Творчество С.А. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:14, реферат

Краткое описание

Как все быстро меняется в нашей жизни! Еще совсем недавно о любви к родине было говорить, как бы не принято. Но, как дерево без корней, человек не может жить без чувства родины, без ощущения своей причастности к ее просторам, тысячелетней истории. Любовь к своей стране мы не выставляем напоказ, но мы видим: Россия наша неповторимая, красивая. А то еще возьмешь томик стихов да так и просидишь с ним всю ночь. И в них тоже о нашей Родине. О России я больше всего люблю читать у Есенина. Не умея выразить словами восхищения русской природой, каждый раз повторяю стихи Есенина.

Вложенные файлы: 1 файл

Есенин.docx

— 79.98 Кб (Скачать файл)

Творчество С.А. Есенина

Есенин - удивительно  русский поэт.

Если бы он прожил дольше,

 он стал  бы певцом дружбы народов,

особенно народов  Востока.

Н. Тихонов.

Как все быстро меняется в нашей жизни! Еще совсем недавно  о любви к родине было говорить, как бы не принято. Но, как дерево без корней, человек не может жить без чувства родины, без ощущения своей причастности к ее просторам, тысячелетней истории. Любовь к своей стране мы не выставляем напоказ, но мы видим: Россия наша неповторимая, красивая. А то еще возьмешь томик стихов да так и просидишь с ним всю ночь. И в них тоже о нашей Родине. О России я больше всего люблю читать у Есенина. Не умея выразить словами восхищения русской природой, каждый раз повторяю стихи Есенина. Когда мне говорят, что тема избита, возмущаюсь до глубины души. Нет, мне кажется, другого поэта, который так тонко понимал и чувствовал Родину. Углубляясь в тему реферата, я не перестаю удивляться есенинскому постоянству и силе любви к своему краю. Такая любовь понятна и близка каждому. Кем бы ни был ты, что бы не делал, нужно помнить, что ты - гражданин России. Любви же к этой стране учат стихи Есенина.

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и  глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом  у многочисленного советского и  зарубежного читателя. Стихи поэта  полны сердечной теплоты и  искренности, страстной любви к  беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых  умел он так эмоционально и так  звонко передать.

В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу Есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке» старых чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина - «половодье» самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях - отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин, прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время («Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик»), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: «Мать моя родина, я - большевик!» Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, «с крестьянским уклоном», «больше стихийно, чем сознательно». Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме «Инония» он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным «мужицким раем». Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас, злачные нивы,

Со стадом буланых коней.

С дудкой пастушеской в  ивах

Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно, не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город. «Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал», - заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать «железного гостя», несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую «деревянную Русь». Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной, нищей, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период. Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит. «...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство», - писал Есенин по возвращении на родину в очерке «Железный Миргород».

Уже в цикле «Любовь  хулигана», написанном сразу же по приезде  из-за границы, настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение «Заметался пожар голубой...», полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь  скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелий  падкий.

Разонравилось петь и плясать

И терять свою жизнь без  оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц  истории советской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его  поэзия продолжает жить, пробуждая  чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас  волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим  на всей планете была Русь.

Стихотворения «Выткался  на озере алый свет зари», «Сыплет  черемуха снегом», «Задремали звезды золотые», «Что это такое?», «Край любимый! сердцу снятся….», «В хате» и многие другие свидетельствовали о большом  таланте входившего в литературу поэта.

Перечитывая стихотворения  Есенина вновь и вновь, я чувствую, насколько сильно было чувство любви  к родине у поэта. Для меня стихи  Есенина - пример безграничной преданности  родине; даже в те трудные для  страны, еще молодой республики, дни Есенин не отказался от своей  Родины, приняв Октябрьскую революцию.

1. Жизнь и творчество С.Есенина

Сергей Есенин прожил короткую жизнь (1895-1925), но в памяти и сознании народа жив. Его поэзия стала неотъемлемой частью духовной культуры нации. Есенин принадлежит к тем художникам, произведениям которых свойственна  великая простота. Они понятны  любому читателю. Стихи поэта входят в душу, сливаются с чувством любви  к Родине. Быть может, именно это  чувство нерасторжимой связи  с родной землей и есть суть есенинского  поэтического мира. Россия в сердце поэта, и оттого так пронзительно и звонко это признание в любви  к родному краю! Один из продолжателей  есенинской традиции в современной  поэзии, Николай Рубцов, в точных и выразительных строчках передал  это качество творчества Есенина:

Версты все потрясенной  земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Родился Есенин на Рязанщине, в привольно раскинувшемся среди  широких полей на крутом берегу Оки  селе Константиново. Но из рязанской  деревни поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в  Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени  как гость.

Память детства - «Родился я с песнями в травном одеяле» - питала корни его поэзии и самой  жизни. В одной из автобиографий  поэт отмечает, что у него было «детство такое же, как у всех сельских ребятишек». Оно оставило неизгладимый след в его творчестве.

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

Большую часть жизни Есенину  суждено было провести в городе, только наездами бывал он в бесконечно дорогих местах, где прошли детство  и юность. Душа же осталась навечно  привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским раздольям. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская  литература - вот истинные источники  его поэзии. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней  ту теплоту воспоминаний, которая  их отличает. В самих описаниях  природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту  острее увидеть, почувствовать.

