Некоторые педагогические аспекты деятельности детской музыкальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 11:14, реферат

Краткое описание

Музыкальные школы накопили богатый практический опыт по воспитанию и обучению детей. Немалую роль в этом процессе призваны сыграть педагоги всех звеньев музыкального образования, от которых, как и от всех учителей, требуется существенно повысить качество профессиональной подготовки, – более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования Российской Федерации…………………………………………...........................4
2. Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы………………………………………………………………9
3. Особенности педагогического процесса в детской музыкальной школе..14
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 39.03 Кб (Скачать файл)

Педагогика не только наука, но и искусство. А искусство неразрывно связано с творческой инициативой. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но не в меньшей мере и творческой изобретательностью.

Вопрос педагогического творчества особенно актуален на современном этапе. Творческая деятельность учителя музыки (как и любого учителя) зависит, с одной стороны, от педагогической направленности его личности, способности к педагогической деятельности, а с другой – от его профессиональных знаний, владения музыкально-педагогической техникой.

По мнению Л.Г. Арчажниковой специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства, особенностью же музыкально-педагогической деятельности является наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала.

Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить.

Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

Естественно, что поиск индивидуальных приемов обучения должен быть основан на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования музыкальных способностей, развития исполнительской техники, воспитания художественного мышления. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него – все это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса. Задачи педагога – не только передать ученику определенную сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия для широкого универсального развития молодого музыканта.

Особенность педагогики сегодняшнего дня – ее гуманистическая направленность, усиление коммуникативного начала, "диалогичность". Учащиеся становятся не только объектом педагогического процесса, но и его субъектом. Расширяется и спектр приемов педагогического воздействия: от авторитарных – до демократичных, толерантных, либеральных.

Понятие педагогика включает в себя воспитание, образование, обучение, развитие.

Воспитание связано с взаимоотношениями людей в различных ситуациях, определяется как социально направляемый, регулируемый процесс формирования и развития личности в соответствии с общественными идеалами.

Под развитием понимали прежде всего способность учащихся к овладению педагогически выделенным содержанием культуры. "Культура" (с лат. Культура – возделывание, обрабатывание) – социально-прогрессивная творческая деятельность человека  во всех сферах бытия и сознания.., направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемирное выявление и развитие сущностных сил человека. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовной культуре (наука, искусство, литература, философия, мораль, просвещение и т. д. ), а также о культуре политической (цели, средства, результаты деятельности общества, класса, группы, индивида, характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений)".

Слово "образование" имеет не одно, а два значения: организационно-практическое и научное. Смысловая двойственность этого слова встречается в повседневной жизни: система образования в стране – организационная структура, в которую включены определенного типа учреждения (дошкольные, школьные, средние специальные и высшие учебные заведения и т. д.). Слово "образование" характеризует также содержательную педагогическую сторону ("образованный музыкант", "музыкально-образовательный процесс" и др.). Не случайно "образование" сродни "образу", что означает вид, облик, живое наглядное представление о ком-либо или о чем-либо.

Обучение имеет более узкий смысл – передача учащимся необходимых знаний, умений, навыков.

Учебный процесс детской музыкальной школы должен быть организован так, чтобы он содействовал развитию у учащихся любви к музыке и расширению их музыкального кругозора.

В. Сухомлинский писал, что то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость и восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.

 При  этом нужно помнить педагогический  вывод из истории методики  музыкального воспитания: ребенок  вовсе не любит только то, что  ему дается совершенно легко, без всякого труда. Он испытывает  как раз большую эстетически  обогащающую радость в результате  преодоления каких-либо трудностей.

Неразрывная связь всех педагогических понятий является основой функции музыкальной школы.

Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром растущего человека, а лейтмотив музыкально-педагогической деятельности – духовность, содержанием которой является то высшее, что характеризуется словами: истина, добро, красота. Они ведут учащихся по пути познания мира, по пути самосовершенствования. И как в жизни, так и на занятиях музыкой, искусством, духовному началу подчинены знания, умения и навыки, которыми овладевают учащиеся. Именно учитель-педагог-воспитатель несет всю полноту ответственности за духовную жизнь детей.

Чтобы правильно разобраться в многочисленных факторах, накопленных музыкальной педагогикой прошлого и настоящего, суметь их переосмыслить и применить на практике, необходимо изучить методологические принципы теории музыкального воспитания и методики игры на музыкальных инструментах. Современная музыкальная педагогика не замыкается в одной, установленной системе "рецептов", олицетворяющих

принцип "учу, как меня учили".

 

3. Особенности педагогического  процесса

в детской музыкальной школе

Для успешного обучения и воспитания помимо управления психической деятельностью ученика необходимо претворять в жизнь важнейшие дидактические принципы музыкальной педагогики.

Современной дидактикой, творчески переосмысливающей многовековой педагогический опыт и разрабатывающий теорию обучения и образования, созданы определенные принципы, правила и требования, способствующие лучшему усвоению знаний и умственному развитию учащихся. К принципам, ставшим уже традиционными – систематического и последовательного обучения, сознательного усвоения знаний учащимися, прочного усвоения знаний, доступности обучения, наглядности – добавились еще: принцип индивидуального подхода и принцип активности. Эти принципы общей педагогики, в аспекте музыкального обучения, отражают особенности такого обучения:

Принцип систематического и последовательного обучения – это то общее, что связывает музыкальную педагогику с другими видами обучения, т. к. нельзя овладеть предметом обучения, если изучать его от случая к случаю, отрывочно и нерегулярно. Занятия должны посещаться регулярно, изложение предмета проводится последовательно, согласно логике развития данного предмета, а последовательность применяемых методов и их систематичность имеет важное значение для формирования музыкальных знаний, умений и навыков, развития музыкальных способностей и эстетического вкуса. Этот дидактический принцип включает в себя такие требования, как связывание незнакомого материала со знакомым; изложение от простого к сложному, от легкого к трудному, с раскрытием между ними причинно-следственных связей и с подведением к необходимым обобщениям.

