"Литургия святого Иоанна Златоуста» в творчестве С. В. Рахманинова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: наиболее полно раскрыть особенности духовной музыки в творчестве С. В. Рахманинова, а также её значение и актуальность в современном мире на примере «Литургии святого Иоанна Златоуста».
Задачи исследования:
1. Изучить историю создания «Литургии святого Иоанна Златоуста» С. В. Рахманинова.
2. Проанализировать структуру и содержание «Литургии святого Иоанна Златоуста» С. В. Рахманинова.

Вложенные файлы: 1 файл

Литургия Св. Иоанна Златоуста в творчестве С. В. Рахманинова.docx

— 230.26 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.

Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО»

(ФГБОУ ВПО «ОМГУ  ИМ. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО»)

Факультет культуры и искусств

Кафедра хорового дирижирования и сольного пения

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА»

В ТВОРЧЕСТВЕ С. В. РАХМАНИНОВА

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 5 курса

специальность Дирижирование,

специализация Дирижирование

академическим хором

Умнова Н. М.

Проверил: старший преподаватель кафедры

Хорового дирижирования и сольного пения

Петруховская Л. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА В СФЕРЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ…………………………………………………….5

 

ГЛАВА 2. «ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА» С. В. РАХМАНИНОВА…………………………………………………………...9

 

    1. История создания………………………………………………………..9
    2. Музыкально-теоретический анализ литургического цикла С. В. Рахманинова…………………………………………………………….11

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….18

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сергей Васильевич Рахманинов, безусловно, глобальная личность не только в русском музыкальном искусстве, но и во всей мировой культуре человечества. Его вклад в развитие симфонического творчества, духовной музыки, хорового исполнительства, кантатного жанра, оперного мышления и многих других областей творчества поистине бесценен. Его произведения актуальны не только в России, но и за границей. Конечно, немаловажную роль здесь сыграли автобиографические моменты в жизни композитора, так как многие годы он прожил в США. Тема тоски по родине оказала  огромное влияние на его творчество.

Большое количество теоретических трудов посвящены изучению шедевров композитора, в том числе и духовной музыки.

Духовная музыка в современное время развивается очень стремительно, поскольку наблюдается возрождение  религиозной системы после падения «железного занавеса», бурного развития капитализма и огромного потока информации. Начинается массовое строительство новых храмов, соборов, церквей и восстановление древних памятников архитектуры.

Возрождение православного христианства способствовало созданию церковных певческих коллективов, которые участвуют в различных фестивалях с духовной программой, таким образом, поднимая хоровую культуру на новый уровень, поскольку в XX веке остро ощущалась проблема развития духовной хоровой культуры из-за политической ситуации в стране, когда церковь была отделена от коммунистического государства.

Тема моей курсовой работы - «Литургия святого Иоанна Златоуста» в творчестве С. В. Рахманинова. Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что духовное творчество С. В. Рахманинова очень востребовано на сегодняшний день, в частности и его «Литургия»,и входит в репертуар многих певческих коллективов. Сюда можно отнести Государственную академическую певческую капеллу Санкт-Петербурга, Государственную академическую хоровую капеллу России им. А. А. Юрлова, Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова и другие хоровые коллективы.

Цель исследования: наиболее полно раскрыть особенности духовной музыки в творчестве С. В. Рахманинова, а также её значение и актуальность в современном мире на примере «Литургии святого Иоанна Златоуста».

Задачи исследования:

  1. Изучить историю создания «Литургии святого Иоанна Златоуста» С. В. Рахманинова.
  2. Проанализировать структуру и содержание «Литургии святого Иоанна Златоуста» С. В. Рахманинова.

Методом исследования является метод теоретического и исторического музыкознания.

Объектом исследования является «Литургия святого Иоанна Златоуста» С. В. Рахманинова.

Предметом исследования является структура и содержание «Литургии святого Иоанна Златоуста» С. В. Рахманинова.

Новизна исследования заключается в том, что «Литургия святого Иоанна Златоуста» будет проанализирована именно в интерпретировании этого духовного жанра как концертного произведения, а не церковного.

