Жизнь и творчество С.Чокморова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:00, реферат

Краткое описание

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино).Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
С 1968 года – член Союза художников СССР, с 1971 года – член Союза кинематографистов СССР.

Вложенные файлы: 1 файл

ЧОКМОРОВ.docx

— 25.69 Кб (Скачать файл)

 

 ЧОКМОРОВ                        

СУЙМЕНКУЛ     

                    (1939-1992) 

 

 

  

 

 

  

 

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной  премии им. Токтогула (за актерские  работы в кино).Родился 9 ноября    1939 года в селе Чон-Таш Кантского района.    В 1964 году окончил факультет живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

С 1968 года – член Союза художников СССР, с 1971 года –  член Союза кинематографистов СССР.

Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес   к искусству портрета. Его модели - это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной  композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать»  и  «Мой сын».

Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями  мирового кино им написаны портреты японского  кинорежиссера Куросавы  и итальянской актрисы Моники Витти.

Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г.Айтиева.

Награжден Почетной грамотой Верховного Совета Киргизской ССР. 

 

ОСНОВНЫЕ  РАБОТЫ 

 

Мать. 1967. Xолст, масло. 135х102.

Вечер на джайлоо. 1967. Картон, темпера. 81x57,5.

Натюрморт с киргизской посудой. 1967. Картон, масло. 60х79,5.

Самаркандия. 1970. Картон, темпера. 44,8х39,8.

Перед скачками. 1970. Xолст, масло. 87х60.

Портрет С. Каралаева. 1971. Xолст, масло. 123,5х99,5.

Актер Джумадылов. 1971. Xолст, масло. 95х71.

Портрет революционера Сарыкулакова. 1972. Xолст, масло. 100,5х65.

Мой сын. 1972. Xолст, масло. 59х54,5.

Посвящение. Саякбай Каралаев. 1974. Xолст, масло. 131х179,5.

Портрет народной артистки Киргизской ССР Джангорозовой А. 1975. Xолст, масло. 90х57,5.

«Возвращение» Суйменкула Чокморова 
Искусствовед Айна Молдохматова, выступая на открытии выставки живописи и графики народного артиста СССР, народного художника Киргизской ССР Суйменкула Чокморова в галерее “Аль–Хаят”, с горечью рассказала о том, что была поражена, когда студенты одного из вузов, где она преподает историю искусств, ребята, выбравшие творческие профессии, признались, что не знают, кто это. И, наверное, очень правильно, что экспозиция, вобравшая в себя более 40 работ, названа “Возвращение”. 
    Этот вечер в небольшом зале галереи неожиданно стал откровением: вместо помпезных речей его друзья, коллеги, знакомые и незнакомые говорили о самом сокровенном — о том, что не успели ему в чем–то признаться, помочь, восхититься, лишний раз побыть рядом, выслушать или поработать на одном фильме, воплотить в реальность мечты удивительно тонкого, чувствующего человека, гражданина своей страны, а уж потом известного актера. 
    И кто знает, возможно, все это происходило оттого, что свои признания люди произносили в присутствии картин, по сути, в присутствии его самого или его духа. Ведь каждая картина — это часть чокморовской энергетики, боли, страданий, осмысления сущности человека. Удивительно, что и те, кто знал его при жизни, и кто впервые пришел “увидеть Чокморова” просто по зову сердца, были явно под впечатлением от мощности представленных произведений. 
    Такие разные по технике исполнения, чувству цвета, прозрачности, они так удачно “легли на стены”, что ощущение гармонии и силы каждого мазка просто выпирало наружу, требовало к себе внимания и понимания каждого. Зарисовки, наброски, живописные работы, натюрморты, портреты — все они нашли свое место в общей концепции выставки. После тщательного, скрупулезного отбора зрителям решили показать не самые лучшие, но знаковые, особенные работы. Те, кто готовил выставку (родные Суйменкула Чокморова, владельцы галереи Дамир, Татьяна, Тимур Акмановы, художественный руководитель галереи Джылдызбек Молдохматов, искусствовед Айна Молдохматова, режиссер Болот Алимбеков), смогли сконцентрировать в малом все чокморовские творческие искания. И тем самым открыть для людей его главную ипостась — пронзительно нежного многогранного художника и философа, умевшего ценить жизнь и, похоже, не имевшего времени на лесть и вранье. 
    Мы привыкли видеть Суйменкула Чокморова в роли героев мужественных, скупых на эмоции, а тут каждая картина — шок: какую ни возьми, в каждой законченная мысль и столько смысла, что можно читать ее как книгу. 
    — Это черный кактус. Суйменкул нарисовал его после поездки в Мексику. А это впечатления от Японии, здесь даже рамы сделаны его руками. Здесь зарисовки к фильму “Чингисхан”, который собирался снимать Болот Шамшиев, — рассказывает сноха художника. Это благодаря ее стараниям и трепетному отношению сына художника коллекция работ сохранилась в таком хорошем состоянии. — Здесь один из портретов Саякбая Каралаева, их у нас около десяти. “Южный базар”, таких рисунков целая серия, а эти две зарисовки еще со времен юности Суйменкула, тогда он учился в художественной академии в Ленинграде. Вот портрет Куюковой и ее партнерши из фильма “Материнское поле”... 
    Это, скорее, не портрет, а скульптурное изображение: лицо женщины вылеплено даже не из краски, из глины: темной, жесткой, горькой на вкус, как само то страшное военное время. И неизбывная тоска в глазах, которые от тяжести и невзгод почернели, ввалились, будто обуглились от сухих ветров и солнца в горах, на поле, от слез и горя. Все стерто бедами: женская красота, молодость, и лишь достоинство и мужество не покорить, не убить, не растоптать. Потому что сама эта женщина — истина. Она борется, стоит насмерть за то, что ей дорого, за детей... И мы забываем, что это просто картина, а героиня — актриса. Для нас она настоящая, как сама жизнь, для нас она лик времени и народа. 
 

