Разработка логической игры "Сапер" средствами VBA

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработка логической игры «Сапер» с использованием табличного процессора Excel объектно-ориентированного языка VBA.
Для достижения цели исследования поставим перед собой следующие задачи:
-осуществить выбор языка и среды программирования;
-разработать программную реализацию логической игры «Сапер»;
-составить пояснительную записку для описания функциональных возможностей разработанного программного приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРЗ.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. В настоящее время остается актуальным вопрос создания программных продуктов для упрощения и автоматизации промышленных процессов, а также для развлечения и других областей жизни человека. Развивается само программирование, внедряются в повседневную жизнь все более и более сложные информационные и коммуникационные системы и технологии. Под разработкой программного продукта понимается род деятельности (профессия) и процесс, направленный на создание и поддержание работоспособности, качества и надежности программного обеспечения, используя технологии, методологию и практики из информатики, управления проектами, математики, инженерии и других областей знания. После разработки, кодирования и тестирования программный продукт вводится в эксплуатацию. Но для того, чтобы уметь качественно проектировать и создавать ПО, необходимо знать основные способы и алгоритмы, быстро ориентироваться в постоянно меняющемся информационном мире. Для приобретения таких навыков и предназначены подобные курсовые работы по анализу, проектированию и созданию простого ПО.

В этой курсовой работе мы остановились на обзоре операционной системы Windows, в частности офисного пакета Microsoft Office и использовании языка Visual Basic for Application в нем.

Этот язык позволяет создавать приложения, выполняемые в среде Microsoft Office. Это могут быть разнообразные аналитические программы, финансовые системы, программы учета кадров, системы автоматического создания официальных писем/документов с помощью библиотеки готовых шаблонов, логические игры и т.п. При этом интерфейс создаваемой программы может быть совершенно непохожим на интерфейс того приложения, в котором она написана.

VBA сочетает в себе практически  неограниченные возможности с  простотой изучения и использования. Теперь большинство функций можно описать, не прибегая к программированию. В том случае, если возможностей языка недостаточно, можно обратиться к API-функциям Windows. Пожалуй, самое главное достоинство VBA в том, что этот язык является единым для всех офисных приложений Microsoft и поэтому позволяет связывать их между собой.

В данной курсовой работе мы остановились на разработке приложения популярной логической игры «Сапер». Основное ее назначение является развитие логического мышления, развитие памяти и логики. После занятий с логическими играми развивается не просто мышление, а и его скорость, человек начинает все быстрее решать проблемы и скорее находить правильные решения на поставленные задачи. Игра «Сапер» помогает сосредоточиться, а также отвлечься от всего иного и раздражающего, играя в нее, мы обретаем хорошую память и быстрое мышление.

Объектом исследования является развитие памяти и мышления.

Предметом исследования является программная реализация логической игры «Сапер».

Цель курсовой работы: разработка логической игры «Сапер» с использованием табличного процессора Excel объектно-ориентированного языка VBA.

Для достижения цели исследования поставим перед собой следующие задачи:

-осуществить выбор языка и  среды программирования;

-разработать программную реализацию логической игры «Сапер»;

-составить пояснительную записку  для описания функциональных  возможностей разработанного программного  приложения.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения – всего 23 страницы.

Во введении обосновывается актуальность и практическая значимость  технологии логической игры.

В первом разделе «Теоретические основы проектирования логической игры «Сапер» описывается понятие логической игры, ее особенности, выбирается технология, язык и среда программирования.

Во втором разделе «Практическая реализация логической игры «Сапер» рассматриваются особенности составления и работы алгоритма, обосновывается выбор стратегии тестирования, и в качестве сопровождающей документации предлагается руководство пользователя.

В заключении приведены краткие выводы, отражающие результаты решения поставленных задач.

Список использованной литературы содержит 15 наименований.

В приложении находится разработанная логическая игра «Сапер», которая записана на цифровом носителе (CD-RW).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ «САПЕР»

    1. Понятие логической игры, ее особенности

 

Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, заняв почетное место лидера среди множества способов организации молодежного отдыха. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, а индустрия компьютерных развлечений каждый год преподносит геймерам все новые и новые игры, от которых просто невозможно отказаться. Однако о вреде компьютерных игр трубят все вокруг, но не стоит забывать также об их пользе.

