Как появились и живут разные виды танца.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:05, реферат

Краткое описание

Мы занимаемся в школах хореографического мастерства и интересуемся всем, что связано с танцами. Мы изучаем французский язык и заметили, что некоторые балетные термины похожи на французские слова. Мы решили выяснить, откуда они появились, что они означают. Также в своей работе мы рассказываем и об истории появления разных танцев, о том общем и различном, что есть в одних и тех же танцах разных народов.

Вложенные файлы: 1 файл

музыка.doc

— 627.00 Кб (Скачать файл)

 

Как появились и живут  разные виды танца.

 

Авторы: Макаренко Елизавета, Маракулина Алина, Макеева Марина, Поликарова Надежда, Шенгелия Анна – ученицы 3 класса Прогимназии № 1754 г.Москвы

Руководитель: Поликарова Елена  Анатольевна

 

Мы занимаемся в школах хореографического мастерства и интересуемся всем, что связано с танцами. Мы изучаем французский язык и заметили, что некоторые балетные термины похожи на французские слова. Мы решили выяснить, откуда они появились, что они означают. Также в своей работе мы рассказываем и об истории появления разных танцев, о том общем и различном, что есть в одних и тех же танцах разных народов.

 

«… Под звуки льющейся, как река, музыки раздвигается занавес. На сцене – декорации, залитые  загадочным светом прожекторов. Аккорд, еще аккорд… И перед зрительным залом, словно из воздуха, появляются танцоры. Начинается поэтическая сказка, сотканная из танцев…»

Кейт Касл

 

Танец появился намного раньше, чем  речь. Когда природа бушевала, древние  люди своими танцами просили природу  успокоиться, не грозить смертью. Они изображали в своем танце ласковый ветер, доброе солнышко, спокойную воду. Ни одно событие не обходилось без танцевальных движений. Танцы вносили  особый смысл в жизнь древних людей.

Постепенно движения первобытных  танцев изменялись: усложнялись, становились плавными, более красивыми. Так появилось искусство танца – одно из древнейших направлений народного творчества. Танцем можно рассказать целую историю, сказку, выразить эмоции, в танце можно показать себя.

 

 

Завели мы хоровод

 

Наверное, у каждого из нас первый танец – это «хоровод». Начиная  с детского садика, мы водим хороводы.

Само слово  «хоровод» обозначает  - «водить хор». Многие думают, что  хоровод танцуют только в России.  Давайте совершим маленькое путешествие, и вы поймёте, что хороводы водят по всему миру.

Итак, в древней Франции водили хоровод  под  собственное пение; взявшись за руки, образовывали круг или  выстраивались в цепочку. Хороводы были мужские, женские, смешанные. Самый  известный  древний французский  хороводный танец назывался «бранль». Это название он получил от французского слова «branler», что в переводе означает «двигаться, шевелиться». Его тоже танцевали в кругу под музыку  волынки.  В разных частях Франции  бранль назывался по-разному:   в  Оверне  его  называли  «буре»,  в  Бретани -  «пасспье»,  в  Провансе  -  «гавот».  В Пуату  бранль  послужил  рождению  «менуэта». «Менуэт» - старинный французский народный и бальный танец.  Бранлю  во многом обязана своим появлением на свет танец «фарандола». Фарандолу танцевали в открытом круге. Ни один праздник, ни одна свадьба не обходилась без фарандолы.

В Шотландии  и  в  Ирландии  народный  хороводный  танец носит  название  «рил»,  что  в  переводе  с  английского  означает  -  «вихрь».  Основные фигуры  этого  танца  « цепь» и

 « восьмёрка». Танец исполняется  быстро.

 У каждого славянского народа  хоровод тоже имеет своё название, но все они похожи по произношению. Например, в Болгарии он называется  «хоро». Его танцуют и быстро, и медленно; участники хоро  держатся за руки, за пояса, или кладут руки на плечи друг другу. Его танцуют девушки плавно и  спокойно. У сербов и хорватов хоровод - это «коло». Коло танцуют ещё и в Польше. Он похож на наш русский хоровод. У молдаван и румын хоровод называется «хор».

Хоровод – один из основных русских народных танцев.  В древней Руси ни один праздник не обходился без хоровода. Это  было целое  театральное представление. В старину в деревнях в четверг на седьмой неделе после Пасхи был праздник и назывался он «семик». Отмечали его девушки. Они водили на лугу медленные хороводы и  пели задушевные песни. В разных частях России хороводы водили по-разному.