Для поэта родная деревня  в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве - это, прежде всего, родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С. Есенину лирической склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему  человеку:

Ой, ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу...

Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает  чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:

А месяц будет плыть  и плыть,

Роняя весла по озерам...

И Русь все также будет  жить,

Плясать и плакать у  забора.

Именно народные представления  о красоте и добре воплощены  в творчестве Есенина. В его стихах поэзия сопутствует человеку во всем -- в нелегком крестьянском труде и в веселых деревенских празднествах.

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь.

Самая природа -- средоточие красоты. Есенин черпал поэзию из этой кладовой. И трудно назвать другого поэта, поэтическое восприятие которого было бы так непосредственно и глубоко связано с миром родной природы:

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших  сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Человек и природа слиты в мироощущении поэта. У них общая жизнь и общий удел. Природа в лирике Есенина действительно живая, наделенная разумом и чувством, способная откликнуться на боли и радости человека.

Поэтическое видение Есенина  конкретно, поэтому так зримы, звучны и многоцветны его стихи. Поэт создает гармоничный мир, где  все согласовано и имеет свое место:

Тихо, на корточках, в пятнах зари

Слушают сказ старика косари...

Такая яркая образность может  быть рождена только глубоким и истинным чувством. Есенин искал и находил  неожиданные образы, его удивительные сравнения и метафоры приходили, как правило, из обыденной крестьянской жизни: «вечер морозный, как волк, темно-бур»; «по равнине льется березовое  молоко»; «рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари».

Образ никогда не был для  него самоцелью. Размышляя о поэтах, которые грешили формотворчеством, он точно обозначил источник их заблуждений: «У собратьев моих нет чувства  родины во всем широком смысле этого  слова, поэтому у них так и  несогласованно все».

Есенин был наделен, как  отмечали едва ли не все писавшие о  нем, исключительной, феноменальной  впечатлительностью. Он открывал в  привычном прекрасное, одухотворял своим словом каждодневное:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

И эта же повышенная впечатлительность  не позволяла ему проходить мимо чужого горя, наделила его Музу отзывчивостью, распространявшейся действительно  на все живое:

Не дали матери сына, Первая радость не впрок. И на колу под  осиной Шкуру трепал ветерок.

Порой его поэтические  откровения, точность видения представляются чудом, рожденным не человеком, а  самой природой. Не случайно М.Горький в своем очерке о Есенине подчеркивал именно эту мысль: «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое -- более всего иного -- заслужено человеком».

Да, природный дар поэта  огромен. Но было бы не совсем справедливо  считать Есенина неким поющим на свирели беспечным деревенским  пастушком, Лелем. Кстати, самому поэту  всегда было неприятно такое толкование его творчества. За каждым его поэтическим  озарением стояла серьезная литературная работа. Есенин пришел в город не наивным «природным человеком». Он хорошо знал классическую литературу, свою поэтическую родословную вел  от А. Кольцова. А в итоговой автобиографии (октябрь 1925) подчеркивал огромное значение для него Пушкина: «В смысле формального  развития теперь меня тянет все больше к Пушкину». Интерес к русской  классике проснулся у Есенина  еще в период учебы в Спас-Клепиковской учительской школе. И позже в Москве на занятиях в народном университете Шанявского он продолжил ее углубленное изучение. Особенно поэт любил Гоголя. И так же, как автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Есенин не просто органически чувствовал и помнил услышанные в детстве сказки, песни, частушки, по и вдумчиво изучал устное народное творчество. Поэт учился у народа, в фольклоре видел «узловые завязи» образного выражения мира.

Известно, что Есенин собрал и записал четыре тысячи частушек. Уже это было своеобразной, но, несомненно, живой и серьезной поэтической  школой. В своем интересе к этой форме народного творчества Есенин был неодинок. В то время частушка активно входила в произведения Блока, Маяковского, Д. Бедного. В 1918 году 107 частушек в записи Есенина появились на страницах московской газеты «Голос трудового крестьянства». А в 1920 году он выпустил книгу «Ключи Марии» -- толкование миросозерцания и творчества народа.

Уже в первых юношеских  стихах, появившихся в печати в  январе 1914 года, Есенин -- незаурядный поэт, так богато и свежо его поэтическое чувство, так точно и выразительно образное видение! Но его жизнь в большой русской литературе началась, пожалуй, 9 марта 1915 года, после знаменательной встречи с А. Блоком. Есенин, начинающий поэт, не случайно пришел именно к Блоку. Он хорошо знал творчество своего старшего современника и ощущал определенное поэтическое родство с ним. Впоследствии, осмысляя свой путь в искусстве, Есенин точно обозначил круг своих интересов и поэтических истоков: «Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили лиричности». Блок мгновенно почувствовал самобытный звонкий дар «молодого рязанского парня» и говорил с ним как с собратом по перу. Он не обучал и наставлял, а приглашал Есенина к соразмышлению о творчестве, словно предвидя трудную поэтическую судьбу молодого поэта: «...я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее». Блок делает для Есенина, быть может, самое необходимое ему в тот момент: помогает укрепиться чувству уверенности в собственных силах и приближает, посредством рекомендательных писем в журналы, встречу есенинских стихов со своим читателем.

Информация о работе Творчество С.А. Есенина