Игра на элементарных музыкальных инструментах как средство работы над ритмическим ансамблем в детском хоре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:45, дипломная работа

Краткое описание

Пение в хоре – средство общего музыкального развития учащихся. Одна из особенностей хорового пения – возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. И перед учителем стоит задача добиться от учащихся хорошего качественного исполнения. А качество исполнения зависит от многих факторов, одним из которых является работа над ритмическим ансамблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем…………………………..6
Ритмический ансамбль как средство хоровой выразительности………..6
Элементарные музыкальные инструменты: классификация и характеристика……………………………………………………………10
Глава 2. Практические основы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем…………………………20
2.1. Методы и приемы освоения детьми шумовых музыкальных инструментов…………………………………………………………………….20
2.2. Работа над ритмическим ансамблем с использованием элементарных музыкальных инструментов ……………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Приложение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………..……………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

В результате занятий на элементарных музыкальных инструментах у детей формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

На основе использования  элементарных музыкальных инструментов создается «шумовой оркестр». Оркестр детских шумовых и ударных инструментов является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, музыкально-ритмических способностей, памяти. Создание таких оркестров - это замечательное средство развития метроритмического слуха у ребёнка. Наличие оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.

Детский оркестр — один из видов  коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки.

Совместное музицирование способствует формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать  общей идее; формированию творческого  отношения к процессу обучения, и  урокам музыки, в частности; развитию общих и музыкальных способностей.

Играя в ансамбле, ученик находится в определённых метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным.

Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными  темповыми отклонениями, что может деформировать верное ощущение первоначального движения.

Игра в ансамбле требует, прежде всего, синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.

При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования  на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность. Полученные на уроках знания и навыки должны помогут детям в их дальнейших занятиях музыкой.

Таким ансамблем можно исполнить:

 • ритмический шумовой аккомпанемент к пьесе, исполняемой на фортепиано, к песне, исполняемой учениками

 • аккомпанемент на ксилофонах  и металлофонах к пьесе или  песне с использованием остинато  и более развернутых партий

 • игру канонов

 • исполнение оркестровой  партитуры (от 2-голосной до 4-голосной)

 • исполнение оркестровой  партитуры с солистом (пение, скрипка,  флейта)

В процессе игры в детском шумовом  оркестре   решаются следующие  задачи:

- знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;

- формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;

 - пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;

- развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;

формирование художественного  вкуса.

Таким образом, использование шумовых инструментов является действенным средством для развития восприятия и метроритмического слуха, также не требует специальной подготовки и навыка. Шумовые инструменты делятся на две группы: ударные-звуковысотные инструменты и инструменты без определенной звуковой высоты.

На основе использования этих инструментов можно создать «шумовой оркестр», где ребенок становится активным участником ансамбля независимо от его  способностей и умений, знакомится с различными детскими музыкальными инструментами, также школьник учится взаимодействовать  в коллективе с другими учащимися. Дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ  ИНСТРУМЕНТОВ В РАБОТЕ НАД РИТМИЧЕСКИМ АНСАМБЛЕМ

 

2.1 Методы и приемы освоения детьми шумовых музыкальных инструментов

 

Игра на музыкальных  инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских  музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления школьников, развивает их музыкальные способности.  

В своем капитальном труде «Психология музыкальных способностей» советский психолог и основатель школы дифференциальной психологии Б.М. Теплов на основе глубокого анализа русской, советской и зарубежной литературы рассматривал вопросы музыкального развития и дал свое определение основных музыкальных способностей [34, с.209-222].  Он считал, что при игре на ритмических инструментах – в активной музыкально-двигательной деятельности – наблюдается наиболее продуктивное музыкально-ритмическое развитие учащихся.

Начиная работу, педагог  должен, прежде всего, обратить внимание на чистоту звучания, определенность тембра каждого инструмента в школьном инструментарии.

На подготовительном этапе происходит постепенное знакомство с  инструментами, чтобы каждый ребенок мог внимательно рассмотреть его, привыкнуть к обращению  с ним, к извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука, который характерен данному инструменту. Следует фиксировать внимание детей и на высоте звуков.  Так, треугольники, колокольчики, маленькие бубенчики издают высокие звуки, а кастаньеты, большие бубенчики, бубен, погремушки — средние по высоте звуки и, наконец, барабан издает низкий звук.  Знакомство с высотой звука может проходить таким образом: педагог раздает детям колокольчики и бубенчики. Колокольчики откликаются на музыку, исполняемую в высоком регистре, бубенчики — в среднем.

 При первоначальном  знакомстве с любым инструментом, целесообразно познакомить детей  с внешним видом инструмента,  основными приемами игры, строением  (конструкцией инструмента). Также  очень важно научить детей  правильному извлечению звуков  из инструментов. Все инструменты должны издавать чистый и приятный звуки привлекать детей внешним видом, т. е. должны быть изящно оформленными, лёгкими.

В качестве подготовительного  этапа предлагается уделять особое внимание развитию чувства ритма. Дети учатся различать на слух и отражать в движении равномерную пульсацию, пульсацию сильных долей, ритмический рисунок мелодии, различные темповые движения. [32, с.3]. 