·  и это все о нем 
    Айна Молдохматова, искусствовед: 
    — Да, мы, кыргызы, говорил Чокморов в каждой своей работе, но старался это делать на европейском языке. Он искал настоящее по форме и интересное по содержанию в кыргызской живописи. Это тяжкий путь поиска художника. Абсолютная гармония, абсолютное содержание. 
    Боги подвергают своих избранников испытаниям. Еще в детстве Суйменкул заболел туберкулезом кости, а последние несколько лет перед смертью врачи поставили ему страшный диагноз: поликиноз почки. Но он никогда не показывал, что ему плохо, и лишь однажды на съемках он в сердцах задрал рукав рубашки, а там... трубочки вместо вен. Ему приходилось принимать настолько много лекарств, что ткани не выдерживали. Рок словно преследовал его: на съемках упал в ледяную реку, получил воспаление легких, свалился с лошади: в результате — разрыв почки. 
 

·  было слово... 
    Детство на всю жизнь оставляет сильное впечатление. Через призму моего детства я познавал все окружающее. Сюда входят учеба, изучение русского, советского и мирового искусства. Мне иногда думается: познание многого, возможно, помешало быть самобытным художником. Это явление характерно для многих художников. На мой взгляд, одной из задач является умение выйти из этого сложного лабиринта, быть самим собой. В связи с этим считаю: в молодости в поисках своего “я” терял много золотого времени. Но, с другой стороны, вспоминаю того же Делакруа, он говорил: изучая много разных художников, надо оставаться самим собой. 
    Я реалист. Реализм в изобразительном искусстве — понятие широкое, разнообразное. Но все–таки я глашатай поисков широкого разнообразия реалистического искусства. Большое искусство всегда воспринимается просто и ясно. У меня много любимых художников, всех не перечислишь. 
    Кинематограф очень много дал мне и как живописцу, и для общего кругозора. Я понимал глубинные взаимосвязи между двумя музами. Для меня работа в кино была радостью, какой–то особой раскованностью.

Суйменкул Чокморов. Из вступительного слова к каталогу персональной выставки, посвященной 50–летию художника.

 
 

·  современники 
    Абдрай Осмонов, художник, вместе учился с Чокморовым в художественном училище, потом в Ленинградской академии художеств имени Репина. Он рассказал, что был свидетелем того, как случайно Суйменкул попал в кино. Мимо училища проходил Болот Шамшиев, который увидел Чокморова и пригласил его сниматься в фильме “Выстрел на перевале Караш”. 
    — Люди его встречали как национального героя. Если мы приезжали куда–то в село, то сразу резали барашка, приглашали в гости. А он был настолько скромен, неамбициозен, незлобив, что многих это поражало, — рассказывает он. — Когда украли машину, он просто сказал: мол, вот украли... Я обратился к Аскару Акаеву за помощью, думал, власти найдут возможность помочь такому человеку. А через какое–то время узнаю, что Суйменкулу Чокморову машину предложили купить! Я был в шоке. 
    * Бексултан Жакиев, драматург:  
    — Он был активен во всем, азартен, успевал все — поиграть в волейбол, теннис. 
    * Мар Байджиев, писатель:  
    — Он был очень прост: помню, как–то искал его в художественном училище, где он был завучем, а мне говорят, он на улице. Вышел, а Суйменкул играет в волейбол со студентами в сатиновых трусах. Он был очень прост и мужествен. Сильное впечатление на меня произвел рассказ о том, как отец заставил его искать в горах барана, несмотря на то, что знал, что у сына серьезное заболевание. И мальчик, ползая на карачках, сделал то, что должно. И это постоянное преодоление себя прошло через всю его жизнь. Как–то он признался, что из 53 лет болел 40. Но кто об этом знал? 
 

·  дух, память, время 
    — Человек состоит не только из плоти и крови, его делает самим собой дух. Это священный дар предков. Суйменкул Чокморов был и остается носителем великого наследия. И это не слова. Выставка его работ — шаг к возвращению. 
    Мы хотим, чтобы его помнили. И мы благодарны родным Чокморова, что они прекрасно понимают, какое богатство оставил им в наследство их отец, дед. Творческий коллектив нашей галереи воспринимает возможность проведения этой выставки как шанс поклониться таланту и мужеству нашего соотечественника, современника, — говорит организатор выставки Дамир Акманов. 
    Во время проведения презентации многие рассказывали об удивительно трогательных отношениях Суйменкула Чокморова и его супруги Салимы Шабазовой. Они были как два крыла одной птицы: когда не стало мужа, Салима очень быстро ушла вслед за ним. Провидение подарило такую же любовь их сыну и невестке Назгуль. Их сын Атай в этом году оканчивает школу. Он родился 17 лет назад, в тот год, когда умер его дедушка.

Светлана  ЛАПТЕВА.

 


Информация о работе Жизнь и творчество С.Чокморова