Игра на элементарных музыкальных инструментах как средство работы над ритмическим ансамблем в детском хоре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:45, дипломная работа

Краткое описание

Пение в хоре – средство общего музыкального развития учащихся. Одна из особенностей хорового пения – возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. И перед учителем стоит задача добиться от учащихся хорошего качественного исполнения. А качество исполнения зависит от многих факторов, одним из которых является работа над ритмическим ансамблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем…………………………..6
Ритмический ансамбль как средство хоровой выразительности………..6
Элементарные музыкальные инструменты: классификация и характеристика……………………………………………………………10
Глава 2. Практические основы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем…………………………20
2.1. Методы и приемы освоения детьми шумовых музыкальных инструментов…………………………………………………………………….20
2.2. Работа над ритмическим ансамблем с использованием элементарных музыкальных инструментов ……………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Приложение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………..……………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет 

им. М.А. Шолохова»

Факультет культуры и музыкального искусства

_____________________________________________________________________________

Кафедра культурологии и методологии  музыкального образования

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Рапацкая Л.А.

Подпись________________

«____»____________2012 г.

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах  как средство работы над ритмическим ансамблем в детском хоре

 

Выпускная квалификационная работа

По направлению 21ХО110108 «Художественное образование»

Профиль 050605 «Музыкальное искусство»

 

 

 

 

Выполнила: студентка

4 курса факультета КиМИ,

бакалавриата очной формы обучения,

направления «Художественное образование»

профиля «Музыкальное искусство»

Баскакова Дарья Олеговна

 

Научный руководитель:

д.п.н., профессор кафедры КиММО

Н.А. Рыбакова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические  основы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем…………………………..6

    1. Ритмический ансамбль как средство хоровой выразительности………..6
    2. Элементарные музыкальные инструменты: классификация и характеристика……………………………………………………………10

Глава 2.  Практические основы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем…………………………20

2.1.  Методы и приемы  освоения детьми шумовых музыкальных  инструментов…………………………………………………………………….20

2.2.  Работа над ритмическим  ансамблем с использованием элементарных  музыкальных инструментов ……………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….29

Приложение………………………………………………………………………31

Список литературы………………………..……………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Хоровое пение наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых.

Пение в хоре – средство общего музыкального развития учащихся. Одна из особенностей хорового пения – возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. И перед учителем стоит задача добиться от учащихся хорошего качественного исполнения. А качество исполнения зависит от многих факторов, одним из которых является работа над ритмическим ансамблем. 

Ритмический ансамбль включает все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения.  Умение петь вместе, ритмически четко, гибко изменять темп, владеть чувством темпа, искусно пользоваться rubato, агогикой, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, четко выявлять метрическую структуру произведения. Помощь в работе над ритмическим ансамблем оказывает использование элементарных музыкальных инструментов. Они помогают детям лучше усвоить различные ритмические единицы, к тому же являются наглядными, интересными и не сложными в использовании. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки.

Первым учением в области  развития ритма была концепция Эмиля  Жака-Далькроза, он является создателем ритмики.  Построена она на основе движения. 

Внедрявшая систему ритмического воспитания Ж. Далькроза в России Н. А. Александрова расширила область  применения ритмики, это привело к выделению целого направления – лечебной ритмики. Ритмика используется в работе с нормально развивающимися детьми и может выполнять музыкально-педагогические функции, а её применение для работы с детьми с проблемами (с нарушениями речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью) определяет ещё и коррекционные задачи [26, с.35].

В системе музыкального воспитания Венгрии используется метод Золтана Кодая, венгерского композитора, музыканта и теоретика музыки. Его метод предполагает овладение ритмическими знаниями с помощью шагов и ходьбы, чтоб дать таковым методом ребенку возможность почувствовать равномерность тактовых долей, использование различных ритмических слогов и простейших ритмических формул, заимствуя из детских считалок, песенок, прибауток [37, с.85].

Немецкий композитор и педагог ХХ века Карл Орф разработал систему элементарного музыкального воспитания, в основе которой лежит принцип активного музицирования, развития чувства ритма и импровизации на примитивных ударных «ритмических» инструментах.

Использование детских музыкальных  инструментов, нашедшее отражение в капитальном труде Н.А. Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка», представляет несомненный интерес в изучении проблемы формирования музыкальных способностей детей в процессе инструментального музицирования.

Несмотря на разработанность вопроса, связанного отдельно с ритмическим воспитанием школьников и  применением элементарных музыкальных инструментов на уроке музыки, их синтеза в вокально-хоровой работе как средства формирования ритмического ансамбля он освещен, на наш взгляд, пока недостаточно.

Таким образом, мы выявили противоречие, которое заключается в необходимости эффективных средств работы над ритмическим ансамблем средствами детских музыкальных инструментов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью данного вопроса в современной практике, с другой.

Проблема исследования состоит в выявлении условий работы над ритмическим хоровым ансамблем посредством использования детских музыкальных инструментов.