У народов Азии есть тоже свои названия хороводных движений. Например, в  Башкирии   хоровод  называется  «тунэрэк»,  что  означает  «круг».  Его  танцуют  женщины  весной, когда просыпается природа, для того, чтобы год был плодородным и благополучным.  В Бурятии  хороводный  танец  называется  «ёхор» и  в  разных  районах    отличается своими движениями.  «Осуохай»  -  якутский  народный  хороводный  танец.  Он  тоже  имеет  несколько  вариантов:  олёкминский,  вилюйский,  якутский. Его танцуют мужчины  вместе  с  женщинами по  кругу   против  часовой  стрелки, они держатся  за  руки  или  под  руки. Танцуют  хороводный  танец  и в Грузии, а называется  он «перхули». Это   очень древний танец. Он  исполняется либо  мужчинами,  либо  женщинами,  его танцуют вместе  и порознь.  Известно  до  20  видов этого танца.

Как мы видим, хоровод танцуют во всём мире.

 

Балет.  Балетные  термины  и  их  значения.

 

 «Балет» появился во Франции  в 18 веке, а создавался не только  французами, но и итальянцами,  а также многими другими танцующими народами мира.

Само слово  «балет» появилось от итальянского слова «баллетто»,  что значит «танцевать».

Основой балета является «классический танец». Этот танец многое взял из народных плясок, хороводов, бытовых танцев разных народов и выбрал самые выразительные движения.

  Артисты выходят  на сцену, начинают танцевать,  и  зритель не думает о  каждом отдельном движении. А ведь каждое из них имеет свое собственное название и способ исполнения. Почти все балетные слова французского происхождения, поэтому, если вы, так же, как и мы, захотите заниматься балетом, вам придется изучать французский язык. 


Например, слово «антре». Что  оно означает? Это французское  слово, переводится как «вход, вступление, выход на сцену». В разное время  антре  меняло свое значение. В 15-16 веках  антре считалось торжественным  вступлением, выходом персонажей в  красивых костюмах в зал, где шёл  пир или бал.  В 17-18 веках антре обозначало выход одной или нескольких групп танцовщиков (обязательно с четным числом участников), которые представляли часть спектакля в виде танца. С 18 века словом «антре» назывались  самостоятельные части балета. А в балетах 19-20 веков антре – это вступительная часть развернутого па-де-де (па-де-труа, па д’аксьон), общий выход одного                 

«Антре»               или нескольких исполнителей.

 

Только что  был назван еще один балетный термин «па». В переводе с французского это слово означает «шаг». Многие шаги появились в  балете из танцев разных народов. Существует несколько различных видов па.

«Па-де-де» («де» в переводе с французского «два») – это танец вдвоем. Па-де-де появился из русской пляски с переплясом. Лучшие па-де-де можно увидеть в балетах П.И. Чайковского.                                                                                                                                                                                                                                                                 «Па»

«Па-де-труа» и «па-де-катр» –  еще две разновидности па. «Труа» и «катр» - французские слова, переводятся  как «три» и «четыре». Это танцы  втроем и вчетвером.                            

   «Па д’аксьон» – танец, связанный с развитием сюжета в балете.    


 «Фуэте» -  в переводе с  французского означает «отхлест, хлыст», - это быстрый и резкий  танцевальный поворот, для которого  характерно хлещущее движение  ноги.

 

 

Еще один интересный термин «антраша» (слово образовано от французско-итальянского сочетания, переводящегося как «сплетенный»)– это прыжок, во время которого ноги скрещиваются  в воздухе, ударяясь икрой об икру.

                   

      «Антраша»        «Пируэт» – балетный термин, обозначающий полный оборот (или несколько оборотов) артиста на месте, на полупальцах или пальцах одной ноги. Отдельные пируэты могут соединяться между собой па. Выполняя целый ряд пируэтов, танцовщица движется по прямой линии или по кругу. Такое движение часто встречается в народном танце. Именно отсюда оно перешло в  балет.

 

А вот ещё некоторые термины  французского происхождения из балетного  мира:

«плие» (plie) – приседание;

«релевэ» (releve) – приподнимать, возвышать. Подъём на полупальцы или на пальцы;

«прэпарасьон» (preparation) – приготовление, подготовка;

«пор де бра» (port de bras) – упражнения для рук, корпуса, головы;

«сотэ» (sauté) – прыжок на месте по танцевальным позициям.

 

Основными движениями  в балете являются движения ног «батманы» (battements), что в переводе с французского означает «размахи, биения». Эти движения – настоящая находка.  Если вдруг танцовщица во время танца подвернет ногу и не может дальше танцевать, стоит ей только проделать «батман тандю» (battement tendu), как боль тут же проходит, и артистка  продолжает свой танец.

 

«Батман тандю» (battement tendu) – отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола.

