Некоторые педагогические аспекты деятельности детской музыкальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 11:14, реферат

Краткое описание

Музыкальные школы накопили богатый практический опыт по воспитанию и обучению детей. Немалую роль в этом процессе призваны сыграть педагоги всех звеньев музыкального образования, от которых, как и от всех учителей, требуется существенно повысить качество профессиональной подготовки, – более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования Российской Федерации…………………………………………...........................4
2. Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы………………………………………………………………9
3. Особенности педагогического процесса в детской музыкальной школе..14
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 39.03 Кб (Скачать файл)

В связи с вышеперечисленным уместно выделить наиболее значительные характерные признаки современной музыкальной педагогики, помогающие решению именно задач общего музыкального образования:

– глубокое уважение к ребенку;

– стремление соединить обучение с естественными для детского возраста  интересами и переживаниями;

– подчеркивание широких воспитательных аспектов преподавания игры на инструменте в духе современного гуманизма;

– стремление связать школу с жизнью;

– создать процесс обучения, способный дать широкую подготовку учащегося, отвечающую требованиям жизни;

– создание глубокой общности между педагогами одной специальности или по меньшей мере между теми из них, кто стремится усовершенствовать свой труд – другими словами, сознание того, что педагог работает не изолированно, что обмен мнениями и опытом необходим для того, чтобы будущее поколение могло наиболее плотно раскрывать и использовать свои лучшие способности и возможности на благо всего человечества.

Нелегко справедливо оценить результаты деятельности педагога ДМШ, но критерием такой оценки и может служить его вклад в музыкальную культуры страны – музыкальная деятельность воспитанников на различных поприщах: педагогическая, музыкально-просветительская и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и формационно образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ, в интересах человека, общества.

Основное внимание в системе дополнительного образования по прежнему сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком в образовательной области профиля. Программы и времени ее освоения; на многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы.

Цель дополнительного образования по Закону – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Арсенал системы дополнительного образования существенно расширился в последнее время, в него с полным правом могут быть включены и запретные ранее услуги репетиторов и деятельность государственных дополнительных образовательных учреждений.

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование – процесс непрерывный, он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворить запросы одаренных детей, используя потенциал их свободного времени.

Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

В современной педагогике и образовательной практике обучение одарённых детей чаще всего рассматривается как глобальная педагогическая задача. В соответствии с философией этого подхода гений, талант не принадлежат отдельному человеку или стране, где он родился, - они достояние планеты. Поэтому все одарённые дети должны находить поддержку в сфере образования, где бы они ни родились и ни жили.

Активно работают в этом направлении международные организации, объединяющие исследователей, практиков и руководителей образования разных стран «Всемирная ассоциация по одарённости и таланту», «Евроталант» и др. Свою задачу они видят не только в обмене информацией между учёными разных стран, но и в разработке и внедрении так называемых глобальных образовательных моделей.

Одной из важных отличительных особенностей проблемы обучения одарённых детей является то, что она не может быть решена в рамках частных образовательных учреждений. Государственные образовательные учреждения в силу материальных причин, либо в силу недооценивания значимости самой этой проблемы часто не склонны к её решению. По этой, а также по ряду других причин и создаются модели глобального образования одарённых.

Но высказываемая рядом специалистов идея интеграции системы образования одарённых детей на международном, глобальном уровне пока не находит поддержки ни у правительств большинства стран, ни в общественном сознании. Более того, страны с высоким уровнем жизни крайне негативно относятся к самой идеи глобализации, т.к. боятся вполне реальной угрозы — «утечки мозгов».

В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение в жизнь новых информационных технологий, а вместе с ними и дистанционного обучения, позволит вывести решение проблемы объединения, глобализации образования одарённых во всём мире на качественно иной уровень.

 

Библиографический список

  1. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: учеб. пособие по курсу педагогики для муз. вузов. — Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. — М., 1981. — 80 с.
  2. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: книга для учителя — М.: «Просвещение», 1984. — 111 с.
  3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании: сб. статей — Изд. 2-е. — Л.: «Музыка», 1973. — 144 с.
  4. Базиков А.С. Основные аспекты философии музыкального образования в современной России — Тамбов: изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 1999. — 42 с.
  5. Барбазюк Т.О. Развитие отечественного начального музыкального образования как проблема музыкознания — Магнитогорск, 2008. — 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/10
  6. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: избр. Статьи и докл. — М.: «Педагогика», 1986. — 192 с.
  7. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. — М.: «Просвещение», 1984. – 206 с.
  8. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова — Ростов на Дону. «Феникс», 2002 — 281 с. — ISBN – 5-222-02201-3
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность — М.: «Смысл»; изд. Центр «Академия», 2004. — 352 с.
  10. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики — М.: «Правда», 1990. — с. 193-390.
  11. Луначарский А.В. В мире музыки: статьи и речи — М.: «Сов. композитор», 1971. — 539 с.
  12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении — М.: «Педагогика», 1972. — 208 с.
  13. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности — М.: «Знание», 1981. — 96 с.
  14. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников — Вопросы психологии — 1989. — № 1. — С. 15-23
  15. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога —М.: «Музыка», 1967. — 309 с.
  16. Психология одаренности детей и подростков / ред. Н. C. Лейтеса — М. «Академия», 1996 — 416 с. — ISBN — 5-7695 0063-8
  17. Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания школьников — Вопросы психологии. — 1997. — № 2. — С. 14-20.
  18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: избр. труды: В 2-х тт. – Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
  19. Философский словарь. — М., 1987. С. 225
  20. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие — СПб.: изд-во «Лань», 2000. — 320 с.
  21. Цыпин Г.М. Человек. Талант. Труд. Музыкант в современном мире. Книга для учителя — М.: «Просвещение», 1992. — 240 с.

 


Информация о работе Некоторые педагогические аспекты деятельности детской музыкальной школы