Разработано множество игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности, тренируют способность к логическому мышлению, пространственному воображению, планированию и умению учиться на ошибках [12].

В большинстве случаев, если речь идет о логических играх, предполагается, что они имеют национальную принадлежность. К примеру, все любители развлечений с удовольствием играют в такую китайскую игру, как маджонг. Очень часто ее относят, как ни странно, к азартным логическим играм. Страна Восходящего Солнца является родиной головоломки судоку. Первоначально, в судоку применялись только цифры. Тем не менее, так как маленькие дети не владели искусством счета, в таких головоломках со временем стали применять картинки. Говоря о логических играх из разных стран, нельзя не вспомнить о головоломках, пазлах, задачах на мышление. Как правило, они обладают ярко выраженной математической направленностью.

Логические игры очень полезны для детей, так как с их помощью развивается абстрактное мышление, улучшается память, ребенок стимулируется к тому, чтобы продумывать собственные действия. Подобный эффект свойственен для стратегических игр, так как с их помощью развивается умение сосредотачиваться и определяться со своими целями. Шахматы можно по праву назвать одной из наиболее известных и популярных стратегических игр. Они полезны для развития дедуктивных, аналитических, прогностических и других способностей, благодаря ним формируется концентрация и память.

Если ребенок играет в шахматы в детстве, то в более старшем возрасте он будет, практически стопроцентно вероятно, соображать быстрее. При этой игре нужно глубоко анализировать действия противника, собирать информацию и тщательным образом продумывать стратегию собственных действий. Все игры логического типа оказывают положительное воздействие на интеллект. Кроме того, что с их помощью можно развиваться, это еще и отличный вариант для приятного времяпрепровождения.

Логические игры или другое их название – головоломки, являются очень полезными для развития нашего интеллекта. Они помогают нам во многом, в первую очередь в умственной деятельности. Именно эти игры рекомендуются многими педагогами для детей, поскольку имеют массу положительных примеров, когда ребенок, играя в логические игры, намного опережает своих сверстников в интеллектуальном развитии. Следует сказать, что одной из разновидностей логических игр является игра «Сапер», которая очень хорошо развивает мышление человека. После занятий с логическими играми развивается не просто мышление, а и его скорость, человек начинает все быстрее решать проблемы и скорее находить правильные решения на поставленные задачи. Именно поэтому логические игры просто незаменимы для развития детей, поскольку обладают рядом положительных характеристик. Очень важно то, что все логические игры имеют математическую направленность, что может помочь ребенку в будущем учебном процессе.

Написанный специально для Windows Робертом Доннером и Куртом Джонсоном, «Сапер» стал настоящим расточителем человеческих временных ресурсов. Спорить с этим бесполезно. Игра, появившаяся как самостоятельный продукт в 1990 году (до сапера игры подобного жанра были известны на ЭВМ ещё в 60-х годах прошлого века), стала дополнением пакета развлечений. А вот уже в Windows 3.1 «Сапер» стал незаменимым атрибутом операционной системы [2].

Сапер изначально придумали не как  средство обучения владению мышью. В конце восьмидесятых  годов разработчики упорно заставляли пользователя ставить флажки и открывать поля посредством текстовых команд, показывая тем самым эффективность диалога с ЭВМ.

Таким образом, игра «Сапер» помогает сосредоточиться на своем мышлении, а также отвлечься от всего иного и раздражающего, играя в нее, мы обретаем хорошую память и быстрое мышление.

 

    1. Обоснование выбора языка и среды разработки приложения

 

В последнее время все более и более возрастает значимость разработки приложений на базе электронных таблиц Excel – продукта с высокой степенью программируемости из-за поддержки VBA.Таким образом, для разработчиков  приложений важными являются следующие возможности использования VB в среде MS Excel:

-файловая структура. Ориентация  на многолистовую структуру позволяет легко организовывать элементы приложения и хранить его в единственном файле;

-VBA – это макроязык, позволяет создавать структурированные программы непосредственно в Excel.

-Excel позволяет довольно легко вставить в рабочий лист различные элементы управления, например, кнопки, поля со списком, переключатели. Можно также легко создавать диалоговые окна, имеющие профессиональный внешний вид.

-для упрощения формул и вычислений  можно с помощью VBA создавать пользовательские функции рабочих  листов [10].

Имеется возможность вносить изменения в элементы меню, добавлять в имеющиеся меню новые элементы или создавать полностью новые меню.

Программирование в Excel , в основном, сводится к управлению объектами. Эта задача выполняется с помощью инструкций, введенных на языке, понятном Excel.

Microsoft Excel имеет встроенный  язык программирования - Visual Basic for Аpplications (VBA). Этот язык позволяет создавать  приложения, выполняемые в среде Microsoft Office.

Язык программирования VBA (Visual  Basic  for  Application) является составной частью всех последних версий приложений MS Office (Word, Excel и т.д.) и предназначен для создания дополнительных решений не выходя из среды этого приложения. Это могут быть разнообразные аналитические программы, финансовые системы, программы учета кадров, системы автоматического создания официальных писем/документов с помощью библиотеки готовых шаблонов, логические игры и т.п. При этом интерфейс создаваемой программы может быть совершенно непохожим на интерфейс того приложения, в котором она написана.

Первая версия VBA появилась как упрощенное подмножество более раннего языка Microsoft Visual Basic(VB). Однако по мере развития VB и VBA фирма – разработчик этих языков Microsoft практически их объединила [7]. 

Visual Basic for Applications представляет  собой новаторское достижение в языках программирования, возможно наиболее значительное с тех пор, как состоялся выпуск первой интегрированной среды разработки. Это означает, не то что VBA — лучшее средство разработки, а лишь то, что VBA существует. Visual Basic, вероятно, самое популярное средство разработки, и теперь совершенно неожиданно этот язык включен в не менее популярный комплект прикладных программ.

Поскольку основой приложений Microsoft послужил один и тот же язык программирования, вероятно, многим придет в голову мысль воспользоваться им. Точно так же, как пользователям Windows для подготовки множества программ необходимо освоить один интерфейс, в VBA достаточно изучить одну среду программирования, чтобы составлять разнообразные приложения

Встраивание VBA в какое-то приложение означает для него создание объектной модели, в результате VBA-программа может обращаться к объектам этого приложения и манипулировать ими.

VBA — собственное подмножество VB5, но на самом деле в VBA есть  почти все, что можно найти  в VB5. Надо признать, что незначительные отличия все же имеются (например, запуск из Word, а не в автономном режиме), но в любом случае программирование осуществляется одинаково. Объектные модели Office имеют силу до тех пор, пока выполняются приложения, которым они принадлежат, поэтому и VBA, и VB5 могут манипулировать ими. Мы видим, что от аналогичной в VB5 интегрированная среда разработки в VBA почти ничем не отличается.

Введение достаточно мощного языка программирования в Excel делает эту программную платформу весьма привлекательной для профессионалов, которые занимаются разработкой специализированных прикладных систем.

Разработка языка программирования VBA, встраиваемого в прикладные системы, является одним из стратегических направлений компании Microsoft. Этот язык уже интегрирован в такие программы, как Word for Windows, Power Point и ряд других. VBA позволяет создавать программные модули, меню, диалоговые окна и другие ресурсы в среде Windows. Благодаря этому языку появляется возможность значительно расширить набор функций в Excel, а также создавать функции, значения которых зависят от некоторых условий и событий. В принципе, можно полностью перепрограммировать все функции программы Excel, если в этом появилась необходимость [14].

На наш взгляд VBA легок в освоении, благодаря этому приложения могут создавать даже пользователи, не программирующие профессионально. Все выше сказанное определило выбор языка  программирования Visual Basic for Аpplications и среды программирования MS Excel  для разработки логической игры «Сапер».

Информация о работе Разработка логической игры "Сапер" средствами VBA