Духовная музыка в творчестве C.В Рахманинова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 11:41, реферат

Краткое описание

Цель реферата:
Наиболее полно раскрыть особенности духовной музыки в творчестве
С.В Рахманинова.
Задачи реферата:
Проанализировать особенности церковных обрядов, используемых в духовных сочинениях С.В Рахманинова

Содержание

Введение ………………………………………………….............3
Глава 1 «Литургия св. Иоанна Златоуста»
1.1.История создания ………………………………………..7
1.2 Содержание и структура «Литургии»………………...9
Глава 2 « Всенощное бдение»
2.1.История создания ………………………………………15
2.2.Содержание и структура «Всенощного бдения»…….18
Заключение………………………………………………………23
Список литературы………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Истиный реферат Рахманинов.rtf

— 216.74 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

 

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Кафедра хорового дирижирования

 

 

 

Реферат на тему:

«Духовная музыка в творчестве C.В Рахманинова»

 

 

 

 

Выполнил:

студент ИЗО  гр. 410ДАХ

Шевцова Полина Геннадьевна

Преподаватель:

Селезнева Ольга Петровна, доцент

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛЯБИНСК 2013

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………….............3

Глава 1 «Литургия св. Иоанна Златоуста»

     1.1.История создания ………………………………………..7

     1.2  Содержание и структура «Литургии»………………...9

Глава 2 « Всенощное бдение»

2.1.История создания ………………………………………15

2.2.Содержание и структура «Всенощного бдения»…….18

Заключение………………………………………………………23

Список литературы………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Духовная традиция имеет в русской музыкальной культуре глубокие корни, восходящие к знаменному распеву. Именно этот вид церковного пения стал одним из основных источников творчества русских композиторов XVIII -- XIX веков. Великолепные образцы хорового духовного концерта оставили нам М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский, а вслед за ними А. Л. Ведель, С. А. Дехтерев, С. И. Давыдов. Однако на протяжении прошлого века отечественная культовая музыка обогащалась сравнительно скромно. Если плодовитый А.Ф. Львов написал полный круг православных песнопений, то наши классики не создали значительных партитур в этой музыкальной сфере, хотя культовые произведения найдем и у Глинки, и у Балакирева, и у Римского-Корсакова, и у Львова. «Один только Чайковский внес неоценимую лепту в церковную сокровищницу своими «Литургией св. Иоанна Златоуста» (1878) и «Всенощным бдением» (1881). В дальнейшем его поддержали разнообразными и нередко талантливыми сочинениями А. Д. Кастальский, П. Г. Чесноков, А. В. Никольский, А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов и другие. Однако подлинной вершиной русской церковной музыки стали рахманиновские шедевры, в которых он последовал примеру своего кумира, обратившись к тем же каноническим источникам. Так, уже в XX столетии, родились новые «Литургия Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощное бдение» (1915).

С первых лет творческой деятельности Рахманинова привлекали духовные жанры. Еще в 1893 году им был написан духовный концерт « В молитвах неусыпающую Богородицу…», под впечатлением от общения со Смоленским. В этом же году концерт был впервые исполнен хором Успенского собора. При создании этого юношеского концерта Рахманинов испытывал сильное влияние Чайковского. Но уже здесь явственно проступают и черты собственно рахманиновского стиля: широкое дыхание мелодических линий, «уходящих за горизонт», которые можно сопоставить по размаху как со знаменными распевами, так и с мелодиями «крестьянских» проголосных песен.

Следующим этапом в развертывании духовных основ в музыке Рахманинова стала Литургия ор.31, написанная в 1910 г. Первые исполнения ее были предоставлены Синодальному хору и прошли с выдающимся успехом.

Как художественное произведение Литургия Рахманинова нашла широкий и теплый отклик. В дореволюционной России она звучала в концертном исполнении. В советское время ее исполнение было возрождено лишь в 80-е годы (когда наступило ослабление «борьбы с религией») и тоже на концертной эстраде.

В большинстве высказанных суждений современников преобладало замечание, что музыка Рахманинова «не церковна». Однако не все были согласны со столь прямолинейным утверждением: «Пока «обедня» Рахманинова была показана в концертном зале, судить о ее религиозной действительности затруднительно, почти невозможно. Только в церкви, войдя как подчиненная часть в полноту богослужения, покажет она, насколько может считаться церковной». Но история не дала такой возможности. Лишь один раз в начале 20-х гг. Литургия была исполнена в церкви Великомученика Георгия на Большой Грузинской улице в Москве силами церковного хора под управлением Н.Данилина. Как произведение строго духовного жанра, она не нашла поддержки церковных властей и не пробила себе дорогу на клирос. И все это несмотря на глубочайшее освоение Рахманиновым церковно-музыкальной старины.

Известно, что воплощая свой замысел, Рахманинов внимательно изучил жанр литургии, ее гимнографические тексты, строение и ход церковного действа. Он обращался к Кастальскому как к специалисту в культовой сфере, работал с аналогичными партитурами Чайковского и Гречанинова. В отличие от предшественников, он ввел в свое произведение почти полный текст Литургии св. Иоанна Златоуста, восстановил ектиньи (великую, сугубую, просительную и малую). Все это говорит о стремлении автора услышать Литургию в храмовом богослужении.

Не менее значимым в творчестве С.В Рахманинова является «Всенощное бдение». Обращаясь к традиционной культовой форме, Рахманинов  трактует ее в плане далеком от канонической церковности. Так же, как и его «Литургия», « Всенощное бдение» не нашло себе места в богослужебном обиходе. Причина этого не только в широко развитых масштабах отдельных его частей, далеко выходящих за пределы обычных культовых норм, в большой сложности хоровой фактуры, но и в самом истолковании  композитором канонических текстов. Благоговейная молитва превращается им часто в развернутое эпическое повествование или в массовую народную картину оперного плана.

Народ с его нравственными представлениями и верованиями, с его отношением к событиям является главным «действующим лицом» этого произведения. «Вскенощная» Рахманинова представляет собой монументальное эпическое полотно, достойно продолжающее «кучкистские» национальные традиции, единственное произведение такого художественного масштаба в русской музыке после « Сказания о граде Китеже» Римского-Корсакова. Она появилась у Рахманинова в суровую годину испытаний, выпавших на долю России, « как ответ, возникший из крепких корней народного эпоса о мире всего мира. То, о чем Римский-Корсаков так проникновенно и тепло сумел поведать в эпическом « Сказании о граде Китеже»,потому и влекло Рахманинова, что слышалось, как родное, высоко этическое понимание глубин народного строя русской жизни…» [Асафьев Б.В. Избранные труды, т. 2, с. 301]

Эпический строй образов сочетается во «Всенощной» с ярко выраженным личным авторским началом. Это не только воплощение народных идей и понятий, но и глубоко искренняя, проникновенная  исповедь композитора, его размышления о жизни, о долге человека перед ближними и перед самим собой.

Цель реферата:

Наиболее полно раскрыть особенности духовной музыки в творчестве

С.В Рахманинова.

Задачи реферата:

Проанализировать особенности церковных обрядов, используемых в духовных сочинениях С.В Рахманинова     

Раскрыть значимость « Литургии Святого Иоанна Златоуста» и

« Всенощного бдения» в творчестве С.В Рахманинова

Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Литургия Святого Иоанна Златоуста»

1.1 История создания.

Литургия - главное православное богослужение, аналог католической Мессы. Письменное изложение Литургии относится к IV веку и принадлежит святителю Василию Великому. Ныне этот вариант Литургии служится лишь по большим церковным праздникам. Ежедневно же проводится богослужение по другому, сокращенному чину, введенному в том же столетии святителем Иоанном Златоустом (350 - 407). Центр и средоточие всей православной службы, Литургия традиционно раскрывала основные идеи христианской веры: идеи света и радости, спасения рода людского от греха, проклятия и смерти.

