

Салыев Ленар

+

+

+

-

-

-

+

12

Колосов Леня

+

+

-

-

-

+

+

13

Резаева Юля

-

+

+

-

-

+

+

14

Шумакова Эля

-

+

-

+

-

-

+

15

Зейналов Нижад

-

+

+

+

-

+

+

16

Терещенко Влад

+

+

+

+

+

+

+

17

Тышлангов Сергей

-

-

-

-

-

+

+

18

Долгополова Лида

+

-

-

+

+

-

+

19

Согомонян Нарек

+

+

-

+

+

+

+

20

Лимкин Алексей

-

+

+

-

-

+

+

21

Щелкун Анна

+

-

+

+

-

-

+

22

Буглак Антон

-

-

-

-

-

-

-

23

Ресненко Андрей

  -

-

-

-

-

-

-

Количество реакций

13

17

13

12

7

15

21


 

 

 

Таким образом, песню  «Believe» в исполнении Д.Билана (музыкальный фрагмент №7) предпочли бы дослушать 21 ребенок, т.е. 91,7% диагностируемой группы, в данном случае проявилась потребность к слушанию эстрадной музыки.

В итоговом подсчете мы смогли установить 3 уровня интереса к музыкальным  занятиям – низкий, средний, высокий, согласно разработанным нами критериям. Низкий уровень обнаружился у четверых детей: Вадько Николая, Буглак Антона, Ресненко Андрея, Тышлангова Сергея. Это примерно 18% учащихся диагностируемого класса. Средний уровень продемонстрировали 15 учащихся, что составляет 64% диагностируемого класса. Высокий уровень показали четверо детей, среди которых Согомонян Нарек, Романенко Арина, Фалилеева Виктория, Кочалидзе Кристина, что составляет 18% диагностируемой группы. Подведение итогов констатирующего эксперимента подтвердило актуальность нашего курсового проекта.

 

                             

2.2. Апробация некоторых  форм работы по развитию интереса  младших школьников к музыкальным  занятиям посредством слушания  произведений композиторов-романтиков

 

 

По завершению обработки результатов констатирующего эксперимента мы разработали систему проведения развивающих занятий с детьми данного класса по проблеме курсового проекта. Целью формирующего этапа исследовательской работы являлось развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков. Для достижения названной цели мы использовали музыкальные занятия во время урока. Занятия проводились с той же группой испытуемых детей, которые участвовали в констатирующем эксперименте. Система развивающих занятий предполагала следующую тематику:

Тематика развивающих занятий с детьми

1) Ф.Шуберт. Серенада. Музицирование. Исполнение ритмического аккомпанемента к песне;

2) Р.Шуман. «Альбом  для юношества». «Первая утрата».  Работа с графическим аналогом  ключей эмоций;

3) К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал  животных».  «Лебедь». Выполнение творческого задания;

4) Ф.Шопен. Революционный этюд;

5) Проведение контрольного  промежуточного среза;

6) Э.Григ. Сюита «Пер  Гюнт».  «В пещере горного короля».  Движение под музыку. Творческое задание на воображение;

7) Ф.Мендельсон. «Песня  без слов» g – moll. Ритмическая импровизация;

8) Ф.Шуберт. «Форель». Исполнение ритмического рисунка;

9) Р.Вагнер. «Кольцо Нибелунга». «Полет валькирий». Творческое задание;

Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков