Игра на элементарных музыкальных инструментах как средство работы над ритмическим ансамблем в детском хоре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:45, дипломная работа

Краткое описание

Пение в хоре – средство общего музыкального развития учащихся. Одна из особенностей хорового пения – возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. И перед учителем стоит задача добиться от учащихся хорошего качественного исполнения. А качество исполнения зависит от многих факторов, одним из которых является работа над ритмическим ансамблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем…………………………..6
Ритмический ансамбль как средство хоровой выразительности………..6
Элементарные музыкальные инструменты: классификация и характеристика……………………………………………………………10
Глава 2. Практические основы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем…………………………20
2.1. Методы и приемы освоения детьми шумовых музыкальных инструментов…………………………………………………………………….20
2.2. Работа над ритмическим ансамблем с использованием элементарных музыкальных инструментов ……………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Приложение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………..……………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Конечно, было бы ошибочным сводить  чувство ритма к двигательным реакциям. Движения, как таковые, не образуют еще ритмического переживания. Речь идет лишь о том, что двигательные мотивы являются органическим компонентом восприятия ритма и лишь «сопутствующим» ему в отдельных случаях.  И тут на помощь приходит «дирижерский счет».  Он является опорой для чувства ритма. Без применения его в том или другом виде едва ли возможно вести успешную работу по воспитанию музыкально-ритмического чувства.  Чтобы твердо вести ритмическую линию, ученик должен неизбежно прибегнуть к «самодирижированию», найти себе какую-нибудь моторную опору, по которой могла бы равняться его исполнительская моторика.  Такое внешнее дирижирование постепенно должно заменяться внутренней пульсацией. Мало окрепшее же чувство ритма нуждается во внешней двигательной опоре.  Такую опору и дает «дирижерский счет».  Он помогает воспроизвести музыкальный ритм, который ученик так или иначе «знает», «представляет», «чувствует».  Восприятие ритма является процессом слуходвигательным.

Восприятие ритма с психологической  стороны представляет особенный  интерес именно потому, что в нем  с чрезвычайной яркостью обнаруживается, во-первых, что восприятие не «чистодуховный процесс» и, во-вторых, что оно есть процесс активно-действенный. Восприятие музыки нередко понимается как наиболее яркий пример «чистого восприятия». Но музыка без ритма не существует: всякое полноценное восприятие музыки есть ритмическое восприятие. Следовательно, всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и «соделывание»; причем, это «соделывание» не является чисто психологическим актом, а включает весьма разнообразные «теменные» явления, прежде всего, движения. Вследствие этого, восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом, оно всегда слуходвигательный процесс.

Таким образом, ритмический ансамбль – это ансамбль, включающий в  себя  все моменты, связанные с  темпом, метром, ритмом. Он является одним из основных видов ансамбля в хоровом исполнительстве и отвечает за метроритмическую структуру исполнения.  Работа над этим видом ансамбля тесно связана с воспитанием у певцов одновременного взятия дыхания и произношения текста, начала пения (вступления) и снятия звука (окончания).

 

1.2 Элементарные музыкальные инструменты: классификация и характеристика

 

Музицирование на детских  шумовых инструментах - одна из самых  доступных форм ознакомления ребенка  с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах - развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Элементарное музыкальное  воспитание, куда входит использование  детских шумовых музыкальных  инструментов разработал немецкий педагог и композитор Карл Орф.  Его концепция строится на  ритме, активном участии детей в музицировании, импровизациях на примитивных ударных «ритмических» инструментах. Он создал для музыкального воспитания детей особый набор инструментов – «инструменты Орфа» или «Орфовский набор», который он собирал с энтузиазмом для своей школы. 

Его набор постоянно  пополнялся найденными в антикварных  магазинах и у старьевщиков: редкие погремушки, деревянные «скребки», всевозможные колокольчики. Одним из самых необычных пополнений оказался  большой африканский ксилофон – маримба, открывший Орфу новый мир звучаний. История ксилофона, его блужданий по странам и континентам вдохновляла композитора на изучение этого инструмента. Первый подаренный африканский ксилофон - маримба имел меньшие, чем полутон, деления звуковой шкалы.

Другой ксилофон был  продан с рук в гамбургском  порту матросом, только что приплывшим из Камеруна. Он состоял из маленького деревянного ящика (служившего для  упаковки плотницких инструментов) и соединенных между собой шнуром пластинок палисандрового дерева. Примитивный инструмент имел красивый, полный звук и был в почти обычном строе, так что сразу можно было включить его в работу [25, с.106 - 107].

 Для  созданного инструментария Орфом была сочинена музыка. 1930 год – первое издание «Шульверка». «Шульверк» -  это пятитомная антология музыки для детей, сопровождаемая серией дополнительных тетрадей песен и инструментальных пьес. Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка представляет собой простейшую партитуру, доступную в исполнении даже маленьким детям.

В «Орфовский набор» входят различные штабшпили (ксилофоны, глокеншпили – колокольчики (от нем. – колокольчик) и металлофоны), образующий основной мелодический инструмент, блокфлейты, литавры и другие инструменты. Но глокеншпиль, это не колокольчик в традиционном значении. Так называют разновидность металлофона (маленького размера) за чудесный звонкий, чистый и очень высокий звук. В европейской музыке его впервые использовал В.А. Моцарт в хоре «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта». Все эти инструменты принято называть ударными (по способу игры). Они разделяются на мелодические (звуковысотные): ксилофоны, металлофоны, глокеншпили и шумовые различных видов.

Разнообразие шумовых  колористических инструментов, используемых на Орф – уроках, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с колокольчиками, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелочки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа.

Завораживающая, чарующая красота звучания орфовских инструментов притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных и бархатных, хрустящих. Ведь знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки.

Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут  сами извлекать из них столь красивые звуки. С помощью этих инструментов может реализовано творческое музицирование  с группами всех степеней одаренностей, и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Комплект орфовских инструментов позволяет играть в ансамбле любым составом детей, независимо от их дарований, т. к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям. Инструментарий Орфа позволяет музицировать всем [25, c.117-119].

Шумовые инструменты  делятся на две группы:

1. Ударные-звуковысотные  инструменты, представляющие собой  резонансовый ящик и ряд пластинок  определенной высоты из дерева  или металла (ксилофоны, металлофоны,  глокеншпили («колокольчики»), а также маленькие литавры).

2. Инструменты без  определенной звуковой высоты  – ударно-шумовые инструменты  (деревянные и кожаные барабаны, бубны, бубенцы, тамбурины, треугольники, маракасы, трещотки, кастаньеты, румбы  и другие подобные инструменты).

Бубенцы (браслет  на руку). Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. С помощью браслетов, можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами, или перенестись в жаркую Индию и превратиться в исполнителя индийских танцев. Играть на музыкальных браслетах достаточно легко.  Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику. Инструмент позволяет создавать свой ритмический рисунок или стать участником музыкального ансамбля, или исполнителем театрализованного действия.

Бубен. (см. приложение, рис.1) Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей. Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.

Буковые палочки не обязательно должны быть буковыми, однако изготавливать их необходимо из довольно твердого дерева. Прием игры на них самый обычный – удар одной о другую, но с их помощью активно развивается чувство музыкального ритма и чувство динамики, так как сила их ударов имеет большой диапазон. Возможно также скользящее движение одной палочки о другую.

Ксилофон - ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку.

Колокольчики  на деревянной  ручке (погремушки). Музыкальный инструмент вроде погремушки с приятным многоголосым звучанием можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.

Маракасы (см. приложение, рис.4) представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Движение инструментом может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное - дает более громкий, сильный звук, горизонтальное движение дает тихое шуршащие звучание. Маракасы парный инструмент, играют на них, потряхивая поочередно каждой рукой, либо выполняя движение одновременно двумя руками, при этом руки находятся на высоте плеч. Для большей выразительности, акцентируя какой то звук, можно "выбрасывать" руку вперед или совершать вращательные движения в одну и другую стороны. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки. Инструмент используется для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.

Металлофоны бывают диатонические и хроматические. Горизонтальное расположение инструмента с установкой звуковысотности слева направо ассоциируется с расположением клавиш на фортепиано и является наиболее рациональным при игре. Звукоизвлечением происходит с помощью молоточка.

Румба (пандейра) (см. приложение, рис.5) имеет четыре пары маленьких металлических тарелочки, вставленных в деревянную основу. Звучание румбы воспроизводится встряхиванием инструмента или ударом о ладонь другой руки.

Тамбурин. (см. приложение, рис.6) Детский ударный музыкальный инструмент. Инструмент состоит из деревянного обруча, на одну сторону которого натянута тканевая перепонка, в прорези обруча вставлены металлические пластинки. Музыкальный инструмент употребляется для ритмического сопровождения танцев, плясок, игр, а так же используется в оркестрах и ансамблях. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику руки. Инструмент позволяет: - участвовать в музыкально-ансамблевой деятельности, сопровождать игрой на инструменте разнообразные игры, песни, пляски, создавать собственные ритмические рисунки, вызвать музыкально-эмоциональный отклик детей.

Тарелки. Довольно сложный для исполнительства музыкальный инструмент, так как необходимо ударять ими друг о друга скользящим движением. Более простой способ игры – подвешивание одной тарелки и удар по ней палочкой или ложкой, покрытой в несколько слоев мягкой материей.

Трещотка. (см. приложение, рис.8) Русский шумовой музыкальный инструмент. В Курской, Тульской и Калужской областях представляет собой комплект из дубовых, кленовых или ореховых планок, нанизанных на два ремешка или шнурка. Планки соприкасаются неплотно, благодаря вставленным между ними в верхней части деревянным прокладкам. Концы ремешков трещотки берут в обе руки (как гармошку), резким (или плавным), движение ударяют планки свободными концами одну о другую и получают щёлкающие звуки. На территории северо-западных областей России трещотка - деревянная прямоугольная рамка с зубчатым валом, переходящим в рукоятку. В пазы между зубцами вала, служащего осью вращения, входят 1-4 упругие планки, противоположными концами прикреплённые к рамке. При вращении планки с силой перескакивают с одного ребра на другое, издавая оглушительный звук, напоминающий пулемётную пальбу. В прошлом выполняли ритуально-магические функции.

Треугольник. (см. приложение, рис.7) Представляет собой стальной прут диаметром 8-10 мм, согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. При игре исполнитель держит треугольник на жильной струне в левой руке, ударяет по различным частям треугольника (для получения звука различной степени громкости характера) специальной стальной палочкой без рукоятки. Звук треугольника без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который может заглушаться прикосновением свободной руки.

Кастаньеты. (см. приложение, рис.3) Ударный музыкальный инструмент, распространённый в Испании, Южной Италии и странах Латинской Америки. Кастаньеты состоят из двух пар деревянных (или пластмассовых пластинок), выдолбленных в форме раковин. Каждая пара соединяется петлёй из шнурка. Большой палец просовывается под шнурок, натягивая его так, что основания кастаньет соединяются, а свободные концы немного расходятся. Звук извлекают, постукивая по кастаньетам остальными пальцами.

Обучаясь игре на детских  музыкальных инструментах, дети открывают  для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов.

Важнейшая особенность  работы с детскими элементарными  музыкальными инструментами - освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

Информация о работе Игра на элементарных музыкальных инструментах как средство работы над ритмическим ансамблем в детском хоре