Практическое значение исследования  играет в моей работе большую роль, поскольку в будущем возможно, что «Литургия» С. В. Рахманинова будет входить в репертуар моего хорового коллектива, и её подробное изучение поможет мне в хормейстерской работе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА В СФЕРЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

 

Прежде чем говорить о духовных сочинениях С. В. Рахманинова следует отметить, что религиозность в музыке композитора проходит не только через его духовные сочинения. Для этого стоит обратиться к произведениям для хора a cappella великого мастера.

 Например, «Пантелей-целитель»  на слова А. К. Толстого для смешанного состава. Если обратить внимание даже на название, то уже можно понять, какова тематика произведения. По христианской  легенде, Пантелей – сын знатного язычника и бывшей тайной христианки. Мальчик с детства обладал целительными способностями и его отдали на обучение знаменитому врачу Евфросину. Вскоре о Пантелее узнали римляне, который лечил прежде всего бедных и заключённых людей. Затем святой принял крещение и обратил в веру своего отца, излечив на его глазах слепого. В наследство от отца он получил богатое имение, отпустил всех рабов на свободу, имущество раздал всем нуждающимся и безвозмездно лечил больных. А. К. Толстой всё это красочно описывает в своём стихотворении:

Пантелей-государь ходит по полю,

И цветов и травы ему по пояс,

И все травы пред ним расступаются,

И цветы все ему поклоняются.

И он знает их силы сокрытые,

Все благие и все ядовитые,

И всем добрым он травам, невредныим,

Отвечает поклоном приветныим,

А которы растут виноватые,

Тем он палкой грозит суковатою.

Для того чтобы полностью удостовериться в том, что Сергей Васильевич относится к духовным композиторам, можно привести в пример ещё одно сочинение, которое не было издано автором: «Deus meus» - это мотет (канон) для 6 голосов без сопровождения, название которого в переводе с латинского означает «Ты, отче патриарх».

Теперь можно перейти непосредственно к духовным сочинениям композитора. К ним относятся духовный концерт g moll для смешанного хора без сопровождения «В молитвах неусыпающую Богородицу» и хоровые циклы a cappella «Всенощное бдение» и «Литургия святого Иоанна Златоуста».

Если рассматривать в целом все эти сочинения, то каждое представляет собой огромное творение в русской духовной музыке.

Следует обратиться к окружению С. В. Рахманинова, которое сподвигло его написать церковные сочинения. Первые впечатления от красоты духовной музыки композитор впервые испытал в детстве. Его бабушка, Софья Александровна Бутакова, была глубоко религиозной женщиной. Она часто посещала церковные службы, и когда внук оставался на её попечении всегда брала его с собой. Поскольку Софья Александровна была также и крёстной матерью Сергея Васильевича, его духовному воспитанию она отводила большую роль.

Особенно С. В. Рахманинову с детства заполнился перезвон далёкого Новгородского Софийского собора. Древний новгородский знаменный распев на всю жизнь сохранился в памяти композитора.

Время, проведенное в имении его бабушки, С. В. Рахманинов вспоминал как самые светлые моменты своего детства. Уже в Москве, будучи взрослым, он часто ходил к службе, но тщательно скрывал свои религиозные чувства от посторонних глаз, поэтому многие современники, знавшие С. В. Рахманинова лично,  в своих воспоминаниях отмечали,  что он не отличался религиозностью и не посещал церковь.  И лишь самые близкие друзья знали, что это утверждение совершенно неверно.

В конце XIX – начале XX века  в России началось бурное движение за провозглашение национального демократического в искусстве в социально-историческом, историко-бытовом и народно-эпическом аспектах. Такое движение получило название «нового направления», суть которого заключается в интерпретации древнего знаменного распева, опираясь на фольклор, язычество, мифологическое сознание.

Предрасположенность С. В. Рахманинова к духовной музыке связано с его наставниками – учёным-медеевистом С. В. Смоленским, который являлся директором Синодального училища, преподавателем истории русской церковной музыки в Московской консерватории, известным композитором и дирижёром Синодального хора, А. Д. Кастальским, который являлся автором выдающихся трудов по народному песнетворчеству.