 

«Батман тандю жетэ» (battment tendu jeté) – отличается от бамтан тандю активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту.

  «Жетэ» (jeté)– бросок  ноги на месте или в прыжке.  

«Батман тандю жетэ пике» (battment tendu jeté piqué) – натянутые       «Батман тандю жетэ»

движения с колющим броском.  

«Батман фраппэ» (battment frappe) – движение с ударом, или ударное движение; «frappe» – от глагола «бить»

«Батман дубль фраппэ» (battment double frappe) – движение с двойным ударом;

                                                                                                                        

«Батман фондю» (battment fondu) – мягкое, плавное, «тающее» движение; «fondu» – от глагола таять

 

«Батман сутеню» (battment soutenu) – движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение; «soutenu» – от глагола выдерживать, поддерживать.

 

«Батман девлоппе» (battment developpe) – вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление; «developpe» – от глагола  раскачивать, раскрывать.

 

«Пти батман» (petit battment) – маленький батман, на щиколотке опорной ноги; «petit» - маленький …» (из книги А.Я.Ваганова «Основы классического танца»)

 

 

Балет – это не просто танец, а  целое театральное представление, спектакль, который сопровождается различными танцами. Он не строится на одних сольных номерах. Его нельзя представить без ансамбля балерин и балерунов, которые исполняют массовые танцы. Такой ансамбль в балете называется «кордебалет». Это название  появилось из сочетания двух французских слов, которые означают «личный состав» и «балет».

В 19 веке о танцовщицах кордебалета  принято было говорить, что они «стоят у воды». Возможно, это несколько шутливое выражение появилось благодаря балету «Лебединое озеро». Образы девушек-лебедей – то нежных,  трепетных, то мечущихся - остаются в памяти зрителя навсегда. Без них «Лебединое озеро» не стало бы вечным балетом, что еще раз доказывает важность кордебалета.                                    

Но, лучше один раз увидеть, чем  сто раз прочитать или                          «Кордебалет»     

послушать. Только в зрительном зале, лицом к лицу с балетным спектаклем, можно              увидеть все эти па, плие, пируэты и фуэте. Только там можно разглядеть их, взглянуть на сказку танца, восхититься балетным волшебством!

 

 

Бальные танцы

 

      Кроме балета существуют еще и «бальные танцы». Но слово «бальные» произошло не от слова «балет», а от слова «бал». Балет и бальные танцы - различные понятия.  В балете практически все движения танцуются на «пуантах» («пуанты» – это балетные туфли с твёрдым мыском), а в бальных танцах либо на согнутых ногах,  либо на полупальцах в обычной обуви.  А сейчас более подробно о бальных танцах разных видов...

 

 

Предками «вальса» являются австрийский народный танец «лендлер», и французский народный танец «вольт». Оба эти танца исполнялись в паре  под музыку. Но в лендлере мужчина выводил свою партнершу в круг и вращал ее вокруг себя, а в вольте сначала исполнялись  прыжки, а только потом  появились  быстрые повороты и вращения.  Во Франции вольт запрещалось исполнять во дворце короля, в то время было неприлично мужчине брать женщину за руку. Тем более, в моду входил галантный и изящный «менуэт». Но вскоре вольт смешался с лендлером и очень понравился  немцам, чехам и австрийцам. В танце были плавные скользящие движения,  и не было прыжков. Новый танец получил название – «вальс» (от немецкого слова walzen – кружиться). Он так понравился народу, что уже никто не мог запретить его. Люди танцевали его везде: во дворцах и на площадях; в городе и  в деревне. Сейчас тысячи песен звучат в ритме вальса. Вальс – самый любимый и популярный танец в разных странах. Под этим названием скрывается самые разные варианты - венский вальс, французский вальс, английский вальс. 
 

 

Словосочетание «аргентинское танго» известно так же хорошо, как и «венский вальс». «Танго», как и вальс, имеет свою историю, но  в отличие от вальса, танго путешествовало почти по всему миру. Большая советская энциклопедия говорит, что танго – старинный испанский танец. Британская энциклопедия считает, что это - старинный танец африканских негров.  Испанская энциклопедия ссылается и на праздники негров, и на аргентинские танцы, похожие на андалузские. Если читать  французские энциклопедии, то, оказывается, был танец испанских мавров (танцевали в паре), то есть танец попал в Испанию из Африки. А затем в 16 веке, вместе с испанцами, танец попадает в Южную Америку, где «…соединяет в себе выразительность испанского танца, ритмы негритянской музыки и порывистые ритмы кубинской хабанеры». Похоже, происхождение танго очень загадочно.

Информация о работе Как появились и живут разные виды танца.