Шли века и музыкальный облик Литургии менялся Исторически наиболее раннюю и оригинальную форму церковного пения русской православной церкви - одноголосный знаменный роспев - к 17 веку постепенно 18 в. русская духовная хоровая музыка достигла подлинного расцвета в шедеврах Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского, современников. Моцарта, получивших образование а Италии. Уже в это время композиторы практически перестают писать целые Литургии, а ограничиваются, как правило, виртуозных блестящих концертов - вставных номеров в службу, дававших духовный текст. В 19 столетии маятник качнулся в другую сторону: строжайшая церковная цензура преградила путь к духовной музыке выдающимся композиторам. Музыка для церкви была буквально "отдана на откуп" скромным Воцарился так называемый "строгий" церковный стиль: очень простое, напоминавшее протестантский хорал. Оно было рассчитано на скромные возможности церковных хоров и полностью лишено национальных русских черт. Так продолжалось вплоть до 1878 года, когда публикация и исполнение «Литургия Св. Иоанна Златоуста» ор.41 Петра Чайковского вызвали скандальный судебный процесс и отмену цензурных запретов. Это был поворотный пункт в истории русской духовной музыки. Отныне ее развитие искусства. К созданию музыки на молитвенные тексты обратились талантливые высоко профессиональные композиторы и хормейстеры - Милий Балакирев и Александр Архангельский в Петербурге, Александр Кастальский, Павел Чесноков, Александр Гречанинов, Виктор Калинников, Константин Шведов - в Москве. Движимые идеей возрождения национального стиля в области культового музыкального творчества, они объединились вокруг директора московского Синодального училища церковного пения, крупного ученого-медиевиста и просветителя Степана Смоленского.

В этом русле возникли и хоровые циклы Рахманинова - юношеский духовный концерт «В молитвах неусыпающую богородицу», «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». В них Рахманинов не только обобщил все лучшее, что было найдено его современниками, но и явился основателем нового направления в православной духовной музыке, которому, к сожалению, не суждено было развиться в связи с известными историческими событиями в России 1917 года. Высочайшей вершиной Рахманинова стало «Всенощное бдение» (1915), посвященное композитором памяти Смоленского. Литургия же, написанная летом 1910, к первой годовщине смерти Смоленского, - ближайший подступ к этой вершине.

Несмотря на то, что Рахманинов задумывал «Литургию» для исполнения в церкви, она получилась монументальным, самостоятельным, рассчитанным на высокопрофессиональное исполнение концертным произведением, своего рода "хоровой ораторией". Впервые она прозвучала 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора под управлением выдающегося русского дирижера Н. М Данилина.

 

 

1.2. Содержание и структура «Литургии»

Как главная церковная служба Литургия несет в себе особый сакральный смысл. Она состоит из двух частей: Литургии оглашенных и Литургии верных. Главным ее событием является совершение таинства Евхаристии - причащения, знаменующее духовное единение верующих между собой и с христианской церковью. Рахманинов, глубоко проникая в сакрально-мистические и высокие религиозно-этические смыслы обряда, создает произведение, в котором придает христианским идеям масштабную форму. Религиозное чувство выражается и в лирических откровениях, и в эпически монументальном художественном видении.

Литургия оглашенных (№1-7) начинается псалмом «Благослови, душе моя, Господа». У Рахманинова он несет и эпическое, и лирическое начало, соответственно раскрывающееся в «широком разливе аккордовой темы» (соборность) и в «мелодически насыщенной напевно интонируемой речи-тации альта» (голос одинокой души). Эпичность песнопения обогащена «колокольностью», звучащей «идеей благовеста». Для большей монумента-лизации Рахманинов расширил протяженность хорового номера, насытил фактуру многослойностью, придав звучанию как бы оркестровую насыщенность. В хоре прослушиваются интонации знаменного распева.[ Кандинский А. « Литургия св.Иоанна Златоуста»с.149]