Прежде чем приступить к обучению детей игре на инструменте, учитель предлагает ряд несложных упражнений, способствующих развитию чувства ритма: различные ритмические хлопки, щелчки, притопы. Такое использование природных «инструментов» дает начальное представление о характере звука,  динамике, темпе, ансамбле. В работе с детьми необходимо учитывать данные и особенности музыкального развития каждого ребенка.  

Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые), понятия о которых  нужно закрепить на уроке (о четверти, восьмой, половинной, целой). Знакомство с различными длительностями должно начинаться с игры в ритмическое эхо, когда дети вслед за учителем повторяют несложные ритмически модели. Ритмоструктуры можно усложнить, демонстрировать их в определенном метроритме, со счетом вслух, что позволит детям «моторно» ощутить разницу в длительности звуков.  Надо объяснять детям, что хлопок – это как бы извлечение звука на инструменте, а нераскрытые ладошки означают будто «нотка» звучит долго. «Нотки» в этой интересной игре сначала будут ровными по длительности. Потом можно «вкраплять» более короткие длительности. Как только в классе все дети станут верно повторять заданный учителем несложный ритм, можно закреплять эти модели игрой на ударных инструментах – треугольнике, бубне, палочке, тарелочках и т.д.

Постепенно педагог  связывает ощущение этих длительностей с их названием и изображением, т.е. с нотами. Далее ученики изучают простые размеры 2/4, 3/4, учатся различать сильные и слабые доли. Для этого детей делят на две группы, одна становится сильной долей и должна хлопком одновременно обозначать ее, со временем, это уже делается с помощью  инструмента,  другая становится слабой долей и должна следовать за сильной, и не выделяться. Затем группы меняются местами, чтобы каждый мог попробовать играть сильные и слабые доли. [24, с.147-148]. 

Для осознания соотношений  длительностей звуков мелодии применяется  моделирование их с помощью длинных  и коротких палочек или обозначений,  принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно,  использовать принятые обозначения. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые – слогом ти. Вначале рекомендуется прохлопать данный ритмический рисунок, а позже воспроизвести его на музыкальных инструментах.

При игре на инструментах ученики вначале пользуются жестами  «самодирижирования» - дирижируют руками, ногами, головой.

Например, при игре в  размере 2\4 сильную долю играют на инструменте, а слабую «отстукивают» рукой в воздухе, и наоборот.

При помощи таких простых  игровых приемов постепенно преподаватель  подводит детей к более сложным  явлениям ритма.

Постепенно дети осваивают  навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу. Существуют несколько способов обучение игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей игре по нотам очень трудоёмко, хотя иногда используется на практике. Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детей игре на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона,  и записи мелодии в цифровом обозначении.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и  цифровых обозначений) позволяют легко  и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта слишком в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий  эффект обучения достигается лишь при  игре по слуху. Этот способ требует  постоянного развития слуха, серьёзной  слуховой подготовки.

В процессе игры на элементарных музыкальных инструментах активно  формируется чувство темпа, которое  можно рассматривать в двух направлениях:

1. Ощущение верной  ритмической пульсации во времени

2. Осознание темповой  характеристики песни или пьесы.

На первых этапах работы одним из способов формирования чувства  темпа у детей являются поочередные  игра и молчание. Он заключается  в том, что учащиеся играют на инструментах в заданном темпе и в определенный момент перестают играть, мысленно отсчитывая либо паузы, либо музыкально-ритмическое звено, затем снова вступают в заранее определенном такте, основываясь на внутреннем представлении пульсации метроритма. Этот способ игры получил название «метод пульсирующего молчания». [23, с.58]. 

Таким образов, метод - способ достижения поставленной цели, предполагающий совокупность приемов и средств.

Освоение инструмента  рекомендуется начинать со знакомства с инструментом, способов звукоизвлечения. Перед игрой на инструменте учитель предлагает детям ряд несложных упражнений для развития чувства ритма, используя хлопки, щелчки, притопы, а позже уже переносит эти упражнения на музыкальный инструмент.

Основной метод  - слуховой, так как он требует от ученика  постоянного развития слуха и  серьезной слуховой подготовки.

Также в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах развивается и чувство темпа  на основе «метода пульсирующего  молчания».

Элементарные музыкальные  инструменты активно используются в работе над развитием чувства ритма. С их помощью дети учатся передавать различные ритмические рисунки разных мелодий, попевок, песен, которое является неотъемлемой частью как музыкальной деятельности ребенка, так и его развития в целом.

 

2.2 Работа над ритмическим ансамблем с использованием элементарных музыкальных инструментов

 

Перед началом работы над ритмическим ансамблем в  вокально-хоровой работе  с использованием элементарных музыкальных инструментов большое внимание педагогу стоит  уделить выбору репертуара. 

Он должен быть доступным  для исполнения и формирования творческих способностей учащихся. В песенном репертуаре и специальных упражнениях надо избегать таких ритмических трудностей, которые не были достаточно подготовлены.

Прежде чем начать работу над вокально-хоровым произведением  учитель должен познакомить детей с произведением.

Педагог исполняет ее на фортепиано, а дети пытаются «поймать»  ее ритмический рисунок, далее ученики  вместе с педагогом разучивают мелодию  и слова. Педагог может поставить детей в круг, где они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок.

Информация о работе Игра на элементарных музыкальных инструментах как средство работы над ритмическим ансамблем в детском хоре