Некоторые педагогические аспекты деятельности детской музыкальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 11:14, реферат

Краткое описание

Музыкальные школы накопили богатый практический опыт по воспитанию и обучению детей. Немалую роль в этом процессе призваны сыграть педагоги всех звеньев музыкального образования, от которых, как и от всех учителей, требуется существенно повысить качество профессиональной подготовки, – более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования Российской Федерации…………………………………………...........................4
2. Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы………………………………………………………………9
3. Особенности педагогического процесса в детской музыкальной школе..14
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 39.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые педагогические аспекты

деятельности детской музыкальной школы

Реферат по предмету «Музыкальная педагогика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.    Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования Российской Федерации…………………………………………...........................4

2.   Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы………………………………………………………………9

3.   Особенности педагогического процесса в детской музыкальной школе..14

Заключение……………………………………………………………………….20

Библиографический список …………………………………….........................23

 

 

Введение

 

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.

Начальный этап обучения в системе музыкального образования является очень важным, а иногда и решающим. От того, насколько правильно были заложены первоначальные основы, зависит активность участия в музыкальной жизни воспитанников музыкальных школ – будет ли это профессиональное музыкальное учебное заведение, школьная и студенческая самодеятельность или домашнее музицирование. Однако вопросы детского музыкального образования разработаны еще не достаточно.

Музыкальные школы накопили богатый практический опыт по воспитанию и обучению детей. Немалую роль в этом процессе призваны сыграть педагоги всех звеньев музыкального образования, от которых, как и от всех учителей, требуется существенно повысить качество профессиональной подготовки, – более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.

Задачи, поставленные перед современной педагогикой (в том числе и музыкальной), требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе. Решать их на настоящем этапе возможно лишь объединенными усилиями педагогической практики и науки, изучением, обобщением и научным осмыслением богатого опыта, накопленного педагогами-музыкантами.

 

  1. Детская музыкальная школа

в системе дополнительного образования Российской Федерации

"Система  образования в Российской Федерации  представляет собой совокупность  взаимодействующих преемственных  образовательных программ и государственных  образовательных стандартов различного  уровня и направленности" –  так записано в "Законе Российской  Федерации об образовании". В  систему образования входит группа  разнообразных учреждений дополнительного  образования. Среди них сеть школ  по "Различным видам искусства", в том числе – детские музыкальный школы.

 Музыкальное  воспитание и образование является  неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование  и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать  их как некую обособленную  отрасль знаний. Установлено, что  школьники, отлично занимающиеся  музыкой, успешно учатся и по  общеобразовательным предметам, а  жизнь многократно подтверждает  наличие у одаренных музыкантов  незаурядных способностей вообще.

Концепция музыкального образования в стране предполагает создание системы массового (общего) музыкального воспитания и образования, которое ветвится на общехудожественное и профессиональное. Первое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательных школах, немузыкальных вузах. Второе – в специальных учебных заведениях (ДМШ, ДШИ, училища, вузы), где приобретает исключительно профессиональный характер.

Крайними полюсами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одаренных детей и общеобразовательные школы, а между ними – детские музыкальные школы (ДМШ) общего музыкального образования и школы искусств (ДШИ). Их назначение – общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же функция ДМШ состоит в том, чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.

Термин "общее музыкальное образование" за последние годы завоевывает себе право гражданства. Особенности его значения: первая часть, а именно слово "общее" – имеет двоякий смысл. Во-первых, она включает музыкальное образование в систему общего образования, куда оно, действительно, и должно входить, как неотъемлемая составная часть; этим сказано, что всякий человек, получающий общее образование в школе или вне ее, не может и не должен миновать его музыкальной стороны, если хочет быть полно и гармонически развитым. Во-вторых, эта часть термина отличает музыкальное образование от специального, которое ставит своей задачей подготовку музыкантов-практиков, исполнителей, композиторов, певцов и т.д. и как таковое выходит за пределы общего образования. Поскольку задачей общего образования является главным образом развитие человек4а, то и под общим музыкальным развитием учащихся нужно понимать не столько техническую умелость, сколько близость к самому искусству, навык воспринимать его и усваивать, чтобы искусство вошло большой и важной частью во всю жизнь человека, заняло бы значительное место в его духовном мире. Вторая часть – термин "образование" – включает в себя не только образование в узком смысле, но и воспитание, которое в музыкальной школе не является дополнением к процессу обучения, а составляет гармоническое единство с учебным процессом.

В современных условиях музыкальная школа является одной из основных бах широкого распространения музыкальной культуры. Цель школы общего музыкального образования – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе; ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети. Каждый из них может стать подлинным любителей музыки – активным слушателем, участником музицирования.

Д.Б. Кабалевкий говорил, что главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.

Нельзя забывать, что учитель-педагог-воспитатель несет всю полноту ответственности за духовную жизнь детей. Учитель музыки должен живо ощущать музыкальные пристрастия детей и, опираясь на это, вести их за собой, мгновенно реагировать на все позитивные изменения вкусов в обществе.