Характерной особенностью музыкального обучения является необходимость в систематических домашних заданиях. Если в общеобразовательной школе они нужны для закрепления знаний, усвоенных на уроке, то в музыкальной учебной практике они необходимы для формирования музыкального образа и воспитания исполнительских средств его воплощения, что требует систематических занятий и длительной тренировки. Этот принцип означает также правильное планирование работы с учащимся и точный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью ученика, а также верно сбалансированное соотношение учебно-педагогического и художественного материала.

Принцип сознательного усвоения знаний в музыкальной педагогике является антиподом авторитарных методик преподавания, подражания игре педагога и бездумного тренажа, по формуле "чем больше, тем лучше". Он требует от ученика умения самостоятельно разобраться в темпах, знаках, аппликатуре и т. д.

Сознательная работа помогает выработать целесообразные приемы игры, учит управлять свободными движениями, повышает эффективность упражнений, и постепенно у ученика формируется собственный подход к изучению произведения, индивидуальный метод организации работы, а в итоге – самостоятельность мышления и интерпретации.

Принцип прочного усвоения знаний – это последовательное накопление музыкальных знаний и умений, требующее тщательной проработки каждого произведения и исполнительских навыков для хорошей подготовки к выступлению на концерте или экзамене.

Принцип доступности обучения связан с необходимостью учитывать возрастные особенности учащихся. Но и музыкальное развитие отличается от общего тем, что не так жестко связано с возрастными нормами, потому что в музыкальном обучении доступность связана больше с индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их одаренности, общим и музыкальным развитием, способностью к усвоению. И нередко младшие школьники в состоянии овладеть и на высоком художественном уровне исполнить сложные музыкальные произведения.

Принцип наглядности обучения служит, по словам А.Н. Леонтьева, внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями.

В музыкальной педагогике используются два основных вида наглядности: показ (иллюстрация) и объяснение. Цель показа – создание представления о художественном образе в одном из конкретных исполнительских вариантов: педагогический или исполнительский (художественное исполнение). Более эффективен педагогический, который сопровождается анализом игровых приемов и указанием способов овладения ими.

Простота и очевидность рассматриваемых основных дидактических принципов объясняется логикой педагогического процесса и тем, что они вытекают из системы и сущности обучения, целей, содержания, закономерных связей между отдельными сторонами и компонентами учебного процесса и являются актуальными как для музыкальной педагогики, так и для общей педагогики.

Особенности музыкального обучения выдвинули еще два дидактических принципа: принцип индивидуального подхода и принцип активности.

Принцип индивидуального подхода ставится в музыкальной педагогике на первое место, потому что связан с задачей развития присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Наиболее активно воздействовать на музыкальное развитие учащихся позволяют индивидуальные занятия по специальности, на которых применяются разные приемы воздействия и активные методы обучения. Ведь творческий подход к развитию индивидуальности – одна из задач музыкальной педагогики.

Принцип активности выдвигается как признание ведущей роли педагога в музыкальном развитии и как необходимость активной деятельности учащегося на всех стадиях учебного процесса.

Активность учащегося управляется на разных уровнях и многочасовые механические упражнения – один из видов активной учебной деятельности, но высшей формой является "напряженная мыслительная" деятельность. 

Поскольку принцип активности исходит из задачи добиться максимальных результатов в музыкальном развитии, он предполагает в качестве методического приема преодоление заданий высокого уровня трудности, как в отношении репертуара, так и выполнения художественных и технических требований педагога.

Краткий обзор основных дидактических принципов позволяет отметить их тесную связь и взаимное проникновение друг в друга. Нельзя говорить об одном из них вне связи с другим, а получить наиболее оптимальный результат в музыкальном развитии учащихся можно только при творческом применении дидактических принципов и гибких методах обучения, которые допускают разнообразное использование репертуара и различные способы его изучения, поэтому необходимо, чтобы преподаватель выработал определенные направления педагогической деятельности, при этом имея в виду три важнейшим педагогических принципа, хотя и часто упоминаемых, однако на практике так же часто игнорируемых:

      1. Цель учебного процесса действительно может быть достигнута различными способами. Все пути могут оказаться "стоящими внимания", и нет необходимости принуждать себя при выборе к категоричному "либо-либо".
      2. Деятельность преподавателя музыки никогда не должна превращаться в механическое выполнение каких-либо, даже самых замысловатых методических указаний, а постоянно быть творческим процессом.
      3. Каждое новое поколение проявляет свои типические черты, требующие от педагогов в ходе работы выбора соответствующих форм и методов преподавания, – так и сам педагог и его работа изменяются на протяжении жизни.

Берясь учить, вступая на стезю преподавательской деятельности, педагог прежде всего лишает себя права распускаться, давать волю своим нервам. Он обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости тех, кто пришел к нему за помощью, пришел учиться; обязан спокойно и благожелательно помочь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством: не погаси искру, не помешай творчеству, но помоги, пожертвуй, если надо, и установленными истинами ради смысла творчества.

Информация о работе Некоторые педагогические аспекты деятельности детской музыкальной школы