К новому направлению принадлежали к тому же и такие композиторы как П. Г. Чесноков, который был известным регентом до революции; А. Гречанинов, являющийся автором многих духовных произведений; Виктор Калинников, написавший несколько песнопений из литургии; М. Ипполитов-Иванов и другие. Этот круг не мог не повлиять  на духовное мышление С. В. Рахманинова, который являлся представителем московской школы.

Первым крупным духовным произведением композитора является концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу», написанный в 1893 году. В этом же году концерт был впервые исполнен хором Успенского собора. При создании этого юношеского концерта С. В. Рахманинов испытывал сильное влияние П. И. Чайковского. Но уже здесь явственно проступают и черты собственно рахманиновского стиля: широкое дыхание мелодических линий, которые можно сопоставить по размаху как со знаменными распевами, так и с мелодиями крестьянских проголосных песен.

 Затем появились «Литургия», законченная в 1910 году и «Всенощное бдение» (1915), которое является не менее значимым в творчестве С.В Рахманинова. Обращаясь к традиционной культовой форме, С. В. Рахманинов трактует её в плане далеком от канонической церковности. Так же, как и его «Литургия», «Всенощное бдение» не нашло себе места в богослужебном обиходе. Причина этого не только в широко развитых масштабах отдельных его частей, далеко выходящих за пределы обычных культовых норм, в большой сложности хоровой фактуры, но и в самом истолковании композитором канонических текстов. Благоговейная молитва превращается им часто в развёрнутое эпическое повествование или в массовую народную картину оперного плана.

Народ с его нравственными представлениями и верованиями, с его отношением к событиям является главным действующим лицом этого произведения. «Всенощная» С. В. Рахманинова представляет собой монументальное эпическое полотно, достойно продолжающее национальные традиции «Могучей кучки», единственное произведение такого художественного масштаба в русской музыке после «Сказания о граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова.

Поскольку данная работа посвящена изучению «Литургии святого Иоанна Златоуста», то следующая глава будет посвящена истории создания этого произведения и его музыкально-теоретическому анализу.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. «ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУТА» С. В. РАХМАНИНОВА

 

1.1 История создания.

 

В. Брянцева в своей книге о С. В. Рахманинове так пишет о его «Литургии»: «Законоучитель школы, где я работала – вспоминала двоюродная сестра Сергея Васильевича, А. А. Трубникова, - после исполнения «Литургии» отозвался так: «Музыка действительно замечательная, даже слишком красивая, но при такой музыке молиться трудно. Не церковная». [1. C. 412]

Из вышесказанной цитаты следует, что Сергей Васильевич достиг концертности, театральности, масштабности в творческом оформлении знаменного распева. Здесь сказывается прежде всего влияние П. И. Чайковского, который первый гармонизовал «Литургию» как самостоятельный хоровой вокальный цикл, исполняющийся прежде всего на крупной сцене огромным коллективом. Но в то же время нельзя сказать, что С. В. Рахманинов полностью следовал за П. И. Чайковским. Мастер мыслил ещё глубже, так как его фактура содержит множество пластов, что характерно для всей музыки композитора, и в этом С. В. Рахманинов не изменяет себе. Здесь сказывается влияние А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, которые были сходны с Сергеем Васильевичем в своём оперном, ораториальном мышлении.

 Древнерусский характер, дух старины воссоздаётся через особый набор выразительных средств и приёмов,  создающих колорит архаики.  Опираясь на древнецерковную монодию,  С. В. Рахманинов облекает её во всё многообразие красок, возникающих из палитры жанровых и стилевых особенностей.

Известно, что воплощая свой замысел, С. В. Рахманинов внимательно изучил жанр литургии, ее гимнографические тексты, строение и ход церковного действа. Он обращался к А. Д. Кастальскому как к специалисту в культовой сфере. В отличие от предшественников, он ввёл в своё произведение почти полный текст «Литургии св. Иоанна Златоуста», восстановил ектиньи (великую, сугубую, просительную и малую). Все это говорит о стремлении автора услышать «Литургию» в храмовом богослужении.

Информация о работе "Литургия святого Иоанна Златоуста» в творчестве С. В. Рахманинова