В детской среде за последние годы произошли кардинальные изменения, вызванные новыми реалиями общественной жизни. Они видят мир иным, чем предыдущие поколения. У современных детей наблюдается процесс расслоения сознания, охвативший в последнее время взрослых.

А ведь воспитание личности есть ее поэтапная и непрерывная подготовка к регуляции всех видов отношений, в ходе которых личность осваивает общественную шкалу ценностей, нормы, позиции, организацию, способы участия в конфликтах.

В процессе же обучения и воспитания должна быть обеспечена социализация личности, то есть: личностное гражданское и профессиональное самоопределение подростков. Это предполагает освоение новых реалий, подготовку к экономически самостоятельной жизни, формирование базового минимума культуры, что означает некоторые внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового существования человека и окружающей его среды, условия их гармонического развития.

Опираясь на перечисленные современные задачи и направления системы воспитания с позиции единства образовательного пространства, детская музыкальная школа должна быть очагом массового музыкально-эстетического воспитания, поскольку оно является частью модели воспитательной системы образовательных учреждений разного типа. Успехи, достигнутые за последние годы в решении проблем музыкального воспитания, говорят о большой работе и серьезном внимании, которое уделяют педагоги-музыканты гармоническому развитию учащихся. Не ограничиваясь обучением игре на инструменте, педагоги стремятся воплотить идеи комплексного подхода в разностороннем воспитании детей.

Занимая специфическое место в системе дополнительно образования, ДМШ имеет и специфические особенности образовательного процесса.

Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания и как средство воспитания, а также нормами общения с ней (слушание, разбор и исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.

Система эстетического воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем ее разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании:

– расширение музыкального кругозора;

– воспитание мировоззрения и моральных качеств;

– воспитание воли и характера;

– воспитание интереса к творческому труду и умения работать;

– воспитание дисциплины;

– воспитание открытости, приветливости и осанки;

– воспитание уважения к старшим и чувства товарищества;

– воспитание культуры речи.

 

Повышение эффективности и качества общего музыкального образования ставит перед преподавателями детских музыкальных школ сложные и ответственные задачи. Принципы развивающего обучения и воспитания, все шире проникающие в занятия по специальности и все формы обучения ДМШ, призваны воспитывать грамотных музыкантов-любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к музыке и инструменту, ликвидировать или сократить до минимума психологический барьер "боязни" концертных выступления, развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения (разные формы коллективного музицирования, предметы по выбору).

Таким образом, являясь начальным звеном в музыкальном образовании, ДМШ не ставит своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности. Ее значение – музыкально-эстетическое воспитание широкого круга детей и подростков, но, кроме  того, музыкальная школа должна выявлять наиболее способных учеников и готовить их для поступления в специальные учебные заведения.

Только шаг за шагом, ведя учеников от первых еще поверхностных музыкальных впечатлений к глубокому и серьезному постижению музыки, когда искусство из приятного препровождения времени превращается в жизненную потребность человека, педагог-музыкант сумеет приобщить своих учеников к миру музыкального искусства.

 

 

 

  1. Некоторые аспекты педагогики

в деятельности преподавателя детской музыкальной школы

Музыкальное воспитание – одна из  центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Эта роль определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Само искусство является наиболее действенным средством эстетического воспитания, а художественные учебные заведения – тем необходимым дополнением к общему образованию, которое способствует гармоничному развитию личности.

Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нем определены человеческие эмоции. А.В. Луначарский писал, что динамика звуков, их сила, рост, скорость и т. д. и есть именно то, что в звуках соответствует интонациям человеческого голоса и самой физиологической картине различных душевных аффектов. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становится инструментом эмоционального познания и дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве, – наиболее восприимчивом из всех возрастов.

Современная музыкальная педагогика унаследовала и творчески развила на новой социально-эстетической основе реалистические традиции русской исполнительской культуры, присущий ей исключительно высокий уровень требований. Однако кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе к концу века, сказываются и на деятельности музыкальных школ. Фундаментальные начала отечественной педагогики сохраняются, но время вносит в них свои коррективы. Традиционные методы преподавания изменяются, обновляются с учетом требований современности. Созданные в последнем десятилетии новые формы обучения, программы, комплексные планы обучения и воспитания – свидетельство решения актуальных проблем музыкального образования на государственном уровне.

Поскольку музыкальная педагогика – часть общей педагогики, путь ее развития такой же, как и у всей педагогики: собирать растерянную мудрость веков и обратить ее в осмысление. Ключевых проблем современной жизни.

В связи с этим главная задача – углубление педагогической направленности музыкального образования, при решении которой встают вопросы: какие знания, умения и навыки должен иметь в наши дни музыкант-педагог? Достаточно ли ему хорошо владеть техникой игры на своем инструменте, обладать исполнительским мастерством и знать определенное число методических приемов?

Информация о работе Некоторые педагогические аспекты деятельности детской музыкальной школы