Эпическая линия находит свое развитие в следующих песнопениях цикла. В основу текста 4-го номера положены «Блаженны» - фрагменты Нагорной проповеди, зовущей к любви и истине. Композитор предпринимает его двуххорное изложение, придающее звучанию пространственно-акустический эффект «соборности». В мелодике главенствует повествовательность. Она подчеркнута «плавной сменой малосекундовых попевок, несимметричной метроритмикой, с растягиванием-замедлением движения в окончаниях стиха или полустиха». Отмечается диатоническая ладовая основа параллельного мажора-минора (но иногда композитор вводит экспрессивные хроматические интонации, раскрывая смысл слов «плачущие», «жаждущие»), вариационное и вариантное развертывание голосов. «Образуется плавно льющаяся многоголосная ткань, характером своего развития напоминающая знаменную, и с другой стороны, народно-песенную мелодику» .[ Кандинский А. « Литургия св.Иоанна Златоуста»с.150]

Если 1-й и 4-й номера относятся к эпической линии, то 3-й и 5-й развивают лирическое начало. Остро экспрессивны «Единородный Сыне» (№3) и «Приидите, поклонимся» (№5). Звучащие в них драматические, оперно-ариозные речитативные фразы, такие, например, как в кульминации третьего хора на словах «вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже», казалось бы не согласуются с богослужением. Но если вдуматься в глубинный смысл этих песнопений - принесение Христом себя в жертву во имя победы над смертью, - то становится оправданным подобное эмоциональное отражение реальных земных мук Господа.

Завершает Литургию оглашенных Трисвятое. В его многоголосной аккордовой фактуре обнаруживается и «знаменность» основной мелодической линии, и особенности стиля ранних партесных композиций, включавших знаменные распевы в качестве основы. Заметны и подголосочные расщепления голосов идущие от народной песенности. В кульминации- последние девять тактов Трисвятого - все средства (уплотнение ткани, разрастание фактуры, крещендирование, темповое расширение) ведут к укрупнению, монументализации образа молитвенного воззвания.

Литургия верных начинается «Херувимской песнью» (№8). Перенесение во время обряда Святых Даров с жертвенника на престол символизирует присутствие Христа среди молящихся. Возвышенный лиризм и созерцательность, сочетание динамики и статики, бесконечное «пребывание в музыкальной ткани коротких попевок», их переход из одного голоса в другой, колыбелъность и колокольность, завораживающее «остинатно мерцающее во второй октаве» звучание квинтового тона создает некий трансцендентный мир присутствия «Высших сил», образ «шествия херувимов, невидимо несущих небесный ковчег и воспевающих «Животворящую Троицу» [Кандинский А. «Литургия св. Иоанна Златоуста» с.151]

Обряд Евхаристии продолжается в таинстве пресуществления - поднятия над престолом Святых Даров для последующего причащения. Сакрально-мистическим смыслом этого таинства объединены следующие 11-13-й номера Литургии. Пение чередуется с анафорами - читаемыми в алтаре молитвами. Основной темой становится Благодарение и прославление Господа как творца всего сущего. В музыке она получает различное жанрово-стилистическое претворение.

Песнопение «Милость мира» (№11) отличается внутренней контрастностью. Романсово-певучая тема основного раздела («Достойно и праведно есть») преображается в мощное хоровое славление, которое затем вновь возвращается к «словно из души человека изливающимся» лирическим фразам. Другой план песнопения раскрыт «эхообразными» аккордовыми возглашениями («Милость мира») во вступлении поочередно женскими, а затем мужскии группами хора. Центральный эпизод - «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф» - звучит «победным гимном Вселенной, прославляющей могущество Творца» в похожих на возгласы аккордовых «фанфарных» звучаниях. В музыке ощущаются интонационное родство с панегирической кан-товостыо петровской эпохи, «колокольность» и отзвуки «знаменности». [Кандинский А. «Литургия св. Иоанна Златоуста» с.151]

Информация о работе Духовная музыка в творчестве C.В Рахманинова