Цель исследования: Теоретически обосновать необходимость использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем в детском хоре и выявить пути их эффективного применения.

Объект исследования: процесс музыкального воспитания школьников.

Предмет исследования: Методы и приемы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем в условиях вокально-хоровой работы на уроках музыки в младших классах школы.

Задачи исследования:

 1. Выявить возможности ритмического ансамбля как средства хоровой и художественно-образной выразительности.

2. Классифицировать и охарактеризовать элементарные музыкальные инструменты.

3. Исследовать методы и приемы освоения детьми шумовых музыкальных инструментов.

4. Выявить возможности использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем.

Методы исследования: теоретического анализа, обобщения, мысленного эксперимента, дифференциации и систематизации данных.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.

 

 

 

 

Глава I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ  ИНСТРУМЕНТОВ В РАБОТЕ НАД РИТМИЧЕСКИМ АНСАМБЛЕМ

 

    1. Ритмический ансамбль как средство хоровой выразительности

 

Хоровое пение - один из видов  коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.       

Хоровое исполнительство  несет широкую образовательную  функцию, оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувство, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность у младших школьников.

Правильное певческое  развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата. Следует отметить, что приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.

Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения. Ведь хоровое пение - это не «натаскивание», не вызубривание хоровой партитуры, не слепое выполнение воли дирижера, а прочувствование и понимание художественной сущности произведения, внутреннее согласие с замыслом и исполнительским планом дирижера. Такое единство достигается благодаря совместной творческой работе в процессе осмысливания музыкально – художественного образа произведения, видения его многогранности.

Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования, поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями. В вокально-хоровой работе необходимо выстраивать различные виды ансамбля.  Ансамбль (франц.) – означает «вместе», «слитно», «в совокупности» и применяется в разных видах искусства.

В музыке «ансамбль» имеет несколько  значений:

1. Совместное исполнение несколькими  певцами или инструментами музыкального  произведения

2. Само музыкальное произведение, написанное для такой группы  исполнителей

3. Коллектив, объединяющий исполнителей  различных видов искусства

4. Художественное единство при  совместном исполнении; согласованность,  уравновешенность всех компонентов исполнения.

Если говорить об ансамбле в хоре, то подразумевается работа над уравновешенным, согласованным звучанием всего хора. Говоря о работе над ансамблем, следует указать, что здесь идёт речь о воспитании динамического (соотношение силы звучания всех голосов), темпового (выбор правильного темпа) и ритмического видов ансамбля.

Роль ритма неодинакова в  различных национальных культурах, в различных периодах и индивидуальных стилях многовековой истории музыки. Иногда ритм оказывается на первом плане, как, например, в культурах Африки и Латинской Америки, в других случаях его непосредственная выразительность поглощается выразительностью чистого мелоса, как в некоторых видах русской протяжной песни. Но при любых условиях музыка, развертывающаяся во времени, имеет ту или иную форму ритмической организации [35, с.124].        

Ритмический ансамбль –  один из основных в исполнительстве, он включает в себя все моменты, связанные  с темпом, метром, ритмом.  Умение петь вместе, ритмически четко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вместе вступать и прекращать петь, четко выявлять метрическую структуру произведения – все это достигается в работе над ритмическим ансамблем.

В достижении ритмического ансамбля в хоре, пожалуй, самым важным является воспитание в каждом певце постоянного ощущения основной метрической, «пульсирующей» доли. Это ощущение очень важно развивать, потому что в некоторых произведениях медленного темпа легко потерять ощущение ритмической пульсации, вместе с тем увеличивать темп нельзя, так как нарушится характер музыки, а ощущение «пульсирующей доли» не даст возможности сбиться ни с нужного ритма произведения, ни с его темпа.

В период первоначального развития чувства ритма у младших школьников, т.е. в период, оказывающий иногда решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика, используют «медленные» ритмы, в которых расчленяют последовательность одинаковых звуков на группы, выделяя отдельные звуки как более громкие, акцентируя их. 

Экспериментальные  исследования показывают, что, как только произошло такого рода «субъективное ритмизирование» возникает совершенно своеобразное «переживание ритма» [5, с.36].        

 Музыкально-ритмическое чувство - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.  В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения.   Большинство людей не осознают этих двигательных реакций, пока внимание не будет специально обращено на них. Попытки подавить моторные реакции или приводят к возникновению таких же реакций в других органах, или влекут за собой прекращение ритмического переживания.  Ритмичными можно назвать те движения, которые при восприятии вызывают своего рода резонанс, сопереживание, выражающееся в стремлении воспроизводить эти движения. Активная, двигательная природа музыкально-ритмического чувства была прекрасно воспринята Эмилем Жак-Далькрозом. Он является создателем ритмики.  Система Далькроза получила широкое распространение в области терапии. Также нельзя не согласиться с такими положениями его: «Всякий ритм есть движение». «В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело». «Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный» [15, с.15].       

Информация о работе Игра на элементарных музыкальных инструментах как средство работы над ритмическим ансамблем в детском хоре